«Сравнение свойств песка и камня».
план-конспект по окружающему миру
Цель: познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и камень и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Задачи:
Образовательные:
· Уточнить представление детей о свойствах объектов неживой природы (песка, воды, камней).
· Познакомить с увеличительным прибором- лупой, с приёмами работы с ней; Познакомить с увеличительным прибором- лупой, с приёмами работы с ней;
· Расширять и обогащать словарный запас (лупа, песчинки, шершавый) Развивающие:
· развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности с их свойствами использовать в поделках;
· Развивать творческие способности детей. Воспитательные:
· Воспитывать интерес к объектам неживой природы; бережное отношение.
Оборудование и материалы: песок, вода, камни, лупы, тарелочки , стаканчики, ракушки, «ящик ощущений», мешочки, ¼ альбомного листа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_sravnenie_svoystv_peska_i_kamnya.docx | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по кружковой деятельности в старшей группе Тема: «Сравнение свойств песка и камня».
Цель: познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и камень и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Задачи:
Образовательные:
∙ Уточнить представление детей о свойствах объектов неживой природы (песка, воды, камней).
∙ Познакомить с увеличительным прибором- лупой, с приёмами работы с ней; Познакомить с увеличительным прибором- лупой, с приёмами работы с ней;
∙ Расширять и обогащать словарный запас (лупа, песчинки, шершавый) Развивающие:
∙ развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности с их свойствами использовать в поделках;
∙ Развивать творческие способности детей. Воспитательные:
∙ Воспитывать интерес к объектам неживой природы; бережное отношение.
Оборудование и материалы: песок, вода, камни, лупы, тарелочки , стаканчики, ракушки, «ящик ощущений», мешочки, ¼ альбомного листа.
Организационный момент В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Будьте все внимательны, Активны и старательны.
На столе лежит коробка, внутри которой 2 мешочка. Рядом с коробкой конверт с названием группы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого это письмо и посылка? Это письмо прислали нам гномы, т.к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы. (читает). «За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живут гномы. День и ночь добывают они золотой песок и драгоценные камни. День и ночь стучат их молотки. А царствует над ними злой жадный Горный король. Он очень рассердился, увидев ваш детский сад таким ярким, нарядным, весёлым.
Помогите нам сделать эскиз красивого сада для короля. А чтобы это сделать, вам надо провести опыты с материалами ,что спрятаны в коробке.
Воспитатель: Как вы думаете какие материалы могут быть в коробке?(ответы детей) Воспитатель: Достаёт мешочки из коробки. Давайте определим их содержимое. Даёт детям их потрогать, ощупать, понюхать и т.д. Выслушав предположения детей, он открывает мешочки , дети видят песок и камни. Сегодня с помощью проведения опытов мы выясним свойства этих материалов, сравним их между собой.
Воспитатель: Как ребята вы готовы помочь гномам? Дети: Да
Воспитатель: При проведении опытов нужно соблюдать правила безопасности? Какие правила при работе с песком и камнями могут быть?
Ответы детей:(не разбрасывать песок , не брать в рот, не тереть глаза грязными руками ,не бросать камни, не стучать по столу и товарищу, не брать в рот). При взаимодействии с водой нужно-засучить рукава.
Работать будем вместе, дружно помогать друг другу.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах приготовлено всё необходимое для проведения опытов. Что вы видите?
Дети : Воду, песок, камни.
Воспитатель: Давайте посмотрим , какого цвета вода в ваших стаканчиках? Вспомните, имеет ли вода цвет, вкус, размер?
Дети: Вода бесцветная, у неё нет вкуса, нет размера.
Воспитатель: Какого цвета песок? (коричневый0
-Из чего он состоит? (песок состоит из песчинок)
- Какой он на ощупь?
Дети: Он сухой, но может быть и мокрым.
Воспитатель: Наберите песок в кулачок и выпустите его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком ? (Он сыплется).
Воспитатель: А сможем ли мы что-то слепить из сухого песка? Дети : Нет. Придать форму можно только мокрому песку. Воспитатель: Какие камни перед вами?
Дети: Камни разные: большие и маленькие, белые, чёрные, серые.
Воспитатель: Можно ли определить, что тяжелее- песок или камень? (Предложения детей). Воспитатель: Предлагаю с помощью воды определить, что тяжелее- песок или камень.
Опыт№1
Воспитатель::Опустите одновременно в воду песок и камень, перемешайте. Наблюдайте ,как материалы оседают на дно.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод в ходе этого опыта?
Дети: камни тяжелее песка, они оседают на дно раньше. Песок состоит из маленьких песчинок они лёгкие.
Воспитатель: А из чего состоят камни? Попробуйте разделить камень на маленькие частички . Получается? (Нет)
Опыт№2
Воспитатель: Насыпьте немного песка на лист белой бумаги и рассмотрите песчинки. Какие они? Вам хорошо видно? А мне не очень. Но у меня есть увеличительный прибор (показывает детям)-лупа. Она помогает рассматривать самые маленькие частички, делая их большими. Лупа состоит из стекла и ручки, за которую её нужно держать и медленно приближать к нужному предмету. Вот так. Хотите попробовать сами? (Раздаёт всем детям лупы). Рассмотрим песчинки через лупу. Что видите? Какие они? Одинаковые или разные? А теперь рассмотрим камень. Что интересного можно увидеть?(ответы детей).
Воспитатель: камни тоже состоят из частичек , но они крепко держаться друг за друга, и мы не можем их разделить. Возьмите и попробуйте отломить от него маленький кусочек. Получается? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, откуда берутся камни?
.Дети: Они отламываются от большой горы. Воспитатель: Предлагаю вам поиграть.
Физкультминутка «Гора».
Стоит гора-старушка, До небес макушка.
Её ветер обдувает, Её дождик поливает,
Стоит гора, страдает И камешки теряет.
И каждый день, И каждую ночь
Катятся, катятся Камешки прочь. Раскатились камни, И с той самой поры Ничего не осталось
От нашей горы!
Поднимаем руки вверх. Тянуться на цыпочках вверх. Обмахивают себя кистями рук.
Встряхивает кистями рук.
Прикладываем ладошки к щекам качаем головой Кулак, ладонь попеременно открываются.
Кулак на ладони , смена рук
Вращаем руками по кругу
Стучим кулак о кулак
Руки в стороны пальцы растопырены приседаем.
Воспитатель: Присядьте на стульчики ребята. Камушки с горы раскатились, а гномы собрали их для вас.
Воспитатель: Достаньте из мешка самый большой камень на ощупь, самый маленький, самый гладкий, самый шершавый, круглый, плоский, любой. А можно ли сказать , какого цвета камень на ощупь?(Рассматриваем камни)
Ребёнок: Нет Воспитатель: Почему? Ребёнок: Я его не вижу.
Воспитатель: А теперь ответьте, какие камни одинаковые или разные? Дети: Разные.
Воспитатель: Чем они отличаются? (ответы детей) Почему одни гладкие , другие шершавые? Морские камни вода переворачивает они трутся о песок , ударяются друг о друга , вода точит.
Воспитатель: Как вы думаете, а камни могут издавать звуки? (ответы детей)
Воспитатель: Возьмите по второму камешку и стукните камни друг о друга.( по очереди стучат, чтобы услышать каждый звук) .Игра с камнями.
Воспитатель: Могут ли камни вырасти? (ответы детей) Воспитатель: Камни неживые (песок и камни неживая природа) Воспитатель: Как вы думаете, можно ли сделать сад камней? Дети: Нет.
Воспитатель: Вы не правы, можно. Из камней и ракушек можно выложить на песке красивые цветы и тогда получиться « сад камней», ведь цветы растут в саду. Наши гномы ждут помощи от нас, ведь мы решили помочь гномам и сделать Эскиз сада из камней для короля гномов. Воспитатель: Присаживайтесь за столы, посмотрите какой необычный песок у нас есть(цветной). Давайте выложим из камней и ракушек на песке красивые цветы и тогда получиться «сад камней».(под музыку «Звуки природы» дети выкладывают «сад камней»).
Воспитатель:- Что же нового мы с вами узнали?
-С чем познакомились?
-Вода помогла нам определить, что тяжелее?
-Ребята, а где человек использует камни? (в строительстве дорог, украшения, лечении)
-Нравятся ли вам такие необычные занятия? (да)
(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их).
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня хорошо делали опыты, активно и правильно отвечали на мои вопросы, и я очень рада, что мы справились с заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вещество. Свойства веществ. П/р №3 «Наблюдение за различиями натуральных и искусственных веществ. Сравнение веществ и предметов, определение их взаимосвязи»
Конспект урока по познанию мира....
Выделение свойств предметов. Величины и отношения между ним. Отношения равенства-неравенства при сравнении предметов по выбранному признаку.
Сравнение предметов по разным признакам....
Математика и информатика "Свойство предметов и сравнение групп предметов"
Интегрированный урок....
Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....
конспект занятия по теме «Свойства песка и глины» в подготовительной группе
конспект занятия в подготовительной группе на тему свойства глины и песка...
Урок окружающего мира 3 класс. Тема урока: «Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»
Урок окружающего мира 3 класс. Тема урока: «Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»...