конспект занятия по теме «Свойства песка и глины» в подготовительной группе
учебно-методический материал по окружающему миру

Голованова Елена Валентиновна

конспект занятия в подготовительной группе на тему  свойства глины и песка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_tema_svoystva_peska_i_gliny.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства песка и глины»

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».

Цель –ознакомление детей с  компонентами неживой природы –песоком  и глиной  и их свойствами.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить детей со свойствами и глины ;
  • обогащать словарный запас детей(лаборатория, исследователь, сыпучий, рыхлый, пропускает воду, липкая ,вязкая, песчинки, комочки;
  • учить составлять небольшой связный рассказ о свойствах песка и глины;
  • уточнять знания детей о значении песка и глины в жизни человека.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность детей,
  • развивать  умение сравнивать, анализировать объект;
  • развивать  умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;
  •  развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
  • проявлять интерес к новой информации.

Предварительная работа: беседа о том, где используются глина и песок, рассматривание изделий, при изготовлении которых используются глина и песок (стеклянные вазы, фигурки, кирпичи, керамические изделия), Наблюдение за глиной и песком в природе, проведение опытов. Методы и приемы:  практические: наблюдение, экспериментирование с глиной и песком; наглядные: показ опытов; словесные: беседа, рассказ, анализ, подведение итогов – обобщение детских исследований по данной теме.

Оборудование:  на каждого ребенка фартучки, нарукавники; лупы, стекла, стаканчики, дощечки, магниты, прозрачные ёмкости, крышки с дырочками, трубочки для коктейлей, песочные часы, вода, глина, песок.

Ход занятия.

1.Вводная часть. Сюрпризный момент.

-Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь.

Вы, наверно, заметили, что один гость очень необычный. (обращает внимание на воздушный шарик, стилизованный под человеческое лицо).

Это знаменитый профессор Шар Шарыч. Он летает по всему миру и узнаёт много интересных вещей. И, наверно, неспроста появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил.

(достаёт из корзинки 2 мешочка в одном глина,в другом песок)

-Попробуем угадать, что там находится.

Дети берут мешочки  щупают ,трогаютих, затем проверяют, имеют ли они запах. Пробуют догадаться, что там находится.

Можно загадать загадки:

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.( Песок)

Если встретишь на дороге –

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

она понадобится сразу. (Глина)

-Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали.

– Молодцы, верно отгадали. Это песок и глина.

-Кто знает где в жизни используют песок?

-А кто знает где в жизни используют глину?

Воспитатель: Значит шар шарыч дает нам задание исследовать глину и песок, познакомится с их свойствами.

Воспитатель:

- Как вы думаете, где проводят исследования?(В лаборатории)

 -Что делают в лаборатория?  ( проводят опыты и ставят эксперименты.)

-Кто проводит опыты?(ученые)

-  Сегодня я вам предлагаю стать такими учеными и провести опыты  с этими  веществами.

-А что нам понадобится для проведения опытов? (Ответы детей)

     

-Вспомним правила поведения в лаборатории. (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот)

- Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе

-Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол)

1.Первый эксперимент Что такое песок из чего он состоит?

• рассмотреть через лупу

• обследовать сухой песок пальцами

-.  А теперь давайте рассмотрим  песок через увеличительное стекло – лупу. Насыпьте ложечкой песок в подложку.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

 Похожи ли песчинки одна на другую?

Чем  похожи?

Чем отличаются?

Если внимательно рассмотреть песчинки то, что можно увидеть? Что  вы  увидели? (песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, В песке есть полупрозрачные кристаллики, похожие на стеклышки – это частицы кварца). 

Теперь возьмем песок и его потрем между пальцами. Какой на ощупь песок?(Шершавый, твердый, крупинчатый, похожий на мелкий камешки)

Песчинки скреплены между собой, они держатся друг за друга?(нет)

Какого цвета песок? (Чаще всего встречается песок жёлтый)

Где можно увидеть песок? (Его можно увидеть на обрывистом берегу реки, в овраге. Им посыпают дорожки садов, парков, бульваров)

Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла

Песок состоит из зёрнышек — песчинок. Зёрнышки бывают разной величины: одни покрупнее, другие помельче. Песчинки ничем не скреплены между собой. Песок сыпучий. В песке есть полупрозрачные кристаллики, похожие на стеклышки – это частицы кварца.

2.Второй эксперимент.Что такое глина из чего она состоит?

• рассмотреть через лупу

• обследовать глину пальцами

-Теперь давайте рассмотрим глину. Что вы увидели? (Ответы детей.)       Воспитатель подводит детей к выводу о том, что в глине частички слипшиеся, очень мелкие, тесно прижатые друг к другу,

Возьмем щепотку сухой глины и потрем ее между пальцами. Из чего состоит глина? (сухая глина состоит из пылинок)

 Какая на ощупь глина?(  на ощупь глина мягкая)

 Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина тоже бывает разного цвета: коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного. Чаще всего встречается светло-коричневая глина. Её можно увидеть в канаве, яме, на обрывистом берегу реки, в овраге.

3.Третий эксперимент. Как сыпется песок и глина?

Возьмите  ложечки и насыпать песок из баночки в подложку.

- Легко ли сыплется песок?(легко)

Что напоминает песок,когда сыпется? (его движение напоминает движение воды)

А если песок сыплется, то он какой? Как можно о нем сказать? (сыпучий)

Теперь возьмите  сухую глину и попробуйте ее насыпать.

- А сыпется глина как песок? (нет)

-А как она сыпется?(комочками)

Вывод: песок сыпучий, песчинки не держатся друг за друга.

 Глина состоит из мельчайших, как пыль, частичек, которые скреплены между собой,глина сыпется комком.

4.Четвертый эксперимент Взаимодействие песка и глины при взаимодействии с ветром.    

Показать картинку с изображением пустыни.

Что изображено на этой картинке?(пустыня)

Чего в пустыне очень много?(песк)

Воспитатель: Берем два стеклянных сосуда с песком и глиной, посуда закрыта крышками с вставленными в них трубочками. Сейчас мы будем дуть в емкость с песком. Что происходит с песком? Почему? Как можно сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре? (Ответы детей.)     Воспитатель: Теперь давайте подуем в емкость с глиной. Что в ней происходит?  Почему так происходит? (Ответы детей.)     Воспитатель подводит детей к выводу о том, что песок легко двигается, сдувается. А кусочки глины сдуваются труднее или совсем не двигаются.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?
  • Динамическая пауза
  • - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

 Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сестьКак считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

  • .

Динамическая пауза аудио запись «Шум ветра»

Когда скажу песок, вы как песчинки кружитесь, скажу глина собираетесь в комочек (делаете круг, руки кладете на плечи,3-5 раз)

5.Пятый эксперимент . Растворяются ли песок и глина в воде?    

Воспитатель: Берем стаканчики с водой, сыпем в один стаканчик песок, не размешиваем. Что стало с песком? ?(Песок оседает)

 А что осталось на его поверхности? ?( песочную пыль)

Растворяется  песок  в  воде? (Ответы детей.)  

Вывод: песок тяжелый- он опускается на дно баночки, не растворяясь пыль легкая, она осталась на поверхности. При намокании песок меняет цвет.

 

Тоже самое проделать с глиной.

А теперь проведем опыт с глиной. Что стало с глиной? Что происходит с глиной?(часть оседает,окрашивая воду).Если вода окрашивается, значит глина что делает в воде?(растворяется)

Вывод: Глина-  легкая, растворяется в воде, но позже оседает на дно.

6.Седьмой эксперимент

Намочите свой песок. Слепите из него что-нибудь. Как вы думаете,можно ли будет играть ими после высыхания песка? Почему?

Возьмите глину слепите любую поделку, игрушку. Какая на ощупь глина? Что произойдет после высыхания с глиной? можно будет играть вашими поделками? Почему?

Итог занятия.

Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились? (  )

-Расскажите, что вы узнали нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация).  На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной  гру...

Конспект занятия по ФЭМП "Колобок в гостях у ребят" (подготовительная группа)

Интересный конспект направленный на закрепление полученных навыков в течении года. Развитие интереса к ФЭМП посредством игры....

Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Гроздь рябины для птиц» в подготовительной группе к школе.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Гроздь рябины для птиц» в подготовительной группе к школе....

Конспект занятия на тему "Праздник весны и труда" подготовительная группа

Возраст: подготовительная группаТип: интегрированныйФорма: фронтальнаяЦель: расширение и систематизирование представлений о празднике Весны и труда; о профессиях.Задачи:Образовательные:-уточнить предс...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы "Путешествие по стране Математики"

Цель: закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.Упраж...