Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир" для обучающихся с ОВЗ для 1 класса (ЗПР, вариант 7.2.)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7.2._okruzhayushchiy_mir_1_klass.docx | 62.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир"
для обучающихся с ОВЗ
для 1 класса
(ЗПР, вариант 7.2.)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (далее- ЗПР) составлена на основе Требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, установленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования обучающихся с ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счёт устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции.
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обучающиеся с ЗПР характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Обучение детей с ЗПР (вариант 7.2) осуществляется с учетом особых образовательных потребностей.
К общим потребностям относятся:
- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации
Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса);
-увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
-гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения или сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений
и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
-наглядно-действенный характер содержания образования;
-развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
-обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной -деятельности
обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
-постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
-необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
-постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
-комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦИС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
-развитие и отработка средств коммуникации, приёмов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, со взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
-обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
формирование представлений о ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность);
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;
освоение обучающимися с ЗПР основ мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление базовых навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Коррекционно-развивающий потенциал предмета заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные представления о мире для решения разнообразных предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, заложит основу для осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти своё место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем своё личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР.
Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
При обучении детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития, создаются специальные условия для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога;
- -использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов;
- -использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка;
- новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и доступно;
- постоянный контроль, как дети поняли изучаемый материал;
- значительное место будет отведено практической деятельности учащихся;
- выполнение письменных заданий планируется предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;
- предупреждение ошибок; не давать закрепиться неправильным графическим образам;
- в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование, пошаговый алгоритм, работа по плану и др.;
- уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью;
- любой повод используется для похвалы, акцент - на даже самые маленькие успехи;
- индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий).
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ЗПР:
- особая форма организации аттестации:
- в малой группе или индивидуально (с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР);
- привычная обстановка в классе:
- присутствие своего учителя,
- наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий;
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей:
- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
-упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания:
- более крупный шрифт,
- чёткое отграничение одного задания от другого;
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
- стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка),
- организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
- направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребёнка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребёнка.
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира в 1 классе – 66 часов (два часа в неделю)
Содержание учебного предмета
Содержание обучения в 1 классе
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.
Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.
Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.
Человек и природа
Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру.
Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
сравнивать под руководством учителя происходящие в природе изменения; наблюдать под руководством учителя зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить с опорой на образец примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть (после проведенного анализа) главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); приводить с опорой на образец примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, используя картинный план/схему, устанавливать различия во внешнем виде с опорой на алгоритм.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы; уважительно относиться к разным мнениям; воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу Российской Федерации (с использованием иллюстративно-дидактических материалов учебника, рабочей тетради), описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года; сравнивать с опорой на схему/алгоритм домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
сравнивать с помощью учителя и с опорой на план организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми; анализировать с помощью учителя предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность способствует формированию умений соблюдать правила общения в совместной деятельности (при необходимости под руководством взрослого): договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
3) эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
участие в социально значимой деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты
У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты после проведённого анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с помощью учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану под руководством учителя опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать под руководством учителя различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью взрослых для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать с помощью учителя графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном уровне; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами с помощью взрослых; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления с помощью взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций по опорному плану.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам; участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого); ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1 класс
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение (на доступном уровне) к семейным ценностям и традициям, соблюдать при напоминании взрослого правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; приводить с помощью учителя примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; различать с опорой на образец объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы; знать и показывать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); знать группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных схем/слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки применяя опорные слова, используя алгоритм; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными используя памятку с алгоритмом последовательности действий; проводить под руководством взрослого, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха ) и опыты под руководством учителя (используя наглядный алгоритм последовательности действий); давать оценку на примитивном уровне ситуациям, раскрывающим положительное и негативное отношение к природе; знать правила поведения в быту, в общественных местах; соблюдать под руководством взрослого правила безопасности на учебном месте школьника во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами (при обязательном присутствии взрослого); иметь представление о правилах здорового питания и соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными образовательными и информационными ресурсами.
Тематическое планирование
1 класс (66 часов)
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся с ЗПР |
1 | Человек и общество. 16 часов | Школьные праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. | Экскурсия по школе, знакомство с помещениями. Беседа по теме, например, «Зачем нужно каждое помещение». Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в классе и в школе». Практическое упражнение в расположении школьных предметов на рабочем месте. Игры и упражнения в собирании/разбирании портфеля. Беседа по теме, например, «Какой предмет нужен на каком уроке». |
Россия. Москва – столица России. Первоначальные сведения о родном крае. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. | Просмотр видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва – столица России», «Экскурсия по Москве». Экскурсии, целевые прогулки о родном крае, труде людей. Рассматривание изделий народных промыслов народов России. Беседа, игры и инсценировки по теме, например, «Правила поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке». Просмотр мультипликационных фильмов по теме. | ||
Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. | Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья» совместно с детьми. Беседа по теме, например, «Что такое семья». Просмотр мультипликационных фильмов/ анимированных презентаций по теме «Как семья проводит свободное время». Диалог учителя с детьми о совместных делах/времяпрепровождении. | ||
2 | Человек и природа. 37 часов | Природа и предметы, созданные человеком. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в природе». Экскурсии по теме, например, «Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой». Зарисовка термометра. Практическая работа по теме, например, «Измеряем температуру». Ведение календаря погоды. Рассматривание и беседа по иллюстративному материалу «Живая и неживая природа». Дидактическая игра «живое/неживое». |
Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок. Комнатные растения, правила содержания и ухода. | Экскурсия. Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав. Знакомство с атласом-определителем. Практическая работа по нахождению знакомых растений в атласе-определителе. Практическая работа по теме, например, «Найдите у растений их части». Рассматривание и зарисовка частей растения. Практическая работа по теме, например, «Учимся ухаживать за растениями уголка природы». Составление памятки по теме «Ухаживаем за комнатными растениями». | ||
Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. | Игра-классификация «Какие бывают животные». Наблюдения за поведением животных в естественных условиях: повадки птиц, движения зверей, условия обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов). Просмотр видеофрагментов по теме «Дикие и домашние животные». Дидактическая игра «2 лишний» (по теме «Дикие и домашние животные»). Беседы с детьми по теме, например, «Мой домашний питомец». | ||
3 | Правила безопасной жизни. 7 часов | Необходимость соблюдения режима дня, правил личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). | Беседа по теме, например, «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника. Практическое занятие (при наличии условий) в кабинете технологии: «Правила пользования газовой и электроплитой». Составление памятки по теме, например, «Телефоны экстренных служб». Рассматривание и зарисовка основных дорожных знаков, светофора. Дидактическая игра «Три сигнала светофора». Просмотр мультипликационных фильмов по теме «Правила дорожного движения». |
Резерв: 6 часов |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Мы – школьники. Адрес школы. Знакомство со школьными помещениями | 1 | ||||
2 | Наша страна – Россия, Российская Федерация. Что такое Родина? | 1 | ||||
3 | Наша Родина: от края и до края. Символы России | 1 | ||||
4 | Народы России. Народов дружная семья | 1 | ||||
5 | Путешествие по родному краю | 1 | ||||
6 | Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ | 1 | ||||
7 | Столица России ‒ Москва. Достопримечательности Москвы | 1 | ||||
8 | Что такое окружающий мир? Что природа даёт человеку? | 1 | ||||
9 | Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы: выделение различий | 1 | ||||
10 | Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различия дикорастущих и культурных растений | 1 | ||||
11 | Явления и объекты неживой природы | 1 | ||||
12 | Природа и человек. Природные материалы и изделия из них. Наше творчество | 1 | ||||
13 | Что мы знаем о растениях? Что общего у разных растений? | 1 | ||||
14 | Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения | 1 | ||||
15 | Комнатные растения. Растения в твоём доме: краткое описание | 1 | ||||
16 | Практикум по теме: "Как мы ухаживаем за растениями" | 1 | 1 | |||
17 | Разнообразие растений: узнавание, называние, краткое описание | 1 | ||||
18 | Особенности лиственных растений: узнавание, краткое описание. Лиственные растения нашего края | 1 | ||||
19 | Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края | 1 | ||||
20 | Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных | 1 | ||||
21 | Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида | 1 | ||||
22 | Какие звери живут в морях и океанах? Морские звери: узнавание, называние, краткое описание | 1 | ||||
23 | Мир животных: рыбы пресных и солёных водоёмов (сравнение, краткое описание) | 1 | ||||
24 | Мир животных: птицы (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных | 1 | ||||
25 | Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы: сравнение места обитания, способа питания | 1 | ||||
26 | Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание) | 1 | ||||
27 | Мир животных: чем похожи все звери: главная особенность этой группы животных. Забота зверей о своих детёнышах | 1 | ||||
28 | Знакомься: электронные ресурсы школы | 1 | ||||
29 | Ты – пешеход! | 1 | ||||
30 | Знаки дорожного движения | 1 | ||||
31 | Родной край – малая Родина. Первоначальные сведения о родном крае: название. Моя малая родина | 1 | ||||
32 | Культурные объекты родного края | 1 | ||||
33 | Домашние и дикие животные. Различия в условиях жизни | 1 | ||||
34 | Повторение изученного по разделу "Человек и общество" | 1 | ||||
35 | Семья – коллектив. Права и обязанности членов семьи | 1 | ||||
36 | Значение природы в жизни людей | 1 | ||||
37 | Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера телефонов экстренных служб | 1 | ||||
38 | Наблюдение за погодой. Анализ результатов наблюдений | 1 | ||||
39 | Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния погоды | 1 | ||||
40 | Практикум по теме: "Измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице)" | 1 | 1 | |||
41 | Откуда в снежках грязь? | 1 | ||||
42 | Как живут растения? | 1 | ||||
43 | Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе? | 1 | ||||
44 | Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью | 1 | ||||
45 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | ||||
46 | Классный коллектив. Мои друзья – одноклассники. Правила совместной деятельности | 1 | ||||
47 | Учебный класс. Рабочее место школьника. Режим учебного труда, отдыха | 1 | ||||
48 | Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой | 1 | ||||
49 | Мир животных. Где живут белые медведи? | 1 | ||||
50 | Мир животных. Где живут слоны? | 1 | ||||
51 | Мир животных. Перелётные и зимующие птицы. Где зимуют птицы? | 1 | ||||
52 | Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках | 1 | ||||
53 | Труд людей родного края | 1 | ||||
54 | Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем | 1 | ||||
55 | Повторение изученного по разделу "Человек и природа" | 1 | ||||
56 | Мир животных. Почему мы любим кошек и собак? | 1 | ||||
57 | Прогулки на природе. Правила поведения в природе | 1 | ||||
58 | Промежуточная аттестация. | 1 | 1 | |||
59 | Зачем нужна вежливость? | 1 | ||||
60 | Режим дня первоклассника. Правильное сочетание труда и отдыха в режиме первоклассника | 1 | ||||
61 | Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7 лет. Правила поведения за столом | 1 | ||||
62 | Предметы личной гигиены. Закаливание организма солнцем, воздухом, водой. Условия и правила закаливания | 1 | ||||
63 | Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной | 1 | ||||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | ||||
65 | Труд и быт людей в разные времена года | 1 | ||||
66 | Кто заботится о домашних животных Профессии людей, которые заботятся о животных. Мои домашние питомцы | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 66 | 1 | 2 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Предметно-практическое обучение» для 1 подготовительного класса в соответствии с ФГОС НОО для глухих обучающихся
Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 2 класса.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Приме...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3
Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса с ТНР...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ученика 1 класса
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ПАООП) в качестве цели изучения физической культ...