Окружающий мир 4 класс. Тема урока: «Новое время: встреча Европы и Америки»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Куриленко Людмила Николаевна

Цель:

- ознакомить обучающихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями;

- научить отличать эпоху Нового времени от других эпох;

-находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.

 - развивать устную речь, учить делать выводы, воспитывать любовь и интерес к истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий  мир

 4 класс «Школа России»

Тема урока: «Новое время: встреча Европы и Америки»

Цель:

- ознакомить обучающихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями;

- научить отличать эпоху Нового времени от других эпох;

-находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.

 - развивать устную речь, учить делать выводы, воспитывать любовь и интерес к истории.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

    Предметные:

получат представления о великих мореплавателях;

изучить происхождение Америки;

научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по истории;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

Оборудование: учебник, презентация, карта полушарий.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

-О какой исторической эпохе мы говорили на прошлом уроке?

-Как еще называли эпоху Средних веков? (Время рыцарей и замков)

- А  в наше время можно быть рыцарем? Кого бы вы сейчас назвали рыцарем?

 (Рыцарь-это смелый, честный, верный своему долгу, благородный, самоотверженный человек)

-Посмотрите на ленту времени, определите местонахождения  этой эпохи. 

( Новое время идет после эпохи Средних веков.)

 Сколько лет длилась эта эпоха?

(Новое время продолжалось с 1500 года до 1900 года, 16,17,18,19 века, 400 лет)

3.Блицопрос

• Сколько лет продолжалась эпоха Средневековья? (1000 лет.)

• Какие современные города возникли в Средневековье? (Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва.)

• Какие религии получили распространение в Средние века? (Ислам, буддизм, христианство, иудаизм.)

• Назовите здания для молитв у христиан. (Христианские церкви и соборы.)

• У мусульман? (Мусульманские мечети.)

• У буддистов? (Буддистские храмы.)

• У иудаистов? (Синагога.)

• Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом? (Рыцарь.)

• Где жили рыцари? (В замках.)

• Какое место выбирали для строительства замков? (Высокий холм, обрывистый утес, остров посреди реки.)

• Чем был окружен замок? (Рвом с водой.)

• Где можно было согреться в таком жилище? (У камина.)

• Для чего проводились рыцарские турниры? (Для развлечения.)

• Когда было изобретено книгопечатание? (В 1445г.)

• Кто его изобрел? (Немец Иоганн Гутенберг.)

• Как назывались металлические буквы? (Литеры.)

• Как работали на печатном станке? (Вручную.)

Игра «Верно — неверно»

- На своих партах вы видите листы с пятью утверждениями. Если вы соглашаетесь с утверждением — ставите знак «+», если нет — знак «—».

1. История первобытного мира — самая длинная в истории человечества. (+)

2. Первобытный мир называют «детством человечества». (+)

3. Древний мир — эпоха рождения первых цивилизаций. (+)

4. Средние века называют временем рыцарей и замков. (+)

5. В Средние века большинство людей жили в городах. (—)

4. Целеполагание

- Наше путешествие по эпохам всемирной истории продолжается. Посмотрите на ленту времени. Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»?

(1. Впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое.

 2. Недостаточно знакомое, малоизвестное.)

- Как вы думаете, почему Новое время так назвали?

- Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Новое время: встреча Европы и Америки».)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

5. Работа по теме урока

Работа по учебнику стр.16

- Проверим наши предположения по учебнику. На с. 16 самостоятельно найдите ответ на вопрос: почему Новое время так назвали?

 (Новое время — эпоха возникновения нового общества, великих технических достижений, появления новых предметов, облегчающих жизнь людей, Великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель, встреча  народов Европы и Америки.)

Новое время называют эпохой Великих географических открытий.

 -Покажите на карте Европу и Америку.

-Как же люди этих двух материков могли встретиться друг с другом?

(Переплыть через океан)

Одно из таких открытий совершил человек, о котором пойдет речь в стихотворении.

Незадачливый моряк

Плыл на запад, но никак

Он земли не достигал,

Компас свой не раз ругал.

Плыл он в Индию упорно,

И приплыл он наконец

В земли, где народ-творец

Он индейцами назвал,

Только в точку не попал.

- Кто был этим незадачливым моряком, отправившимся на поиски нового пути в Индию?

- В чем заключалось его открытие? Стр.16

- Что об этом рассказывает наш учебник? Прочитайте. Поделитесь новой информацией.

- Куда планировал отправиться Колумб? ( В Индию)

-Удалось ли ему добраться до Индии?

-Посмотрите на карту, покажите Индию. Так почему Колумб не попал в Индию? ( Нет, он доплыл только до Америки, но сам Колумб решил, что это Индия и даже местное население назвал индийцами) 

(Рассказываю о Колумбе.)

- А вы знаете зачем все так стремились в Индию?

      Индию европейцы называли «страной сказочных богатств». Оттуда купеческие караваны везли золото и драгоценные камни, тонкие ткани и пряности - гвоздику, черный перец, корицу. Ценили пряности на вес золота – платили за 1 грамм пряностей 1 грамм золота.

-А разве нельзя сухопутным путем добраться до Индии?

    На карте видно, что кратчайший путь в Индию из Европы проходит по суше. Но сухопутное путешествие было очень трудным и опасным. Морским путём было перевозить товары намного легче и быстрее,

     До конца жизни Колумб не знал, что он открыл  новый Континент. И только после смерти Колумба итальянский  путешественник Америго  Веспучи догадался, что открытые Колумбом земли -  новый материк. Вот его  то именем и назвали Америку. А в память о Колумбе названа одна из стран Южной Америк – Колумбия.

—Более подробно о Колумбе и его путешествии можно узнать из книг, которые есть в нашей школьной библиотеке.

Как вы думаете, что сделали предприимчивые европейцы с землей, которую открыли, или она так и осталась необжитой?

(Совершенно верно, спустя некоторое время Америка была заселена европейцами. На ее территории были образованы новые государства Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина).

Вот так и произошла встреча людей живших в Европе и Америке

- Каких путешественников вы еще знаете? Познакомимся с некоторыми из них на с.17-18 учебника. (Фернан Магеллан, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев.)

     В богатую Индию стремилась и Испания. Ходила молва, что за землей, открытой Колумбом есть море, по которому можно доплыть до Индии. Капитан судна «Виктория» Фернан Магеллан предложил испанскому королю подойти к Индии с запада. Король поддержал план капитана и снарядил в плаванье 5 кораблей во главе с Фернаном Магелланом.

     Магеллан считал, что существует пролив, который соединяет его с Атлантическим океаном. Но пролив не был обозначен, ни на одной карте. Поэтому Магеллан очень внимательно осматривал каждый залив, каждое устье рек Южной Америки.

      После долгих поисков пролив, наконец, был найден! Это была победа! Но ее сопровождала беда. Самый крупный корабль эскадры, на котором хранилось больше всего запасов продовольствия и воды, взбунтовался и ушел обратно в Испанию. А впереди было не море, а огромный неизвестный океан и много миль пути.

    Оставшиеся корабли вышли в неизвестный океан. Магеллан назвал океан Тихим, потому что во время плавания по нему  они не попали ни в одну бурю. А пролив между двумя океанами получил позднее имя самого Магеллана.

     Почти три года длилось плавание эскадры Магеллана.  Из  всех кораблей лишь маленькая «Виктория» вернулась в Испанию.   Из 265 моряков домой вернулось только 17, сам Магеллан тоже погиб. Так закончилось первое кругосветное путешествие. Магеллан доказал, что Земля – шар.

- Какое открытие совершила экспедиция Магеллана?

(Доказала, что земля имеет форму шара).

А еще экспедиция выяснила, что океаны занимают большую часть, чем суша.

- Зачем люди отправлялись в путешествия? (Открывали новые земли, новые пути, материки, осваивали новые просторы.)

    Совершались экспедиции и вглубь материков. Русские люди успешно осваивали просторы Сибири.    Еще в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. Говорили всякое, но чаще всего - о том, что богата она золотом и алмазами.

 Российские путешественники Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев отправились в путь к Южному полюсу на двух шлюпах «Мирный» и «Восток». Им дали задание: как можно ближе подойти к Южному полюсу и открыть неизвестные земли.

    Наперекор студеным ветрам, пробираясь сквозь айсберги, они впервые в истории человечества пересекла Южный полярный круг. Снег, льды, туман сопровождали корабли. Чтобы не потеряться, корабли не отходили далеко один от другого. Ночью зажигали на мачтах фонари.

      С каждым днём "Восток" и "Мирный" ближе и ближе подходили к таинственной земле. Когда утихал ветер, и небо прояснялось, моряки с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами. Так же на льдинах стали попадаться тюлени и пингвины. Таких удивительных птиц русские люди до сих пор не видывали. И вот 28-го января 1820-го года моряки увидели стену льда и стаи парящих над ними птиц. Так и произошло открытие Антарктиды российскими мореплавателями.

     Фаддей Фаддевич Беллинсгаузен с Михаилом Петровичем Лазаревым 4 июня 1819 года вышли из Кронштадта. В ноябре экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро (Ю. Америка). Оттуда они отправились прямо на юг и открыли три острова. Затем в марте 1820 они пошли в Австралию, оттуда в Тихий океан, там открыли несколько островов и опять отправились в южнополярные моря. Днем открытия Антарктиды считается 28 января 1821 года.

    За время плавания корабли «Восток» и «Мирный» прошли расстояние, равное 100 000 километров. Это примерно два с половиной  оборота вокруг Земного шара. Путешествие заняло 751 день.

      В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские станции на Антарктиде носят названия "Восток" и "Мирный". Эта экспедиция считается одной из самых важных в истории географических открытий, кроме Антарктиды  было обнаружено и нанесено на карту 29 новых островов.  

- Только ли великих путешественников подарило Новое время миру? (Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей.)

- Каких знаменитых людей Нового времени вы знаете? (Итальянские художники Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.)

- Какие картины этих художников вы видели? («Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.)

- Какие произведения Жюля Верна вы знаете? («Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров».)

6. Физкультминутка

7. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику стр.18-19

- Что еще оставило нам Новое время? Узнаем об этом на с. 18. (Технические изобретения: пароход, паровоз, фотография, телеграф, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро.)

8.Викторина

1. Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (Новое время.)

2. Что можно сказать о продолжительности этой эпохи? (История Нового времени продолжалась 400 лет.)

3. Какую эпоху историки называют Новым временем? (XVI-XIX вв. — это время выдающихся географических открытий.)

4. Назовите знаменитых людей Нового времени. (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Даниэль Дефо, Жюль Верн, Христофор Колумб, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.)

5. Какое открытие сделал Колумб? (Открыл Америку.)

6. Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан? (Доказал, что Земля имеет форму шара.)

7. А Беллинсгаузен и Лазарев какой след оставили в истории? (Открыли Антарктиду.)

8. Какие технические изобретения были сделаны в XIX в.? (Пароход, паровоз,  телеграф, автомобиль, радио, телефон, метро, автомобиль, фотоаппарат, самолет, микроскоп, телескоп, электрическую лампочку, телеграф,  компас.)

       Технические изобретения имели большое значение в развитии общества. Так, при помощи телеграфа люди смогли передавать сообщения в течение нескольких секунд на большие расстояния. Сегодня люди не представляют себе жизни без телефона.

       Изобретение электрических ламп, радио, телефона, двигателя и многие другие открытия перевернули человеческую жизнь того времени.

   Эту эпоху в жизни человечества назвали новым потому, что мир стал совсем иным по сравнению с миром Средневековья.

          -Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?

 (Если кто-то заболел, можно быстрее об этом сообщить врачу и быстрее доставить человека в больницу. Люди получили больше возможностей общаться, узнавать новое, полезное. Человечество стало сильнее. Жить стало проще и удобнее.)

         - Что начинает цениться в Новое время?

 (Стали цениться предприимчивые люди, которые могли найти применение своим знаниям и талантам.

  - Прочитайте вывод о Новом времени на с.19 учебника.

9.Подведение итогов.

Эпохи сменяют друг друга: за Первобытным миром следует Древний мир, за ним  Средневековье, а потом и наступает Новое время.

—Какое представление у вас сложилось об эпохе Нового времени? Давайте вспомним все, о чем мы говорили на уроке.

Обратимся к цели урока.

-Что можно сказать о продолжительности этой эпохи?

-Почему Новое время так назвали?

(Мир стал совсем иным по сравнению с миром Средневековья)

- Назовите знаменитых людей-путешественников Нового времени.

( Х. Колумб, Фернан Магеллан, Фаддей Магеллан, Михаил Лазарев)

- Какое открытие сделал каждый из них?

- Назовите технические изобретения Нового времени.

-Какими достижениями  эпохи Нового времени мы пользуемся  и в наше время?

(метро, радио, телефон, электрическое освещение, автомобиль)

- А вы хотели бы жить в том времени?

10.Домашнее задание.

-Читать  и знать материал на стр. 16-19, выполнить задание в тетради.

11.ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

Проведем игру.

Соедините в одну строку правильно карточки:

 художник, писатель, мореплаватель, мореплаватель, путешественники, писатель, художник,  Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти,  Даниэль Дефо, Антарктида, Америка, форма шара, «Мона Лиза», «Сикстинская Мадонна», Робинзон Крузо», «Таинственный остров».Должно получиться  следующее:

Мореплаватель –  Х.Колумб-  Америка

Мореплаватель –  Ф. Магеллан –  Земля-шар

Путешественники- Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев – Антарктида


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Окружающий мир. 4 класс. "Отважные путешественники" к теме " Новое время: встреча Европы и Америки".

Познавательная и иллюстрированная презентация составлена в помощь учителю по теме " Новое время: встреча Европы и Америки". С помощью презентации учитель сможет интересно рассказать учащимся об отважн...

Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)

Самоанализ урока  окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...

Тест по окружающему миру. Тема: Новое время: встреча Европы и Америки (4 класс).

Тест по теме "Новое время: встреча Европы и Америки для 4 класса....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Новое время: встреча Европы и Америки.

. Тип урока: комбинированный.Цели:- Сформировать представления О великих творцах, путешественников тоговремени;- Воспитывать интерес к Истории;Планируемые результаты:- Личностные: развивать речь и пам...

Рабочий лист по теме"Новое время: встреча Европы и Америки"

Рабочий лист (презентация) по теме "Новое время: встреча Европы и Америки".   Окружающий мир 4 класс , 2 часть.  Рабочий  лист поможет  учащимся проверить себя, ...