Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka_torzhestvo_evropy.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе
Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)
Цель урока: Овладение картиной мира: научить отличать эпоху Нового времени от других эпох, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.
Задачи предметные:
- Сформировать у учеников первичные представления об эпохе Нового времени.
- Учить понимать значение основных достижений науки и культуры эпохи Возрождения для дальнейшего развития человеческого общества. Характеризовать значение путешествий Христофора Колумба, Фернана Магеллана. Оценить влияние открытия Коперника, Левенгука на развитие науки.
Тип урока: урок «открытия» нового знания, что соответствует цели урока.
Структура урока включала следующие элементы:
I. Постановка проблемы:
Почему Новое время назвали новым?
Что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир?
II. Версии детей, актуализация знаний.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Возникновение западной цивилизации.
2. Новое время – эпоха великих географических открытий
3. Расширение знаний о Земле
4. Открытие невидимого мира
5. Эпоха Возрождения (Ренессанс)
6. Век технического прогресса
IV. Выражение решения проблемы.
Применение нового знания (Этап был исключён, так как в рамках конкурса время было ограничено)
V.Домашнеезадание.
VI. Итоги урока.
VII. Рефлексия.
Организация урока:
Оборудование: а) для учащихся: учебник «Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев; таблицы для составления опорного конспекта по теме; карточки - бланки ответов для ответов на вопросы игры.
б) Для учителя: презентация MicrosoftOfficePowerPoint «Технические достижения эпохи Нового времени»; физическая карта мира; микроскоп, предметы для исследования в группе: компас, пряности, чай, парусный корабль, камни, Мона Лиза (Джаконда) - фото. Опорные слова на карточках: Новое время, географические открытия, открытие невидимого мира, эпоха Возрождения, новое знание о Земле.
Отбор учебного материала:
Содержание урока соответствовало его основной цели, а так же принципам научности, обучения на высоком уровне трудности, с соблюдением меры этой трудности (минимакса). Теоретические положения связывались с личным опытом учащихся, личный опыт оказался недостаточным. Дети легко определяли своё «знание» и «незнание». Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями, но не с возможностями учащихся. Дети не устанавливают причинно-следственные связи, называют односложные понятия, теоретические понятия сформированы недостаточно, нет знания карты.
Методы и приемы работы учителя на уроке:
На уроке использованы технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.
В начале урока дети были мотивированы на активную и дружную работу. На этапе актуализации знаний был использован прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей. Здесь было недостаточно владеть теоретическими знаниями по теме «Средневековье», необходимо было анализировать материал, что вызвало определённые трудности у детей. Далее проверка знаний проведена в форме работы в паре – взаимопроверка. Было видно, что дети не часто пользуются этим приёмом и не хотят, что бы их работу видел сосед. Самооценка и самоконтроль не сформированы.
Постановка проблемы (стадия вызова) была проведена с помощью ленты времени и материалов учебника. Мнение героев Анюты и Илюши позволили детям задуматься над темой урока и поставить вопрос: «Почему Новое время назвали новым». Далее дети сравнили размеры европейской цивилизации во времена «Средневековья» и «Нового времени». С помощью учителя была поставлена проблема: «Что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир». Чтобы ответить на этот вопрос, детям было предложено поработать в группах. Был использован исследовательский метод обучения. В группе дети исследовали предметы так или иначе связанные с целью европейцев расселиться по планете: пряности, золото, камни. Одна из групп исследовала корабль, приспособленный для плавания в океане. Дети дают односложные ответы, в группе работают активно, но только с точки зрения познавательного интереса. Опять необходимы причинно-следственные связи, а они не сформированы на основе предыдущей темы.
Открытие нового знания (стадия осмысления)
Дети готовы к осмыслению. Здесь учитель должен удивлять разнообразием географических, научных открытий. Учитель – источник информации. Наглядный материал, работа с картой позволяет вызвать познавательный интерес у детей. На этапе открытия невидимого мира учитель предлагает «Чёрный ящик». Детям необходимо догадаться, что в нём. Понятно, что предмет связан с уроком и нужно догадаться или предположить. И опять версий мало, не хватает словарного запаса, чтобы выразить мысль, но познавательный интерес растёт. Дети удивлены грандиозностью великих открытий и произведений искусства эпохи «Нового времени». А это одна из главных целей урока.
На стадии применения нового знания необходимо выполнить задания учебника. Но время ограничено, поэтому приходится делать вывод и завершить работу в группах. На стадии рефлексии детям предложено оценить свою работу в группе. Капитан должен предложить детям кораблики, на которых написано «отлично», «хорошо», «круто». Дети выбирают себе кораблик и прикрепляют на карту. В конце опорного конспекта дети заполняют горы творчества и шкалу трудности.
Домашнее задание предложено вариативное - для мальчиков и девочек разное.
Общая оценка урока:
Структура и содержание урока способствовали решению основных задач урока. Атмосфера урока была психологически комфортной для учащихся. С классом установлены диалоговые формы общения, во время физкультурной паузы дети научились элементам индийского танца, что вызвало большой интерес. Желание найти новую информацию возникло уже на уроке. Те, у кого был планшет, находили материал о Леонардо да Винчи. Дети с большим удовольствием оценили свою работу и получили от учителя в подарок жемчужины из сундучка на счастье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Новое время - торжество Европы".
На уроке у учащихся формируются первичные представления об эпохе Нового времени (временной промежуток, развитие техники, особенности устройства общества, изменение морали). Ученики учатся находить в с...
Урок окружающего мира по теме" Новое время- торжество Европы"
Урок по УМК "Школа 2100"...
Урок в 4 классе по окружающему миру по теме «Новое время – торжество Европы» (УМК «Начальная школа 2100»). Дата публикации: 20.04.2018г.
Урок в 4 классе по окружающему миру по теме «Новое время – торжество Европы» (УМК «Начальная школа 2100»)...
Урок окружающего мира в 4 классе "Новое время - торжество Европы"
Первый урок окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Урок "открытия" нового знания по учебнику А.А. Вахрушева "Окружающий мир. Человек и человече...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Новое время: встреча Европы и Америки.
. Тип урока: комбинированный.Цели:- Сформировать представления О великих творцах, путешественников тоговремени;- Воспитывать интерес к Истории;Планируемые результаты:- Личностные: развивать речь и пам...
Окружающий мир 4 класс. Тема урока: «Новое время: встреча Европы и Америки»
Цель:- ознакомить обучающихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями;- научить отличать эпоху Нового времени от других эпох;-находить в современной жизни яв...