Урок окружающего мира в 4 классе " Зона смешанных и широколиственных лесов".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
1. Географическое положение зоны лесов.
2. Животный и растительный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира в 4 классе " Зона смешанных и широколиственных лесов" | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
(УМК «Начальная школа ХХIвека»)
Учитель: Попова Елена Владимировна
Тема: «Зона смешанных и широколиственных лесов»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формировать у учащихся представление о лесной зоне
Задачи:
• формировать у обучающихся представление о зоне смешанных и широколиственных лесов;
• познакомить с географическим положением зоны лесов, с ярусами зоны лесов;
• познакомить с животным и растительным миром зоны лесов;
• учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания;
• формировать умение пользоваться учебной литературой;
• развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, компьютером;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь к Родине.
Формируемые УУД:
Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать классифицировать природные объекты.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.
Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» 4 класс, карта «Природные зоны России», карточки с индивидуальным заданием.
Ход урока
I. Орг. момент Здравствуйте, ребята!
- Прочитайте фразу на доске и дополните её.
Я ожидаю от сегодняшнего урока……….
Кто желает поделиться своими мыслями?
(Ответы детей)
- А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы! Давайте подарим друг другу хороший урок!
II. Проверка домашнего задания.
С какой природной зоной мы познакомились на предыдущем занятии?
– Покажите на карте .
Мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились в предыдущем путешествии.(слайд5)
2. Проверка знаний и умений.
а) Фронтальная работа.
– По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)(слайд6)
– Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)
– Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры?
б) Блиц-опрос
– Зона тундры расположена южнее арктических пустынь. (+)
– Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. (+)
– В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. (-)
– В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. (-)
– Главное занятие коренного населения тундры – земледелие. (-)
– Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. (+)
– Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. (-)
– Дикие северные олени обычно живут стадами. (+)
– В тундре добывают нефть и природный газ. (+)
– Тундровый заповедник расположен на Кольском полуострове. (-)
в) Тест на листочках (слайд7)
Тундра расположена…
А)на равнинах;
Б)на возвышенностях;
В) в горах
2. В тундре…
А) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
Б) длинная суровая зима и жаркое лето;
В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето;
3. Главное занятие коренного населения тундры - …
А) рыболовство;
Б) оленеводство;
В) земледелие;
4. Растения тундры …
А) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
Б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
5. К тундровым растениям относятся ….
А) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
Б) кедр, осина, пальма;
В) карликовая ива, мох – ягель, черника;
6. В тундре обитают …
А) тюлени, моржи, киты;
Б) песцы, лемминги, волки;
В) верблюды, лошади, коровы;
7. Укажи верную цепь питания:
А) растения – лемминги – полярные совы;
Б) комары, мошки – полярные куропатки – песцы
В) растения – кречеты – волки;
8. Тундровый заповедник расположен …
А) на полуострове Ямал;
Б) на полуострове Таймыр;
В) на Кольском полуострове;
III. Сообщение темы урока.
Отгадайте загадку. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём. (Лес)
(Мы отправимся в лесную зону.)
– Верно. Тема урока «Леса России». Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (Как лес обозначают на карте? Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения?) (Слайд 3)
– Совершенно верно, сегодня мы ответим на эти вопросы. Ещё вы узнаете. Чем отличаются смешанные леса от широколиственных.
IV. Работа над новым материалом.
– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Кто попробует показать на карте природную зону лесов. (Учащиеся показывают на карте.) Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
– Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.)
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? (Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.)
– Какая поверхность у зоны лесов? (Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.)
– Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. (Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.)
– Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? (Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой.)
Актуализация опорных знаний.
– Ребята, давайте вспомним, какие ярусы леса вы знаете. Какой ярус самый высокий? (Деревья) – Правильно. В лесу много деревьев. Давайте вспомним, какие деревья вы знаете. (Слайд 4)
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой растёт под горой. (Берёза)
С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
– Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники) (Слайд 5)
– Спускаемся ещё на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? (Травы)
– Давайте вспомним какие травы вы знаете. Отгадайте загадки. (Слайд 6)
Нам запах свежести лесной приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный, из кисти белоснежной. (Ландыш)
На припёке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. (Земляника)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, зовусь я…(Подосиновик)
– Скажите, всё ли правильно? (Подосиновик это не трава, а гриб. Но растёт он в ярусе трав)
– Давайте вернёмся в верхний ярус. Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. (Слайд 7) Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.
Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.
Обучающиеся сравнивают на доске фото «Хвойный лес» и «Смешанный лес».
(Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (Слайд 7)
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик. (Слайд 8)
Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
У клена большие резные листья, плоды – крылатки. (Слайд 9))
– Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. (Слайд 10)
Учащиеся выполняют схему в тетради.
Физминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. Рассмотрите иллюстрацию «Животные смешанного леса» на с. 28 учебника, назовите животных этой зоны. (Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полевка.) (Слайд 11)
Обучающиеся рассказывают заранее подготовленные сообщения
V. Закрепление изученного материала.
– Какие три лесные яруса мы изучали во 2 классе? (Деревья, кустарники, травы) Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес и широколиственный лес.)
– Используя иллюстрацию на с. 28 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса. (Слайд 12)
VI. Итог урока. Выставление оценок.
- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Очень много здесь разных видов животных!
– Мы сегодня познакомились с зоной лесов. На какие вопросы мы ответили на уроке?
– Что особенно понравилось?
Домашнее задание.
В учебнике стр. 28-29. Подготовить карточку «Паспорт обитателя смешанного леса» (Правая сторона – рисунок; левая – название, особенности внешнего вида, место обитания, способ питания)
Выполнить задания на с. 105.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Лес. Голоса леса"
Урок по УМК "Начальная школа 21 века"...
Сценарий урока окружающего мира 2 класс "На воде и в лесу"
Цель урока: формирование ответственного отношения к окружающему миру с целью сохранения здоровья....
Презентация по окружающему миру 4 класс "Зона смешанных и широколиственных лесов"
Данная презентация предназначена для учащихся 4 класса при изучении темы "Природные зоны"....
Урок окружающего мира 2 класс по теме "Деревья в лесу"
Технологическая карта урока...
Урок окружающего мира 1 класс по теме: "Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?"
Урок построен на основе жизненного опыта, где обучающиеся через решение проблемных ситуаций приобретают новые знания. Учатся правильно вести себя в природе не нанося ей вреда....
Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс. Зона степей.
Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс. Зона степей....
Урок окружающего мира 4 класс "Зона степей" с применением ИКТ
Урок окружающего мира "Зона степей" с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, технологии проблемного обучения. На уроке применяются различные формы работы: фронтальный опрос, индиви...