Урок окружающего мира 2 класс по теме "Деревья в лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Меринова Галина Павловна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УМК "Школа 21 века"77.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая картаурока окружающего мира во 2 классе «Деревья в лесу»

Предмет, класс

Окружающий мир, 2 класс.

УМК

УМК «Школа 21века»

Тема:

Деревья в лесу

Тип урока:

Урок первичного освоения новых знаний

Цель:

Узнать  роль   деревьев леса  для человека.( Дуба, берёзы   сосны лиственница)

Задачи урока:

  1. Личностные

Формировать адекватную самооценку средствами доступных и интересных заданий.

Формировать уважительное отношение к точке зрения одноклассников при работе в паре, группе.

Формировать способность к самооценке с помощью листа самооценки.

  1. Метапредметные

Формирование:

-познавательные УУД

- сформировать представление

-регулятивные УУД

- умение определять и формулировать цель на уроке; правильно оформлять и вести записи в тетради; работать по  плану;  маршруту урока; оценивать  свою деятельность свою и одноклассников; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

-коммуникативные УУД

- умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  1. Предметные

Формирование умения отличать деревья от кустарников и трав, различать хвойные и лиственные деревья, определять значение дуба, берёзы и  сосны для человека.

Повторение:

Этажи леса.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся:

Объяснение нового материала посредством самостоятельной работы учащихся  по учебнику; самостоятельное решение задач; групповая работа.

Межпредметные связи:

Окружающий мир, математика

Методы:

словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы работы:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах

Использованные ресурсы:

-литература;

-дидактические материалы

-учебник

- листы самооценки

- конверты с заданиями для составления сообщения, конверты с дом. заданием.

-карточки с названиями растений, красные карточки для каждой группы (сигнал)

- компьютерная презентация.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности обучающегося (УУД)

1. Организацион-ный момент.

Цель: эмоциональный настрой на работу.

  -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Павловна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Поприветствуем друг друга, поприветствуем гостей. Присаживайтесь, пожалуйста.

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Познавательные УУД: определяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД: формулируют  для себя правила поведения и аргументируют необходимость их выполнения.

Коммуникативные УУД: слушают учителя.

2. Актуализация знаний. Постановка учебных целей. Мотивация.

Цели:  определение цели урока,

дать  установку  на  работу,  которую  дети  будут  выполнять  на  уроке.

Метод: словесный, наглядный (презентация),

практический.

Слайд 2 и звуки леса.

100_1700

-Сегодня к нам из лесной школы на урок пришёл Лесовичок.  Он  не может  определить, над  какой  темой  по окружающему миру ему нужно работать,  потому  что  буквы   слов  рассыпались. Лесовичок  просит помощи у нас не только в определении темы, но и чтобы мы помогли ему  изучить данную тему.  Давайте ему поможем.

Слайд 3: (Буквы 2-х слов).

Какие 2 слова здесь рассыпались по буквам?(щ еще)

Кто уже догадался, над  какой темой  нам предстоит   работать, чтобы помочь   Лесовичку?

 ДЕРЕВЬЯ ЛЕСА (Слайд  4)

-Для чего людям нужен  лес? Какое значение он имеет?

-Правильно! (Слайд 5)  

Без  леса мы прожить не сможем, ведь  каждое   дерево  приносит  пользу.

( Слайд  6)

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?

 Цель: узнать о роли деревьев  леса в жизни человека.

-Чтобы нам достигнуть нашей цели,  мы должны узнать какие деревья растут в лесу и какую пользу приносят человеку.

Выполняют задание

ответы

ответы

Какую пользу приносят деревья.

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

выполняют работу по предложенному плану, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других.

3. Изучение нового материала

Цели: продолжить знакомство с деревьями, которые  растут в  лесу, узнать, какова роль деревьев в жизни человека, развивать мышление,  умение  работать в  парах, развивать  эстетический  вкус.

Методы: словесный,  наглядный, практический.

Лесовичок нам предлагает задание, которое  ему не выполнить даже за целый день. А мы справимся. Потому что будем работать в группах.

Но сначала вспомним правила делового сотрудничества в группе: (читают подгот. ученики со слайда  7)

Слайд 7: уважать мнение другого; быть внимательным; соблюдать тишину (работать вполголоса); не обижать и не обижаться; слушать и слышать друг друга.

 -Приготовьте  красный листочек. На нём текст, который  вы внимательно должны прочитать.

  Ваше первое задание: приготовить небольшое  сообщение  о  дереве.

-Свой рассказ вы будете оформлять на зелёном листочке: опорные слова на  листе указаны. Заполните пропуски белыми карточками- словами  из конверта №1, приклеив их клеем-карандашом.

-Поднимите руку, кому не понятно задание?

8 слайд:  штора- на время работы.

-Время на работу 7 мин. Если выполните раньше, то просигнализируйте мне.  (Сигнал -поднятая вверх красная карточка)

   Перед выступлением 1 участника, сказать, чтобы все остальные слушали.

Слайд 9, 10:   (Виды деревьев) и о Лиственнице выступает  1 группа.

Слайд 11:  (Сосна)-2группа

Слайд  12:  ( Дуб )-3 группа.

Слайд 13:   (Берёза)-4 группа

-Расскажите, что вы узнали о деревьях, о том какую роль играют в жизни людей дуб, береза, сосна, лиственница.

-  Молодцы. Лесовичок, я думаю, доволен.

-А довольны ли вы  своей работой? 

-У вас у каждого есть лист самооценки, который вы подписали в перемену.  Слайд 14:

-Сейчас  вы  оцените свою работу в группе. Это первая строчка и  первый листок.

Зеленым цветом раскрасите первый листок, если считаете, что вам всё удалось; жёлтым, если считаете, что не всё удалось; красным - если ничего не получилось.

Да.

Учащиеся получают задания на карточках и работают в группах, используя энциклопедический словарь, гербарий «Деревья леса»

Учащиеся слушают и оценивают ответы

Регулятивные УУД: выполняют работу по предложенному плану, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе эталона.

Логические УУД: формулируют вывод.

4.Физкультминутка.

Цель:

-организовать эмоциональную и физическую разрядку.

- Чтобы наша работа была плодотворной, немного отдохнём.

Физкультминутка на внимание.

Девочки приседают - руки перед собой, когда услышат  название лиственного дерева, а мальчики приседают, когда услышат хвойное.

Выполняют физ.мин.

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в жизни.

5.Продолжение изучение нового материала

Цели: продолжить знакомство с деревьями леса и их значение для человека, развивать мышление,  умение  работать в  парах, развивать  эстетический  вкус

6.Закрепление изученного.

Цели:  закрепить  полученные  знания по теме  урока.

Методы: наглядный, словесный,  практический.

-Сейчас займите свои места.

У Лесовичка осталось еще одно задание, которое нужно быстро выполнить, работая в парах. В группе вас четверо, поэтому  в каждой группе по  2 пары.

- Возьмите  жёлтый лист и  белый конверт №2, достаньте содержимое.   На листе представлена таблица, которую вам нужно заполнить карточками. Названию каждого дерева соответствует карточка, на которой написано  что изготовляют из дерева или как человек его использует.

-Поднимите руку, кому не понятно.

 Проверка на слайде: (Слайд ____) 

                 береза   дрова

                                    сосна  целебные настойки

               дуб   мебель

                              лиственница  строительный материал

Примеч.:- У вас может быть другая последовательность. Напр., не береза первая, а дуб.

  -Сейчас оцениваем свою работу в паре  (вторая строчка)  на листке самооценки.

 Зеленым цветом раскрасите второй  листик, если считаете, что вам всё удалось (т.е  все выполнено верно); жёлтым, если считаете, что не всё удалось (допустили 1 , 2 ошибки); красным - если ничего не получилось.

-Сейчас Лесовичок предлагает нам  игру, которая называется  «Да - нет».

-Работать будете индивидуально.

     - Переверните листы  самооценки. На каждом прочерчена линия. В ней вы начнёте  начнете писать с самого начала.

     Слайд_____

Я вам буду читать утверждение,  если  вы соглашаетесь со мной (т.е. если я говорю правильно, то рисуете  треугольник, если не согласны, то  0. В  конце выполнения у вас должен получиться узор.

Начинаем писать с верхнего левого угла.

  Проверка:  Слайд  этот же щелч.

-Зеленым цветом раскрасите третий листик (третья строчка, где написано – индивидуальная работа), что вам всё удалось (т.е  все выполнено верно); жёлтым - не всё удалось (допустили 1 , 2 ошибки); красным - если ничего не получилось (много ошибок)

Регулятивные УУД:оценивают правильность выполнения своих действий.

7.Итоги урока.

Рефлексия.

Цель: соотнести цель и результат учебной деятельности

-Что даёт человеку лес?

-А мы что лесу  можем дать взамен?

(заботу, бережное отношение)

-Вы знаете, что этот год объявлен годом экологии?

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

-Оценим свою работу на уроке на листе самооценки:

 Закрасьте последний 4 листик: зеленый цвет - у меня все  получилось (вы довольны своей работой) на уроке, желтый – мне не всё удалось (я не очень доволен своей работой), красный – ничего не получилось (я не доволен своей работой)

-На столах у вас листики разных цветов. Выберете тот, который по цвету совпадает с последним (т.е. четвёртым) раскрашенным вами листиком. И приклеите на красавицу берёзу, символ нашей страны России.

 Молодцы! Вашей работой очень доволен Лесовичок. Он благодарит вас за помощь!

     Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать!

Ответы детей

Коммуникативные УУД: уметь

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе листа обратной связи.

8. Домашнее задание.

Цель:сделать выбор домашнего задания

      Инструктаж по домашнему заданию.

На столе для вас творческое домашнее задание.

Подойдите и выберете  то, которое вам  хочется выполнить:

   На  зелёных  полосках – составить и нарисовать экологические знаки «Правила поведения в лесу»

   На красных – сочинить сказку на экологическую тему.

   А на жёлтых  листочках - задание для тех, кто  любит математику: составить математическую задачу о деревьях в лесу.

Определяют задание для себя и  выбирают задание.

Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, положительное отношение к учёбе и своим знаниям.


Лист самооценки

_____________________________

Работа в группе                    

Работа в паре                      

Работа индивидуально      

           

Лист самооценки

_____________________________

Работа в группе                    

Работа в паре                      

Работа индивидуально      

           

Лист самооценки

_____________________________

Работа в группе                    

Работа в паре                      

Работа индивидуально      

           

Лист самооценки

_____________________________

Работа в группе                    

Работа в паре                      

Работа индивидуально      

           

Лист самооценки

_____________________________

Работа в группе                    

Работа в паре                      

Работа индивидуально      

           

Лист самооценки

_____________________________

Работа в группе                    

Работа в паре                      

Работа индивидуально      

           


Игра «Да-нет»

  1. Деревья делятся на хвойные и лиственные.(треугольник)
  2. Дуб-долгожитель? (треугольник)
  3. Плоды дуба-шишки? (0)
  4. Берёза помогает восстановить сгоревший лес?(треугольник)
  5. Сосна - лиственное дерево? (0)
  6. Из клёна делают красивую и дорогую мебель? (треугольник)
  7. Из древесины пихты изготавливают различные музыкальные инструменты? (треугольник)
  8. По спилу дерева можно определить сколько лет дереву?  (треугольник)
  9. Символ России является берёза? (Треугольник)

Задачи:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Урок окружающего мира по теме: "В сосновом лесу". 2-й класс УМК Планета знаний

Цель: познакомить детей с растениями и животными соснового  леса.Задачи:- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.- Развивать мышление, память;- обучать сравнению сосны и е...

Открытый урок окружающего мира "На воде и в лесу" 2 класс.

Конспект урока окружающего мира по ФГОС с использованием электронного приложения, презентации....

Урок окружающего мира "На воде и в лесу" 2 класс

Урок по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота. Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения пр...

Конспект урока окружающего мира «Невидимые нити в зимнем лесу» ( "УМК Перспектива", 2 класс")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о связях в природе, создание условий для выявлений связей в зимнем лесу на конкретных примерах, развитие умений составления схем связей между елью и...