Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Лес. Голоса леса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема урока: «Лес. Голоса леса».
Цели урока:
- Закреплять представления учащихся о лесе, о его жителях.
- Сформировать представление учащихся о роли леса в жизни человека и природы.
- Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Ход урока:
1. Организация начала урока, сообщение темы и целей урока.
(1 слайд: картинка леса и звучат звуки леса).
Учитель читает стихотворение «Здравствуй, лес».
- Здравствуй, лес, дремучий лес,
- Полный сказок и чудес!
- Ты о чём шумишь листвою
- Ночью тёмной, грозовою?
- Что там шепчешь на заре,
- Весь в росе, как в серебре?
- Кто в глуши твоей таится?
- Что за зверь? Какая птица?
- Всё открой, не утаи:
- Ты же видишь – мы свои!
С. Погорельский.
-В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего урока.
- Как вы думаете, куда мы отправимся путешествовать?
(В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лес).
( 2 слайд. Тема урока)
- Сегодня на уроке мы отправимся в лес, послушаем звуки леса, определим значение леса для человека и природы.
( 3 слайд. Цели урока).
2. Закрепление.
- А что такое лес?
(4 слайд. Картинки леса, звучит музыка).
Учитель читает небольшой рассказ о лесе.
-Ребята, а какие звуки мы можем услышать в лесу?
(Шум листвы, воды, пение птиц, голоса зверей, насекомых).
Звери:
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Я знаю лесных жителей». Вы должны отгадать животных, которых я загадала.
( 5 слайд. Картинки животных + их голоса).
- Это хищник. Любит тёмные леса, к жертве подкрадывается тихо, Имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь).
- Этот зверь всеядный, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на дерево, плавать. Очень любит мёд. ( Медведь).
- Крупное травоядное животное с ветвистыми рогами. (Олень).
- Хищное млекопитающее с длинным пушистым хвостом. В народе называют «рыжая птичница». (Лиса).
Птицы:
- К какой группе можно отнести всех отгаданных нами животных? (Звери).
- А кого еще можно встретить в лесу? (Птиц).
- Какая птица славится своим голосом? (Соловей).
- А что вы знаете о соловье?
Первые соловьи прилетают неожиданно и незаметно. Сначала соловьи поют только по ночам. Позже, через неделю, когда прилетают самочки и у соловьёв начинается строительство гнёзд, соловьи начинают петь днём. Поют соловьи недолго – к концу июня их песни стихают до следующей весны, и очень скоро наши чудесные певцы начинают собираться в дорогу на юг. Улетают соловьи от нас в конце августа – в начале сентября.
- Посмотрите, как выглядит соловей и послушайте его песню.
(6 слайд. Соловей и его песня).
Работа с учебником (стр. 112).
Задание: Угадайте лесных птиц, к которым можно отнести эти тексты.
(7 слайд. Картинки кукушки, совы + их голоса).
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- Ребята, а ещё, если прислушаться, то можно услышать крик о помощи некоторых животных.
- Посмотрите, к нам в класс поступили жалобы от животных:
Жалоба 1:
«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба»
- Кто это? (Сова).
- Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2:
«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
- Кто это? (Жаба).
- Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы – принеси жабу, и они исчезнут.
(8 слайд. Картинки совы и жабы).
Значение леса:
-Какое значение имеет лес в жизни человека? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из стихотворения «Русский лес».
(9 слайд. Картинка леса + стихотворение).
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит!
С. Никулина.
- Так чем же является лес для человека?
Лес – это место отдыха человека, потому, что «нет ничего милее бродить и думать здесь…».
(9 слайд. Значение леса).
- А почему лес – аптека?
В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. Значит, лес для человека – аптека.
- А как лес может обогреть человека?
Человек дровами может обогреть дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу.
Значит, лес для человека – это источник тепла.
- Как вы понимаете, выражение «накормит русский лес»?
В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, грибы, орехи, чистая вода. Значит лес для человека – это источник пищи.
- Что делают в лесу цветы, кусты, деревья?
(Они там растут).
- Чем для них является лес?
(Это их дом).
- Для кого лес ещё является домом?
(Для животных).
- Значит, лес является домом для растений и животных.
- А почему лес ещё называют защитником воздуха?
(Деревья обогащают воздух кислородом).
Экология.
(У каждого ученика на парте стихотворение. Читает стихотворение хорошо читающий ученик).
Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
«Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костёр,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Веселились, как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!»
- Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха.
(В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, жестяные банки нужно обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дёрном. В лесу нельзя шуметь).
3. Итог урока:
- Мы заканчиваем наше путешествие по лесу. И мне интересно узнать, что вам понравилось в лесу
- Какие знания вы почерпнули во время нашего путешествия?
Графический диктант:
- Звери – это кабан, лиса, волк, пчела. (-).
- Лес – это многоэтажный дом. (+).
- Крот травоядное животное. (-).
- Кукушка плохая мать, она подкладывает яйца в другие гнёзда. (+).
- Одна сова может за лето уничтожить 1000 мышей. (+).
- Лес не имеет большого значения для человека. (-).
(10 слайд. Ответы к графическому диктанту).
- Домашнее задание:
- Нарисовать лес и заселить его жителями.
- Составить памятку «Как вести себя в лесу».
- Учебник стр. 114.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"
Цель:создать у учащихся представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи: Обучающие:· знать правила поведения в л...
Урок окружающего мира по теме "Россия - страна лесов". 4-й класс
Знакомство с зоной лесов....
Урок окружающего мира по теме: "В сосновом лесу". 2-й класс УМК Планета знаний
Цель: познакомить детей с растениями и животными соснового леса.Задачи:- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.- Развивать мышление, память;- обучать сравнению сосны и е...
Открытый урок окружающего мира "На воде и в лесу" 2 класс.
Конспект урока окружающего мира по ФГОС с использованием электронного приложения, презентации....
Урок окружающего мира "На воде и в лесу" 2 класс
Урок по программе "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота. Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения пр...
Конспект урока окружающего мира «Невидимые нити в зимнем лесу» ( "УМК Перспектива", 2 класс")
Цели деятельности учителя: формирование знаний о связях в природе, создание условий для выявлений связей в зимнем лесу на конкретных примерах, развитие умений составления схем связей между елью и...