Урок окружающего мира 4 класс "Зона степей" с применением ИКТ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Максименко Ирина Анатольевна

Урок окружающего мира "Зона степей" с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, технологии проблемного обучения. На уроке применяются различные формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная, групповая

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Зона степей».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром, ролью человека в зоне степей;
  • продолжать развивать умение работать с картой, гербарием, учебником.

 Развивающие:

  • продолжить работу по формированию навыков анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей на примере взаимосвязей  в природе;
  • умение работать с источниками информации.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение правил поведения в природной среде;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе к объектам природы.

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

         соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.

 Коммуникативные:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные:

  • выделять существенную информацию;
  • моделировать различные ситуации и явления природы;

          устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,    

          объектами.

Ресурсы, оборудование и материалы:

  • Презентация «Зона степей». Оптимальный вариант, если презентация будет выгружена на персональные компьютеры (ноутбуки) учащихся.
  • Персональный компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение урока:

  • Учебник «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А.
  • Электронная презентация.
  • Гербарии.
  • Карта урока, листы самооценки, контурные карты.

Список учебной и дополнительной литературы:

  • Учебник «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А.
  • О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир.4 класс.
  • В.П.Герасимов. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителя.

Ход и содержание урока

п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

УУД: личностные. 

- Сегодняшний урок окружающего мира будет насыщенным, и, надеюсь, интересным. Поэтому прошу вас быть максимально собранными, наблюдательными и внимательными.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: подготовить и мотивировать учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия.

УУД:  регулятивные, коммуникативные.

Слайд 2-13

Слайд 14

На слайде с помощью полосы прокрутки можно найти вопросы к кроссворду. Если учащиеся испытывают затруднение при ответе на вопросы, то могут воспользоваться материалом слайда.

- Выполните тест.

Какая же тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать!

Учащиеся проверяют домашнее задание, выполняют тест «Зона лесов» и выставляют отметки в лист самооценки.

Вопросы к кроссворду:

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму. Растет в тундре и лесной зоне.

2. Вроде сосны, вроде елок,

    А зимою без иголок.

3. Хозяин лесной

    Просыпается весной.

    А зимой под снежный вой

    Спит в избушке снеговой.

4. В народе это дерево называют сладким. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.

5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.

Ответы:

1. Брусника.

2. Лиственница.

3. Медведь.

4. Липа.

5. Ольха.

Ключевое слово: Степь.

3.

Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Организовать выявление места (где?) и причины (почему ? ) затруднения.

УУД:  познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Слайд 15

- Сформулируйте тему урока?

- Какова цель урока?

- План ваших действий?

-Для этого мы отправляемся в экспедицию.

Тема урока: «Степи».

- Познакомиться с природной зоной степей.

План работы:

1. Географическое положение зоны степей.

2. Климатические условия зоны степей (сочетание тепла и влаги).

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Влияние деятельности человека на зону степей.

4.

Физкультминутка. 

Цель: снятие умственного напряжения, мышечная релаксация.

Показывает упражнения, сопровождая их инструктажем.

Представьте себе, что вы – растения степи.

 Жарко, солнце так и жжет землю.

Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря.

Вдруг все стихло.

Выполняют упражнения, согласно инструкции и показу.

 Дети показывают, как они быстро растут.

Дети-растения показывают, как им плохо.

Дети изображают бурю.

Все садятся на свои места.

5.

Реализация построенного проекта.

Цель: выделить существенную информацию.

УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Слайд 16

Интерактивная и контурные карты, компьютер.

Слайд 17

Карта урока

Слайд 18

Учебник

Компьютер

Слайд 19

Учебник

Компьютер

Слайд 20

Гербарий

Учебник

Компьютер

Слайд 21

Учебник

Слайд 22

Учебник

Компьютер

1. Географическое положение зоны степей.

Парная работа.

- Ответьте на вопросы, используя интерактивную и контурные карты.

2. Климатические условия зоны степей.

- Прослушайте запись, и запишите данные в карту урока.

- Дайте характеристику климатическим условиям зоны степей в разное время года.

3. Растительный мир зоны степей.

- Пользуясь учебником (с. 114), введите в  белые ячейки с клавиатуры название растений, произрастающих в степи. 

Проверка.

Проблемный вопрос.

- Почему почвы плодородные?

- Почвы плодородные, а почему нет деревьев?

4. Животный мир зоны степей.

- А сейчас перенесёмся в степь и услышим разговор её обитателей.

- Пользуясь учебником (с. 114-115), введите в белые ячейки с клавиатуры название животных обитающих в степи.

Проверка.

Групповая работа (ботаники, зоологи).

Ботаники.

- Пользуясь гербарием и текстом учебника (с. 114) назовите приспособления растений к природным условиям степи.

Зоологи.

- Пользуясь текстом учебника (с. 114-115), назовите приспособления животных к природным условиям степи.

Самооценка ученика в работе группы

- Проверить усвоение материала поможет тест-игра.

Исчезающие виды.

- Пользуясь учебником (стр.115), определите животных и растений, занесенных в Красную книгу?

5. Влияние деятельности человека на зону степей.

- Прочитать статью учебника стр. 115-116.

- Из предложенного ряда рисунков, выберите те, которые характеризуют основные экологические проблемы степной зоны.

Проверка.

Вопросы.

1.Где расположена зона степей? Каким цветом обозначена? Закрасьте зону степей на контурной карте России.

2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

3. В каком тепловом поясе находится зона степей?

Климатические условия.

Средняя температура летом        +22ᵒ-25ᵒ

Средняя температура зимой        -20ᵒ-30ᵒ

Осадки летом:  малочисленные, ливневый характер дождей.

Осадки зимой: снежный покров низкий.

Учащиеся вводят в белые ячейки с клавиатуры название соответствующих растений.

Нажимают кнопку ПРОВЕРИТЬ, в желтом окне проверки появится надпись:

  • если все правильно – перейти по кнопке ДАЛЕЕ, т.е. ученик может идти дальше;
  • если допущена ошибка – текст в месте ошибки изменит свой цвет на красный, а в желтом окне проверки появится надпись ЕЩЕ РАЗ;
  • нажав кнопку ЕЩЕ РАЗ, ученик может повторно выполнить данное задание.

- В степи растут травы. Каждый год их отмирающие стебли и листья перегнивают, тем самым увеличивают плодородный слой.

- Отсутствие влаги не создает условия для роста деревьев. 

1. Ковыль. 2. Тюльпан. 3. Ирис.

4. Резак. 5. Типчак. 6. Астрагал.

Листья узкие, испаряют мало влаги.

Стебли мясистые и сочные.

Корни у некоторых растений уходят глубоко в землю, у других образуются клубни, луковицы.

1. Окраска под цвет травы.

2. Быстро бегают.

3. Многие живут в норах.

Учащиеся оценивают  работу в группе

Учащиеся читают вопрос и выбирают ответ.

1. Степной орел. 2. Жрофа.

3. Кузнечик степная дыбка.

4. Журавль-красавка.

5. Пион тонколистный.

1. В степной зоне не осталось степей. Все они распаханы.

2. Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва.

3. Незаконная охота-браконьерство.

6.

Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Цель: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Работа в рабочих тетрадях стр. 53.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания: 2, 5:
- Логическое упражнение: «Верны ли утверждения? Обведи «Да» или «Нет». Исправь ошибки (устно).
- Составить 2 цепи питания.

Самопроверка и самооценка.

Учащиеся проверяют работу по эталону и оценивают выполнение учебного задания.

7.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: подвести итог урока, определить уровень и объем  усвоения материала урока.

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.

- Какую цель ставили?

- Как достигали поставленной цели?

- Составьте японский стих «Синквейн» со словом СТЕПЬ.

- Познакомиться с природной зоной степей.

Ответы детей.

8.

Домашняя работа

.

- Прочитайте задание.

- Есть ли вопросы?

- Подготовить и представить одноклассникам презентацию о растении или животном зоны степей, используя справочную литературу или информацию сети Интернет.

Слайд 23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Помоги пчёлкам добраться в улей, ответив на их вопросы.

Слайд 2

3 2 4 5 1 6

Слайд 3

3 2 4 5 6

Слайд 4

3 4 5 6

Слайд 5

4 5 6

Слайд 6

5 6

Слайд 7

6

Слайд 8

Ты справился с заданием!

Слайд 9

Жизненные формы растений степей деревья кустарники травы 1 Выберите правильный ответ.

Слайд 10

Какова форма листьев растений произрастающих в степной зоне широкие листья отсутствуют узкие 2

Слайд 11

Тюльпаны запасают питательные вещества в листьях луковицах цветках 3

Слайд 12

Животные степной зоны обитают главным образом в траве к роне деревьев водоёмах 4

Слайд 13

Окраска животных обитающих в зоне степей яркая п од цвет травы броская 5

Слайд 14

Птицы степи устраивают гнёзда н а земле в кроне деревьев г нёзда не строят 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе с применением проектной технологии

«Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того чтобы существовать, мы должны изменить себя.»Т.Хейердал.  Проблема экологического равновесия в наше время приобрела особое значе...

Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира

Данный материал представляет отзыв учителей МОБУ о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира в начальной школе....

Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Данный материал о том, как можно использовать цифровой микроскоп Digital Blue QX5  на уроках окружающего мира в начальной школе. Как с помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинств...

Урок окружающего мира с применением ЭОР

Урок  окружающего мира с применением ЭОР...

статья "Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках окружающего мира.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования. В связи с зтим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно - коммуни...

Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.

Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...