Урок окружающего мира 4 класс "Зона степей" с применением ИКТ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок окружающего мира "Зона степей" с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, технологии проблемного обучения. На уроке применяются различные формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная, групповая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 29.41 КБ |
Итоговый тест-игра к уроку "Зона степей | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Зона степей».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром, ролью человека в зоне степей;
- продолжать развивать умение работать с картой, гербарием, учебником.
Развивающие:
- продолжить работу по формированию навыков анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей на примере взаимосвязей в природе;
- умение работать с источниками информации.
Воспитательные:
- воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение правил поведения в природной среде;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе к объектам природы.
Регулятивные:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.
Коммуникативные:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные:
- выделять существенную информацию;
- моделировать различные ситуации и явления природы;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
объектами.
Ресурсы, оборудование и материалы:
- Презентация «Зона степей». Оптимальный вариант, если презентация будет выгружена на персональные компьютеры (ноутбуки) учащихся.
- Персональный компьютер, проектор.
Дидактическое обеспечение урока:
- Учебник «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А.
- Электронная презентация.
- Гербарии.
- Карта урока, листы самооценки, контурные карты.
Список учебной и дополнительной литературы:
- Учебник «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А.
- О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир.4 класс.
- В.П.Герасимов. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителя.
Ход и содержание урока
№ п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | УУД: личностные. | |
- Сегодняшний урок окружающего мира будет насыщенным, и, надеюсь, интересным. Поэтому прошу вас быть максимально собранными, наблюдательными и внимательными. | Учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. | |||
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Цель: подготовить и мотивировать учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия. | УУД: регулятивные, коммуникативные. | Слайд 2-13 Слайд 14 На слайде с помощью полосы прокрутки можно найти вопросы к кроссворду. Если учащиеся испытывают затруднение при ответе на вопросы, то могут воспользоваться материалом слайда. |
- Выполните тест. Какая же тема урока? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать! | Учащиеся проверяют домашнее задание, выполняют тест «Зона лесов» и выставляют отметки в лист самооценки. Вопросы к кроссворду: 1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму. Растет в тундре и лесной зоне. 2. Вроде сосны, вроде елок, А зимою без иголок. 3. Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. 4. В народе это дерево называют сладким. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. 5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках. Ответы: 1. Брусника. 2. Лиственница. 3. Медведь. 4. Липа. 5. Ольха. Ключевое слово: Степь. | |||
3. | Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения. | Цель: Организовать выявление места (где?) и причины (почему ? ) затруднения. | УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные. | Слайд 15 |
- Сформулируйте тему урока? - Какова цель урока? - План ваших действий? -Для этого мы отправляемся в экспедицию. | Тема урока: «Степи». - Познакомиться с природной зоной степей. План работы: 1. Географическое положение зоны степей. 2. Климатические условия зоны степей (сочетание тепла и влаги). 3. Растительный мир. 4. Животный мир. 5. Влияние деятельности человека на зону степей. | |||
4. | Физкультминутка. | Цель: снятие умственного напряжения, мышечная релаксация. | ||
Показывает упражнения, сопровождая их инструктажем. Представьте себе, что вы – растения степи. Жарко, солнце так и жжет землю. Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря. Вдруг все стихло. | Выполняют упражнения, согласно инструкции и показу. Дети показывают, как они быстро растут. Дети-растения показывают, как им плохо. Дети изображают бурю. Все садятся на свои места. | |||
5. | Реализация построенного проекта. | Цель: выделить существенную информацию. | УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные. | Слайд 16 Интерактивная и контурные карты, компьютер. Слайд 17 Карта урока Слайд 18 Учебник Компьютер Слайд 19 Учебник Компьютер Слайд 20 Гербарий Учебник Компьютер Слайд 21 Учебник Слайд 22 Учебник Компьютер |
1. Географическое положение зоны степей. Парная работа. - Ответьте на вопросы, используя интерактивную и контурные карты. 2. Климатические условия зоны степей. - Прослушайте запись, и запишите данные в карту урока. - Дайте характеристику климатическим условиям зоны степей в разное время года. 3. Растительный мир зоны степей. - Пользуясь учебником (с. 114), введите в белые ячейки с клавиатуры название растений, произрастающих в степи. Проверка. Проблемный вопрос. - Почему почвы плодородные? - Почвы плодородные, а почему нет деревьев? 4. Животный мир зоны степей. - А сейчас перенесёмся в степь и услышим разговор её обитателей. - Пользуясь учебником (с. 114-115), введите в белые ячейки с клавиатуры название животных обитающих в степи. Проверка. Групповая работа (ботаники, зоологи). Ботаники. - Пользуясь гербарием и текстом учебника (с. 114) назовите приспособления растений к природным условиям степи. Зоологи. - Пользуясь текстом учебника (с. 114-115), назовите приспособления животных к природным условиям степи. Самооценка ученика в работе группы - Проверить усвоение материала поможет тест-игра. Исчезающие виды. - Пользуясь учебником (стр.115), определите животных и растений, занесенных в Красную книгу? 5. Влияние деятельности человека на зону степей. - Прочитать статью учебника стр. 115-116. - Из предложенного ряда рисунков, выберите те, которые характеризуют основные экологические проблемы степной зоны. Проверка. | Вопросы. 1.Где расположена зона степей? Каким цветом обозначена? Закрасьте зону степей на контурной карте России. 2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? 3. В каком тепловом поясе находится зона степей? Климатические условия. Средняя температура летом +22ᵒ-25ᵒ Средняя температура зимой -20ᵒ-30ᵒ Осадки летом: малочисленные, ливневый характер дождей. Осадки зимой: снежный покров низкий. Учащиеся вводят в белые ячейки с клавиатуры название соответствующих растений. Нажимают кнопку ПРОВЕРИТЬ, в желтом окне проверки появится надпись:
- В степи растут травы. Каждый год их отмирающие стебли и листья перегнивают, тем самым увеличивают плодородный слой. - Отсутствие влаги не создает условия для роста деревьев. 1. Ковыль. 2. Тюльпан. 3. Ирис. 4. Резак. 5. Типчак. 6. Астрагал. Листья узкие, испаряют мало влаги. Стебли мясистые и сочные. Корни у некоторых растений уходят глубоко в землю, у других образуются клубни, луковицы. 1. Окраска под цвет травы. 2. Быстро бегают. 3. Многие живут в норах. Учащиеся оценивают работу в группе Учащиеся читают вопрос и выбирают ответ. 1. Степной орел. 2. Жрофа. 3. Кузнечик степная дыбка. 4. Журавль-красавка. 5. Пион тонколистный. 1. В степной зоне не осталось степей. Все они распаханы. 2. Большие стада подолгу пасутся на одном месте. От этого разрушается почва. 3. Незаконная охота-браконьерство. | |||
6. | Формирование первичных умений на основе самоконтроля. | Цель: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами. | УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные. | |
Работа в рабочих тетрадях стр. 53. Самопроверка и самооценка. | Учащиеся проверяют работу по эталону и оценивают выполнение учебного задания. | |||
7. | Рефлексия учебной деятельности. | Цель: подвести итог урока, определить уровень и объем усвоения материала урока. | УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные. | |
- Какую цель ставили? - Как достигали поставленной цели? - Составьте японский стих «Синквейн» со словом СТЕПЬ. | - Познакомиться с природной зоной степей. Ответы детей. | |||
8. | Домашняя работа . | - Прочитайте задание. - Есть ли вопросы? | - Подготовить и представить одноклассникам презентацию о растении или животном зоны степей, используя справочную литературу или информацию сети Интернет. | Слайд 23 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3 2 4 5 1 6
3 2 4 5 6
3 4 5 6
4 5 6
5 6
6
Ты справился с заданием!
Жизненные формы растений степей деревья кустарники травы 1 Выберите правильный ответ.
Какова форма листьев растений произрастающих в степной зоне широкие листья отсутствуют узкие 2
Тюльпаны запасают питательные вещества в листьях луковицах цветках 3
Животные степной зоны обитают главным образом в траве к роне деревьев водоёмах 4
Окраска животных обитающих в зоне степей яркая п од цвет травы броская 5
Птицы степи устраивают гнёзда н а земле в кроне деревьев г нёзда не строят 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе с применением проектной технологии
«Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того чтобы существовать, мы должны изменить себя.»Т.Хейердал. Проблема экологического равновесия в наше время приобрела особое значе...
Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира
Данный материал представляет отзыв учителей МОБУ о применении современных педагогических технологий на уроке окружающего мира в начальной школе....
Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся
Данный материал о том, как можно использовать цифровой микроскоп Digital Blue QX5 на уроках окружающего мира в начальной школе. Как с помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинств...
Урок окружающего мира с применением ЭОР
Урок окружающего мира с применением ЭОР...
статья "Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках окружающего мира.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования. В связи с зтим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно - коммуни...
«Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на уроках" Творческая работа учащихся на уроках окружающего мира. Физкультминутки для учеников 1-2 классов по теме "Времена года"
«Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на уроках"...
Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.
Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...