Технологическая карта урока по окружающему миру
материал по окружающему миру (4 класс)

Иванова  Надежда Юрьевна

Технологическая карта урока по окружающему миру

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_om.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру ,

проведённого в 3«в» классе

Яблоневский филиал МБОУ СОШ п.свх. Агроном

Ивановой Надеждой Юрьевной

Тема: Охрана воздух

Класс: 3 «в»

Цели: сформировать представления о загрязнении воздуха; подвести к пониманию необходимости охраны воздуха.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для формирования понятия «охрана воздуха»;

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- создать условия для формирования у детей представления о том, что воздух необходим для жизни.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;

- развивать мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

Планируемые результаты:

Предметные: Учащиеся научатся: знать значение воздуха для живого, необходимость охраны воздуха от загрязнения; уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя его существенные признаки.

Метапредметные:

Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: использование последовательных действий, контроль выполненной работы; осознание уровня и качества усвоенного.

Познавательные: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение); извлечение необходимой информации из увиденного; осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;  выдвижение предположений и их обоснование; самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование: Учебник Ивченкова, Потапов: Окружающий мир. 3 класс. Часть 1; рабочая тетрадь  Ивченкова, Потапов: Окружающий мир. 3 класс. Часть 1; интерактивная доска, проектор, ноутбук, карточки с вопросами, наглядный материал.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организация обучающихся на работу

- Здравствуйте, ребята

- Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Л: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  1. Актуализация знаний

- Ребята, представьте, что наш класс – это большая лаборатория, вы исследователи, а я - ваш научный руководитель. Но чтобы проводить дальнейшие исследования, нам необходимо вспомнить, над чем мы работали ранее и какие выводы сделали.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете. Помните, прежде чем ответить, нужно поднять руку.

- Наша планета Земля со всех сторон окружена мощным воздушным слоем, который называют … (атмосферой).

- … - это движение воздуха над поверхностью земли. Что это?  (ветер).

- Это сильный ветер, который ломает деревья и сносит крыши с домов. Его называют… (ураганом).

- Когда воздух нагревается и расширяется, то он становится … и … (легче и поднимается вверх).

- Воздух состоит из … (кислорода, углекислого газа, азота и др.)

- Существуют следующие свойства воздуха. Какие? (воздух прозрачен, не имеет цвета и запаха, воздух упруг, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении).

- Хорошо, ребята! Молодцы!

атмосферой.

ветер.

ураганом.

легче и поднимается вверх.

кислорода, углекислого газа, азота и др.

воздух прозрачен, не имеет цвета и запаха, воздух упруг, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении.

К: формирование умения объяснять свой выбор; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

П: осознание и самостоятельное построение речевого высказывания

  1. Постановка учебной задачи

- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуете сформулировать тему нашего урока.

Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!

- Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Ребята, тема нашего урока «Охрана воздуха».

- А как вы думаете, каковы будут цели нашего урока?

- Цели нашего урока следующие: сформировать представления о загрязнении воздуха; подвести к пониманию необходимости охраны воздуха.

Слушают учителя.

Ответы детей.

Л: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

К: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

П: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение); извлечение необходимой информации из увиденного.

Р: использование последовательных действий

  1. Формирование нового знания

- Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

(Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.)

- Ребята, для дальнейшего изучения новой темы, нам надо разделиться на 3 группы.

1ряд – группа биологов.

2 ряд – совет директоров промышленных предприятий.

3 ряд – группа экологов.

- Ребята, давайте с вами откроем учебник на стр.56 и прочитаем представленный текст в учебнике.  

- После чтения каждая группа наших ученых должна дать ответ на свой вопрос:

Вопросы 1 группе: Почему всем живым организмам нужен чистый воздух? Как это можно доказать?

Вопрос 2 группе: Как промышленные предприятия загрязняют воздух?

Вопрос 3 группе: Как надо охранять воздух от загрязнения?

Законом об охране природы установлены следующие правила:
- все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ;
- чтобы сохранить чистоту воздуха, нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом ходу;
- для борьбы с пылью улицы городов должны поливаться водой;
- вокруг нас должно быть много растений. Они хорошо очищают воздух и выделяют кислород. Чем больше зелени, тем легче дышится.

- Ребята, какой же вывод мы можем сделать из прочитанного?

- Верно, ребята. Молодцы!

- А теперь все встали, проведем физкультминутку.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

- Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

Воздух может загрязняться от заводов, фабрик, транспорта.  

Читают текст в учебнике.

Внимательно смотрят на доску и слушают учителя.

Чистый воздух нужен всем.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

К: организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

П: способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение); извлечение необходимой информации из прочитанного.

Л: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

К: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

V. Первичное закрепление.

- Уважаемые ученые. Мы продолжаем изучать проблему загрязнения воздуха. Предлагаю вам посмотреть видеоролик, а затем обсудить ряд вопросов. Внимание на экран.

- Скажите, почему воздух необходимо охранять от загрязнений?

- Хорошо. Как сберечь чистоту воздуха?

- Хорошо! Спасибо за ответ!

- Почему растения называют «легкими» города?

- Верно!

- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

- Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

- Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

- Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Сделайте вывод.

- Ребята, давайте с вами откроем рабочую тетрадь на стр. 23 и рассмотрим с вами задание №54. (Какие меры принимают люди для охраны воздуха от загрязнений?)
Ответьте на этот вопрос самостоятельно.
- Давайте проверим, как вы ответили на первый вопрос.

- Пожалуйста.

- Хорошо. У кого еще какие варианты?

- Хорошо. Молодцы!

- А теперь рассмотрим с вами следующее задание №55. (Что хотел сказать художник этим рисунком?)

Общий вывод по теме

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы в тетради.

К: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

П: осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;  выдвижение предположений и их обоснование.

Р: использование последовательных действий, контроль выполненной работы; осознание уровня и качества усвоенного.

VI. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин).

-Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

Спасибо за работу исследователям.

- Скажите, чем мы сегодня занимались  на уроке?

- Что было интересно на уроке?

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чем возникли затруднения?

- Как бы вы оценили деятельность своей группы на уроке?

- А теперь как вы сами работали на уроке?

- Если у вас на уроке все получалось, поднимите  зеленый смайлик, если были трудности – желтый смайлик.

- Хорошо, ребята!

- За урок я ставлю такие оценки:…….

Отвечают на вопросы.

Л: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

VII. Домашнее задание.

- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание (стр. 56 – 57, пересказ, р. т. стр. 23, № 56).

Желающим нарисовать рисунок на тему «Охрана воздуха»

Записывают домашнее задание.

VIII. Организованное окончание урока.

-А теперь все встали. Спасибо за урок! Все свободны!

Все встали и ушли на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...