Автор материала (ФИО) | Чаусова Лариса Игоревна | Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель начальных классов | Образовательное учреждение | МОУ гимназия № 24 г. Люберцы, Московская область | Класс | 2 класс | Название материала | Урок окружающего мира «В мире звука» | Учебный предмет | Окружающий мир | Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | Учебник «Окружающий мир 2класс», УМК «Планета знаний». Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов | Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) | Текстовый документ | Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) | учебники, линейки, пластмассовый стакан, резинка, ложки, карандаш, “веревочный телефон”, аудиопроигрыватель, балалайка | Цели, Задачи материала | Цели: знакомство обучающихся с причиной возникновения звука. Задачи: 1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки. 2.Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь. 3.Воспитывать интерес к предмету; чувство прекрасного; формировать экологическое воспитание. | Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, | Данная работа предлагается на этапе изучения и первичного закрепления знаний. Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником. |
Технологическая карта урока « В мире звука» Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | 1.Самоопределение к деятельности. | - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. -Дети, покажите ваше настроение. -Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным. -Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость. | Осуществляют самооценку готовности к уроку. Определяют своё настроение с помощью карточек. | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению | 2.Актуализация знаний. | Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию. -Какие звуки вы услышали? -Человек живет в мире звуков. -Как вы думаете, что такое звук? -Да, дети, звук — это то, что слышит ухо. -Какие звуки вы слышали? -Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы, шелест листьев, гудок автомобиля, в школе мы слышим звонок, который зовёт нас на урок…. Мир наполнен разнообразными звуками. Звук для человека является источником информации. | Прослушивают аудиозапись. Отвечают на поставленные вопросы. Определяют тему урока. | Познавательные: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные: умение высказывать своё мнение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. | 3.Постановка учебной задачи. | Сообщить тему урока, создать условия для проблемной ситуации. – Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Итак, тема нашего урока: « В мире звука» – Представьте, что вы исследователи. – Какой вопрос бы вас интересовал больше всего? - В руках у меня обычная балалайка. Когда человек играет на балалайке, то издается звук. - Что является в данном случае источником звука? -Совершенно верно, колеблющая струна. - А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблются? (Как вы считаете?) -Как вы думаете, в результате чего возникает звук? -Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов. -Что происходит дальше? -Воздух передает колебания органам слуха. -А к органу слуха относится? -Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов. | Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают проблемный вопрос. Строят гипотезу. | Регулятивные: умение высказывать своё предположение.
| 4.Решение учебной задачи. | Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований -Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах? – Откройте учебник, стр. 22 Работа в группах. I группа – опыт № 1 и №2 II группа – опыт № 3 и №4. - Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования. -Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа – поднимите зеленый смайлик, если нет- то красный.
-Что является источником звука? – Что привела она в движение? – Как мы услышали этот звук? - Проделайте этот опыт с деревянной линейкой. – Одинаково ли звучат звуки? -Какой вывод можно сделать? -Давайте оценим работу
– Назовите источник звука? – Что она привела в движение? А еще что? – Как мы услышали этот звук?
– Когда звук был слышен сильнее? Какой можно сделать вывод? - Давайте оценим работу. – Что является источником звука? – Какой звук слышали сразу? – Что передает колебания от ложки? – Каким стал звук? – Когда звук был сильнее? -Подумайте, какой можно сделать вывод? -Давайте оценим эту работу. – Что является источником звука? - Когда телефон лучше работает? – По чему передаются колебания? -Какой вывод можно сделать? -Давайте, оценим работу. | 1.Будь вежлив с товарищем в группе 2.Умей выслушать мнение каждого. 3.Доказывай своё мнение. 4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски. 5. Внимательно выслушай мнение в других группах. 6.Задай вопрос на понимание. Работа с учебником Обсуждение в группах, демонстрация опытов, выводы, оценивание. Опыт № 1. Положили линейку на край стола. Крепко прижали ее рукой. Слегка ударили по ней. Услышали звук. Колеблющаяся линейка. -Воздух. -Воздух передал колебания уху. -Нет. -Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук. Опыт № 2. Надели резиновое кольцо на стакан. Пробренчали натянутой резинкой. Приложили стакан дном к уху. Снова побренчали. -Колеблющаяся резинка. -Воздух. -Стенки стакана. -Воздух передает колебания к уху. -Когда стакан приложили дном к уху. -Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук. Опыт № 3. Взяли металлическую ложку. Стукнули по ней карандашом. Прислушались к звуку. Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались. Поднесли нитку с ложкой к уху. Стукнули по ложке карандашом. -Ложка. -Негромкий. -Нитка. -Мелодичным, сильным. -Когда поднесли ближе к уху. Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким. Опыт № 4. Соединили между собой два пластмассовых стаканчика веревочкой. Сначала говорили при ослабленной веревке. Затем при натянутой. -Голос, голосовые связки. -При натянутой веревке. -По веревке. -Телефон лучше работает, когда верёвочка туго натянута. | Познавательные: формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. | 5.Динамическая пауза | Организует физкультминутку. Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. – Какие звуки вы имитировали? | Выполняют физкультминутку и имитируют звуки. | | 6.Первичное закрепление. | Игра «Что за звук?» ( хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, топот ног, свисток, звон стакана, стук, звук воды) -Воспроизведи с другом по очереди следующие звуки: топот копыт, хлопанье крыльев птицы, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, жужжание мухи, барабанный бой, кряканье утки. В лесах, в горах На всех языках Каждое слово Повторить готово. - Где можно услышать эхо? - Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучат громче. Давайте попробуем. -У Бориса дома есть пианино. Подумайте, почему иметь в доме пианино хорошо, а почему плохо? | Угадывают звук. Воспроизводят звук. Отвечают на вопросы. . | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | 7.Рефлексия. | – Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились? -А как мы это доказали. – Оцените себя: Кто понял тему – зелёный смайлик; испытывал затруднения – жёлтый смайлик а кому было трудно – красный смайлик. Оценка обучащихся. | Ответы детей. Оценивание своей учебной деятельности. | Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
|