Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Богданова Евгения Александровна

Деловая игра 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_.docx58.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока на тему «Семейный бюджет».

Богданова Евгения Александровна учитель начальных классов ГБОУ №484 Московский район, г. Санкт-Петербург

Предмет: Окружающий мир, учебник(УМК «Школа России») Плешаков А.А, 3 класс.

Тема:  «Ты и я экономически грамотная семья».

Тип урока: урок новых знаний .

Форма проведения урока: деловая игра.

Цель: создать условия для понимания учащимися необходимости планирования семейного бюджета.

Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

 Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимо- оценку и взаимопомощь  в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Задачи:

  • способствовать формированию основных понятий доход, расход, приобретению навыков составления семейного бюджета;
  • научить учащихся  рассчитывать свои доходы и расходы на месяц;
  • формировать и развивать познавательный интерес к предмету, самостоятельность, умения работать в паре и в группе;
  • развивать познавательные способности на основе творческих и интеллектуальных заданий, способность сравнивать и анализировать;
  • воспитывать у детей чувство ответственности  за себя, за окружающих;
  • формировать коммуникативные компетентности в сотрудничестве.

Оборудование: карточки с кроссвордом, условные деньги, раздаточный материал (тест по теме, индивидуальные карточки), интерактивная доска, компьютер, бумага формата А3, монеты для рефлексии, учебник Плешакова А.А 3 класс.

Методы обучения:  наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Условные обозначения

Универсальные учебные действия – УУД, Р – регулятивные, К – коммуникативные,  Л – личностные, П – познавательные.


Проект урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный этап

2.Актуализация  знаний  и мотивация.

Приветствует. Мотивирует на работу во вступительном слове.

Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы?

- Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания.  Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

На доске запись: эпиграф урока

-«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело

расходовать – искусство».

- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое госбюджет?

- Откуда государство получает доходы? 

- Что такое налоги?

- На что государство расходует полученный доход?

Приветствуют учителя.

Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок.

Отвечают на поставленные вопросы.

( На прошлом  уроке мы говорили о государственном бюджете).

(План доходов и расходов государства.)

( Налоги граждан и организаций)

(Деньги, поступающие в бюджет.)

(Образование, здравоохранение, содержание армии и полиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий)

Л: настрой на работу

Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира;

П: выделение главного, систематизация, классификация К: оформление своих мыслей в устной речи, умение слушать и слышать собеседника

3. Работа над новым материалом

1).Постановка учебной задачи.

 2). Открытие новых знаний.

3). Динамическая пауза

4. Закрепление полученных знаний.

5. Подведение итогов

6. Инструктаж домашнего задания.

7.   Рефлексия

-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас поработаете в парах,  разгадаете кроссворд, узнаете ключевое слово. (Приложение1)

Вопросы:

1.Деньги, которые тратят, на те или иные нужды (расход).

2.Стоимость одной вещи (цена).

3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика).

4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).

5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает (денежная) сумка.

После работы в группах обсуждение правильных ответов обучающихся. Эталон кроссворда открывается на доске.

- Назовите слово, которое получилось у вас ключевым!

- Что такое семья?

- Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи?

- Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся?

- Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов  и доходов, что и  называется  «Семейный бюджет».

- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?

- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет? А как вы думаете, из чего   складывается семейный бюджет?

Давайте вспомним сказки, в которых речь идёт о деньгах.

- Если в сказке идёт речь о деньгах, вы прыгаете и хлопаете, а если нет -  приседаете.

(«Золотая антилопа», «Золотой ключик», «Дюймовочка», «Гуси-лебеди»)

- Этот урок  запланирован в форме деловой игры, название которой – «Ты и я – экономически грамотная семья!».

Для ее проведения вам нужно разделиться на три равные по количеству участников команды.  

- Деловая игра подразумевает под собой рейтинговую систему оценивания, единицами которой будут являться условные деньги, т.е. денежные единицы. Всего шесть заданий. Максимальное количество за каждое выполненное задание – 10 тысяч рублей. Итого: максимум ваша семья может заработать условных 60 тысяч рублей. Если ваша команда первая справляется с заданием и при этом оно абсолютно правильно выполнено – вам насчитывается 10 тысяч рублей, кто второй – 7 тысяч рублей, третий – 5. Но если вы первыми справились с заданием, но есть неточности – вам будет начислено только 7 тысяч рублей. Это касается и остальных.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

каждое замечание учителем – 2 тысячи рублей;

несоблюдение правил игры – 5 тысяч рублей;

грубое нарушение – до 10 тысяч рублей.

Каждая команда у нас будет отдельной семьей. И пока я раздаю карточки с описанием семей (Приложение 2), вам нужно придумать общую фамилию, которая и будет являться названием команды.

- Пока я записываю ваши фамилии в турнирную таблицу на доску, прочитайте роли, обозначенные в карточках, и распределите их между собой.

(Фиксирует на доске фамилии команд. Учащиеся распределяют между собой роли в семье).

- Итак, мы записали фамилии каждой семьи на доске. Прошу главу каждой команды представить свою семью.

Приложение 2.

- В этих ролях вы должны быть на протяжении всего урока, на всех этапах. Не забывайте об этом при отстаивании своих интересов в любом из заданий. За несоответствие роли вы должны будете оплатить штраф в размере 500 условных рублей.

- Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета?

- Как они связаны между собой? Что от чего зависит? И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть?

- Вы верно отвечаете. Сейчас теоретические знания будем применять на практике.

Задание 1 « Доход семьи».

 Я вам раздаю карточки, на которых записаны доходы вашей семьи.

Сосчитайте и запишите доход вашей семьи.
Проверка.
Задание 2 «Необходимые расходы».
Сейчас вы получите карточку №2,
 (Приложение 3)на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми для приобретения на месяц. Их надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.

Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. 

Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.) Бюджет вашей семьи в месяц составляет …… рубля. Сумели ли вы вложиться в эту сумму?

- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдете в словарике.

- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье? 

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? 

 Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить.

– Как вы думаете, жадный и экономный человек – это одно и то же? жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.

(после каждого выполненного задания, учитель выдаёт учащимся условно заработанные деньги).

Задание 3 «Семейный бюджет».

Учитель предлагает детям выполнить тест. (Приложение 4)

-Предлагаю вам выполнить тест. Подсказка: если выполнить тест правильно, то должно получиться слово, связанное с темой урока.

Задание 4 «Создание плаката».

После выполнения теста, учитель предлагает задание:

- Представьте: Вы грамотно рассчитали свой семейный бюджет, у вас остались свободные средства,  изобразите на бумаге, на что вы хотели бы их потратить.

- Подведём итоги нашей игры.  Просит подсчитать количество заработанных условных денег.

Дома вместе с родителями проанализируйте и составьте таблицу расходов и доходов своей семьи за месяц.

- У вас на столах лежат монетки, раскрасьте их разным цветом  в соответствии:

Всё получилось, доволен своим результатом – красным цветом

Не всё получилось,  хотелось бы лучше – жёлтым цветом.

Спасибо за урок. Молодцы!

Разгадывают кроссворд в парах.  

Отвечают на поставленные вопросы.

(семья)

(Группа, живущих вместе родственников).
Да

(Семейный бюджет).

(Доходов и расходов).

Учащиеся выполняют нужные действия.

Учащиеся делятся на команды (по рядам)

Учащиеся: совещаются, выбирают фамилии семей, затем каждая команда по очереди должна встать и называть свою фамилию. После глава семейства представляет свою семью (кто есть кто).

Учащиеся: представляют свою команду-семью (визитка команд).

Учащиеся: доходы и расходы.

Учащиеся отвечают.

Считают в группе доход своей семьи. Озвучивают.

Выполняют задание в группе.

Сравнивают доходы и расходы в своей семье. Обсуждают.

Отвечают на вопросы.

Находят лексическое значение слов в словарике.

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

Отвечают на вопросы.

(квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт – небольшие расстояния – пешком).

Выполняют тест.

Получилось слово Бюджет.

Рисуют плакат. Представляют работу классу.

Подсчитывают количество условных денег.
Озвучивают.

Слушают домашнее задание.

Оценивают свою деятельность на уроке.

П: выделение главного, систематизация, классификация.

 К: оформление своих мыслей в устной речи, сотрудничество со сверстниками, умение слушать и слышать собеседника, умение работать в паре.

Р: выполнение работы в заданном темпе.

П: выделение главного, систематизация, классификация К: оформление своих мыслей в устной речи, умение слушать и слышать собеседника

Р: Осмысление учебного материала;
действие с учётом выделенных учителем ориентиров.

Р: выполнение работы в заданном темпе.

П: систематизация, классификация,  моделирование.

Л: умение работать в сотрудничестве, проявлять инициативу, слушать собеседников.

Р : целеполагание; умение ставить проблему и определять пути её решения;

Л: умение работать в сотрудничестве, проявлять инициативу, слушать собеседников.

К: умение сосредоточиться на предложенной задаче, умение работать в сотрудничестве.

Л:  умение проявлять инициативу.

Р:- саморегуляция

Л:- смыслообразование

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату


Приложение 1

E:\Документ\IMG_8616.JPG


Приложение 2.

Фамилия ………………….

Бабушка работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет  12 000 рублей. Дедушка работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 13 000 рублей. Папа работает водителем. Его заработная плата составляет 38 000 рублей. Мама занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе.

Доход семьи -

Фамилия…………………….

Бабушка работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 12 000 рублей. Папа работает врачом. Его заработная плата составляет 35 000 рублей. Мама работает почтальоном. Её заработная плата составляет  15000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 500 рублей.

Доход семьи -

 

Фамилия ………………….

Бабушка работала врачом. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет  12 000 рублей. Дедушка работал автослесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 11 000 рублей. Папа работает электриком. Его заработная плата составляет 32 000 рублей. Мама занимается воспитанием маленькой Оли и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Оли - Вася учится в пятом классе.

Доход семьи -


Приложение 3

Товар или услуга

Расходы

Цена, руб

Товар или услуга

Цена, руб.

Лекарства

 

Лекарства

1 000

 Продукты

 

Продукты

10 000

Одежда

 

Одежда

8 000

Обувь

 

Обувь

6 000

Бытовая химия

 

Бытовая химия

1 000

Транспор

 

Транспорт

2 000

Велосипед

 

Велосипед

8 000

Книги

 

Книги

500

Компьютер

 

Компьютер

20 000

Игрушки

 

Игрушки

1 000

Платежи и налоги

 

Платежи за квартиру

3 000

Диски с мультфильмами

 

Диски с мультфильмами

300

Посещение цирка

 

Посещение цирка, театра

500

Посещение боулинга

 

Посещение боулинга

1 000

Туристическая поездка, отпуск

 

Туристическая поездка, отпуск

20 000

Поход в кино

 

Поход в кино

500

Мороженное, конфеты

 

Мороженное, конфеты

500

Фрукты

 

Фрукты

1 000

Сумма расходов

Приложение 4

Тест «Семейный бюджет»

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России

Цель данного урока : познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", "экономика семьи"; развивать у учащихся  представление о структуре семейного бизнеса; воспитывать организованность, бережли...

Конспект урока по окружающему миру "Государственный бюджет"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Государственный бюджет»Цели урока:·        познакомить с понятием «деньги»Планируемые результаты:·...

Конспект урока по окружающему миру"Семейный бюджет"

В конспекте представлен материал урока по предметному курсу "Окружающий мир" по образовательной программе "Школа России". В рамках урока осуществляется работа над формированием понятий с применением р...