Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока на тему «Семейный бюджет».
Богданова Евгения Александровна учитель начальных классов ГБОУ №484 Московский район, г. Санкт-Петербург
Предмет: Окружающий мир, учебник(УМК «Школа России») Плешаков А.А, 3 класс.
Тема: «Ты и я экономически грамотная семья».
Тип урока: урок новых знаний .
Форма проведения урока: деловая игра.
Цель: создать условия для понимания учащимися необходимости планирования семейного бюджета.
Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимо- оценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Задачи:
- способствовать формированию основных понятий доход, расход, приобретению навыков составления семейного бюджета;
- научить учащихся рассчитывать свои доходы и расходы на месяц;
- формировать и развивать познавательный интерес к предмету, самостоятельность, умения работать в паре и в группе;
- развивать познавательные способности на основе творческих и интеллектуальных заданий, способность сравнивать и анализировать;
- воспитывать у детей чувство ответственности за себя, за окружающих;
- формировать коммуникативные компетентности в сотрудничестве.
Оборудование: карточки с кроссвордом, условные деньги, раздаточный материал (тест по теме, индивидуальные карточки), интерактивная доска, компьютер, бумага формата А3, монеты для рефлексии, учебник Плешакова А.А 3 класс.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Условные обозначения
Универсальные учебные действия – УУД, Р – регулятивные, К – коммуникативные, Л – личностные, П – познавательные.
Проект урока
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный этап 2.Актуализация знаний и мотивация. | Приветствует. Мотивирует на работу во вступительном слове. Прозвенел звонок весёлый - Будем думать, рассуждать, -Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка. На доске запись: эпиграф урока -«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». - Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке. - Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? - Что такое госбюджет? - Откуда государство получает доходы? - Что такое налоги? - На что государство расходует полученный доход? | Приветствуют учителя. Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок. Отвечают на поставленные вопросы. ( На прошлом уроке мы говорили о государственном бюджете). (План доходов и расходов государства.) ( Налоги граждан и организаций) (Деньги, поступающие в бюджет.) (Образование, здравоохранение, содержание армии и полиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий) | Л: настрой на работу Р: формировать положительное отношение к урокам окружающего мира; П: выделение главного, систематизация, классификация К: оформление своих мыслей в устной речи, умение слушать и слышать собеседника |
3. Работа над новым материалом 1).Постановка учебной задачи. 2). Открытие новых знаний. 3). Динамическая пауза 4. Закрепление полученных знаний. 5. Подведение итогов 6. Инструктаж домашнего задания. 7. Рефлексия | -Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас поработаете в парах, разгадаете кроссворд, узнаете ключевое слово. (Приложение1) Вопросы: 1.Деньги, которые тратят, на те или иные нужды (расход). 2.Стоимость одной вещи (цена). 3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика). 4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги). 5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает (денежная) сумка. После работы в группах обсуждение правильных ответов обучающихся. Эталон кроссворда открывается на доске. - Назовите слово, которое получилось у вас ключевым! - Что такое семья? - Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи? - Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся? - Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов, что и называется «Семейный бюджет». - Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом? - Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет? А как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? Давайте вспомним сказки, в которых речь идёт о деньгах. - Если в сказке идёт речь о деньгах, вы прыгаете и хлопаете, а если нет - приседаете. («Золотая антилопа», «Золотой ключик», «Дюймовочка», «Гуси-лебеди») - Этот урок запланирован в форме деловой игры, название которой – «Ты и я – экономически грамотная семья!». Для ее проведения вам нужно разделиться на три равные по количеству участников команды. - Деловая игра подразумевает под собой рейтинговую систему оценивания, единицами которой будут являться условные деньги, т.е. денежные единицы. Всего шесть заданий. Максимальное количество за каждое выполненное задание – 10 тысяч рублей. Итого: максимум ваша семья может заработать условных 60 тысяч рублей. Если ваша команда первая справляется с заданием и при этом оно абсолютно правильно выполнено – вам насчитывается 10 тысяч рублей, кто второй – 7 тысяч рублей, третий – 5. Но если вы первыми справились с заданием, но есть неточности – вам будет начислено только 7 тысяч рублей. Это касается и остальных. За нарушение дисциплины взимаются штрафы: каждое замечание учителем – 2 тысячи рублей; несоблюдение правил игры – 5 тысяч рублей; грубое нарушение – до 10 тысяч рублей. Каждая команда у нас будет отдельной семьей. И пока я раздаю карточки с описанием семей (Приложение 2), вам нужно придумать общую фамилию, которая и будет являться названием команды. - Пока я записываю ваши фамилии в турнирную таблицу на доску, прочитайте роли, обозначенные в карточках, и распределите их между собой. (Фиксирует на доске фамилии команд. Учащиеся распределяют между собой роли в семье). - Итак, мы записали фамилии каждой семьи на доске. Прошу главу каждой команды представить свою семью. Приложение 2. - В этих ролях вы должны быть на протяжении всего урока, на всех этапах. Не забывайте об этом при отстаивании своих интересов в любом из заданий. За несоответствие роли вы должны будете оплатить штраф в размере 500 условных рублей. - Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета? - Как они связаны между собой? Что от чего зависит? И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть? - Вы верно отвечаете. Сейчас теоретические знания будем применять на практике. Задание 1 « Доход семьи». Я вам раздаю карточки, на которых записаны доходы вашей семьи. Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.) Бюджет вашей семьи в месяц составляет …… рубля. Сумели ли вы вложиться в эту сумму? - Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдете в словарике. - Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье? Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить. – Как вы думаете, жадный и экономный человек – это одно и то же? жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет; экономный – бережливо расходующий что-либо. (после каждого выполненного задания, учитель выдаёт учащимся условно заработанные деньги). Задание 3 «Семейный бюджет». Учитель предлагает детям выполнить тест. (Приложение 4) -Предлагаю вам выполнить тест. Подсказка: если выполнить тест правильно, то должно получиться слово, связанное с темой урока. Задание 4 «Создание плаката». После выполнения теста, учитель предлагает задание: - Представьте: Вы грамотно рассчитали свой семейный бюджет, у вас остались свободные средства, изобразите на бумаге, на что вы хотели бы их потратить. - Подведём итоги нашей игры. Просит подсчитать количество заработанных условных денег. Дома вместе с родителями проанализируйте и составьте таблицу расходов и доходов своей семьи за месяц. - У вас на столах лежат монетки, раскрасьте их разным цветом в соответствии: Всё получилось, доволен своим результатом – красным цветом Не всё получилось, хотелось бы лучше – жёлтым цветом. Спасибо за урок. Молодцы! | Разгадывают кроссворд в парах. Отвечают на поставленные вопросы. (семья) (Группа, живущих вместе родственников). (Семейный бюджет). (Доходов и расходов). Учащиеся выполняют нужные действия. Учащиеся делятся на команды (по рядам) Учащиеся: совещаются, выбирают фамилии семей, затем каждая команда по очереди должна встать и называть свою фамилию. После глава семейства представляет свою семью (кто есть кто). Учащиеся: представляют свою команду-семью (визитка команд). Учащиеся: доходы и расходы. Учащиеся отвечают. Считают в группе доход своей семьи. Озвучивают. Выполняют задание в группе. Сравнивают доходы и расходы в своей семье. Обсуждают. Отвечают на вопросы. Находят лексическое значение слов в словарике. дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; экономия – бережливое ведение хозяйства; Отвечают на вопросы. (квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт – небольшие расстояния – пешком). Выполняют тест. Получилось слово Бюджет. Рисуют плакат. Представляют работу классу. Подсчитывают количество условных денег. Слушают домашнее задание. Оценивают свою деятельность на уроке. | П: выделение главного, систематизация, классификация. К: оформление своих мыслей в устной речи, сотрудничество со сверстниками, умение слушать и слышать собеседника, умение работать в паре. Р: выполнение работы в заданном темпе. П: выделение главного, систематизация, классификация К: оформление своих мыслей в устной речи, умение слушать и слышать собеседника Р: Осмысление учебного материала; Р: выполнение работы в заданном темпе. П: систематизация, классификация, моделирование. Л: умение работать в сотрудничестве, проявлять инициативу, слушать собеседников. Р : целеполагание; умение ставить проблему и определять пути её решения; Л: умение работать в сотрудничестве, проявлять инициативу, слушать собеседников. К: умение сосредоточиться на предложенной задаче, умение работать в сотрудничестве. Л: умение проявлять инициативу. Р:- саморегуляция Л:- смыслообразование Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату |
Приложение 1
Приложение 2.
Фамилия …………………. Бабушка работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 12 000 рублей. Дедушка работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 13 000 рублей. Папа работает водителем. Его заработная плата составляет 38 000 рублей. Мама занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе. Доход семьи - |
Фамилия……………………. Бабушка работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 12 000 рублей. Папа работает врачом. Его заработная плата составляет 35 000 рублей. Мама работает почтальоном. Её заработная плата составляет 15000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 500 рублей. Доход семьи - |
Фамилия …………………. Бабушка работала врачом. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 12 000 рублей. Дедушка работал автослесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 11 000 рублей. Папа работает электриком. Его заработная плата составляет 32 000 рублей. Мама занимается воспитанием маленькой Оли и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Оли - Вася учится в пятом классе. Доход семьи - |
Приложение 3
Товар или услуга | Расходы | Цена, руб | Товар или услуга | Цена, руб. |
Лекарства |
| Лекарства | 1 000 | |
Продукты |
| Продукты | 10 000 | |
Одежда |
| Одежда | 8 000 | |
Обувь |
| Обувь | 6 000 | |
Бытовая химия |
| Бытовая химия | 1 000 | |
Транспор |
| Транспорт | 2 000 | |
Велосипед |
| Велосипед | 8 000 | |
Книги |
| Книги | 500 | |
Компьютер |
| Компьютер | 20 000 | |
Игрушки |
| Игрушки | 1 000 | |
Платежи и налоги |
| Платежи за квартиру | 3 000 | |
Диски с мультфильмами |
| Диски с мультфильмами | 300 | |
Посещение цирка |
| Посещение цирка, театра | 500 | |
Посещение боулинга |
| Посещение боулинга | 1 000 | |
Туристическая поездка, отпуск |
| Туристическая поездка, отпуск | 20 000 | |
Поход в кино |
| Поход в кино | 500 | |
Мороженное, конфеты |
| Мороженное, конфеты | 500 | |
Фрукты |
| Фрукты | 1 000 | |
Сумма расходов |
Приложение 4
Тест «Семейный бюджет»
Вопрос | Вариант ответа |
1. Из чего складывается семейный бюджет? | а) из заработной платы, пенсии, стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег |
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это… | я) расходы; е) проценты; ю) доходы |
3. Авторское вознаграждение – это… | б) зарплата; г) налог; д) гонорар |
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это… | ш) доходы; ж) расходы; х) прибыль |
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы… | е) больше расходов; и) равны расходам; а) меньше расходов |
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды… | т) доходов; п) расходов; к) гонорара |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру Тема: "Бюджет семьи"
Тема "Бюджет семьи"...
Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России
Цель данного урока : познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", "экономика семьи"; развивать у учащихся представление о структуре семейного бизнеса; воспитывать организованность, бережли...
Конспект урока по окружающему миру "Государственный бюджет"
Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Государственный бюджет»Цели урока:· познакомить с понятием «деньги»Планируемые результаты:·...
Конспект урока по окружающему миру "Государственный бюджет"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру"Семейный бюджет"
В конспекте представлен материал урока по предметному курсу "Окружающий мир" по образовательной программе "Школа России". В рамках урока осуществляется работа над формированием понятий с применением р...