Конспект урока.Окружающий мир. Лекарственные растения. 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель: сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.
Тип занятия: освоение нового материала.
Задачи:
- Ознакомление обучающихся с историей появления лекарственных растений, с лекарственными растениями своей местности, с правилами приготовления чая, настоя и отвара.
- Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
-сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком
-познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, применяемых для лечения некоторых заболеваний
Метапредметные:
-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем
-называть и различать предметы и их признаки
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом вести диалог
Личностные:
-осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям
-принятие обучающимися правил здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._lekarstvennye_rasteniya_3_klass.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
Тема занятия: Лекарственные растения.
Учитель: Горбачева Марьям Вагсевна
Класс: 3
Цель: сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.
Тип занятия: освоение нового материала.
Задачи:
- Ознакомление обучающихся с историей появления лекарственных растений, с лекарственными растениями своей местности, с правилами приготовления чая, настоя и отвара.
- Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
-сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком
-познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, применяемых для лечения некоторых заболеваний
Метапредметные:
-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем
-называть и различать предметы и их признаки
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом вести диалог
Личностные:
-осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям
-принятие обучающимися правил здорового образа жизни
Наглядные пособия: картинки лекарственных растений; аптечные упаковки лекарственных растений; презентация «Лекарственные растения родного края»; фильм «Из истории лекарственных растений»; музыкальная физкультминутка; сборники лекарственных растений: «Травник», «Растения – сорняки».
Оборудование: телевизор; ноутбук; термос с настоем из шиповника; стаканчики; халат врача для игры; для практического занятия : кастрюля, банка, стакан, полотенце, термос, плоды шиповника, фильтр-пакетик ромашки, крышки -2, кипяток, смесь лекарственных трав.
Ход занятия
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем занятии. Вы готовы начать? Если да, то хлопните в ладоши, и мы начнем с вами наше путешествие в мир экологии. | Приветствуют учителя. Показывают свою готовность к занятию. |
Актуализация знаний | -А вы помните, о чем мы говорили на прошлом нашем уроке? - Назовите группы растений, которые вы запомнили. - А сегодня мы будем говорить о необычных растениях, которые помогают животным и людям. - Как назвать их одним словом? - Какие вопросы вы бы хотели задать? Какие учебные цели вы поставите на предстоящий урок? | -Да, мы изучали многообразие растений. -Мхи, папоротники, цветковые растения, хвойные растения, водоросли. -Лекарственные растения. -познакомиться с лекарственными растениями, узнать при каких болезнях они применяются |
Основной этап | Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Лекарственные растения». -Лекарственные растения-это дикорастущие и культурные растения, применяемые для профилактики и лечения заболеваний человека и животных. - Начнём мы наше занятие с небольшого знакомства об истории использования лекарственных растений. Фильм «Из истории лекарственных растений» ( 5 мин) - Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Сегодня на занятии мы познакомимся с некоторыми из них. - Предлагаю вам, ребятки! Отгадать мои загадки. Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня. (Крапива) - Отгадали? А что вы о ней знаете? -Все верно, вы молодцы. А я вам расскажу о полезных свойствах крапивы. В трудные годы крапива очень выручала людей. Её употребляли в пищу, готовили супы, салаты. В крапиве много витаминов. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей». Крапива кровоостанавливающее средство. Отвар из её листьев применяют при кровотечениях. Ещё на отваре листьев делают шампунь для укрепления волос. А вениками из крапивы хлещут по больным суставам. -Отгадайте еще одну загадку. Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвёшь листочек осторожно. Что нас лечит? (Подорожник) Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Это многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль. Соком подорожника лечат болезни желудка. Также оказывает успокаивающее действие при укусах пчёл, ос. --Стоят кругом сестрички: Жёлтые глазки, Белые реснички. (Ромашка аптечная) Аптечная ромашка однолетнее травянистое растение. В народной медицине используют как противовоспалительное средство. Отваром из цветов ромашки полощут горло при ангине. Как успокоительное средство используют чай из цветов. Применяют и как косметическое средство. --Сидит на палочке В красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито. (Шиповник) Шиповник – колючий кустарник. Из плодов этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток. Плоды богаты витамином С, А,В 12, К и РР. Полезно пить настой из плодов шиповника при авитаминозе и простуде. Сироп шиповника добавляют в готовый отвар или настой (вместо меда или сахара). Следующее лекарственное растение. --Смотрит солнышко – росток. Не травинка, не листок: Появился самый первый. Желтый маленький цветок(Мать-и-мачеха) Это многолетнее травянистое растение. Растёт на пустырях, по берегам рек и ручьев и т.д. Ранней весной появляются жёлтые цветки. Листья большие. Верхняя часть гладкая и холодная, а нижняя белая и мягкая. Лечебными свойствами обладают цветки и листья мать – и – мачехи. Это лекарственное растение оказывает противовоспалительное действие, способствует разжижению мокрыты и отхаркиванию. Отвар применяют при бронхите, пневмонии. --Это дерево цветёт, Аромат и мёд даёт. И спасает нас от гриппа От простуд царевна... (Липа) Это замечательное целебное дерево. Растёт в парках, на аллеях, в садах. Привлекает ароматно-медовыми цветами жёлтого цвета. Для приготовления различных лечебно-профилактических средств на основе липы используют - липовые соцветия. Настой из липы считается жаропонижающим и мочегонным средством. Его используют при ангине, бронхите, воспалении лёгких. Много принимать настоя из липы не рекомендуется. -Практическая работа. Приготовление отвара, чая. (5 мин) - Из лекарственных растений в медицине используют отвары, чаи и настои. Я сегодня покажу вам, как приготовить лечебный чай, настой из шиповника.
Ингредиенты: шиповник — 5 ст. л. высушенных плодов; 1 литр кипятка, 1 ст. л. сахара. Приготовление витаминного настоя : Предварительно в термос залить кипяток, прогреть и ополоснуть, потом воду вылить. Затем внутрь поместить чистые плоды. Сверху засыпать 1 ст. л. сахара (можно меньше). Залить кипятком. Оставить на 5 – 6 часов или на всю ночь. Можно готовить и другие настои, для этого нужно читать внимательно рекомендации на упаковке. Например, настой для полоскания горла. Смесь ромашки и календулы (всё по 1 ст. ложке) залить кипятком. Накрыть и оставить на 20 минут. Потом процедить и полоскать горло.
Ингредиенты: пакетик чая, 250 мл. горячей воды. Приготовление: Один фильтр-пакет заварить 250 мл. горячей воды. Накрыть чашку крышечкой или блюдцем. Дать настояться. Чтобы напиток приобрел изысканный вкус, и полезные свойства ромашки настаивать его нужно не менее 5 минут. Так можно заваривать и чаи из смеси трав. -А сейчас давайте поиграем в игру. Я выведу на ее экран. Вам необходимо найти названия лекарственных растений. (https://learningapps.org/14311037 ) -Я покажу вам пример, как это нужно делать, на слове «клевер». Викторина « Лесная аптека»
| -Смотрят познавательный фильм про историю лекарственных растений. -Слушают рассказ учителя, смотрят на изображения показанные на слайде. -Это крапива. - Крапива травянистое растение. Крапиву ни с одним другим растением не спутаешь. При прикосновении к её листьям и стеблю, человек как бы обжигается, и на коже появляются волдыри. Отгадывать задатку. — Это подорожник. Слушают рассказ учителя. -Это ромашка. -Это шиповник. Слушают рассказ учителя. -Это мать-и-мачека. Слушают рассказ учителя. -Это липа. Слушают рассказ учителя. -Наблюдают как учитель готовит настой шиповника и заваривает чай из ромашки. -Выходят к доске по одному и показывают найденной слово. -Отвечают на вопросы Викторины.
|
Заключительный этап | Итак, давайте вспомним, что мы узнали сегодня на занятии. Для этого ответьте на вопросы. -С какими растениями мы познакомились? - Какие части растений используют для лечения? - Для чего людям нужны лекарственные растения? - В каком виде мы употребляем лекарственные растения? - Какой вывод мы можем сделать о значении лекарственных растений для человека? - И помните, ребята! Лечимся травами только под наблюдением родителей и после консультации с врачом! Так как многие растения могут быть ядовитыми, некоторые лекарственные растения могут иметь побочные эффекты. - А сейчас я всех приглашаю на дегустацию витаминного настоя из шиповника и напитка из рябины и шиповника. | Подводят итоги занятия, отвечают на вопросы. -Шиповник, мать-и-мачеха, липа, подорожник, ромашка, крапива. -Листья, цветы, плоды, соцветия. - Чай, отвар, настои. - Вывод: Если хорошо знать лекарственные растения, их целебные свойства, то можно предупредить, лечить некоторые болезни без дорогих лекарств. -Дегустируют чай из ромашки, приготовленный учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".
Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...
Конспект урока. Окружающий мир. 3 кл. Растения- живые существа.
Актуальность данной работы заключается в том, что педагог не только учит учеников, он сам все время учится, накапливает и передает свой опыт коллегам. Меняются цели и содержание образования, появляютс...
План –конспект урока окружающего мира, данного в 1 классе по теме: «Как развивается растение»
Цели урока:I. Предметные:- через опыт на примере бобовых показать учащимся, как развивается растение и какие условия для этого необходимы;II. Личностные УУД:- формировать положительн...
Конспект урока окружающего мира "Какие бывают растения" (2 кл. УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: познакомить детей с различиями между деревьями, кустарниками и травамиПланируемые результаты учащихся:Предметные:- Формировать у детей представления о растениях, их различия...
конспект урока. окружающий природный мир. "Лекарственные растения"
Конспект урока для детей с тяжелой умственной отсталостью по предмету "Окружающий природный мир". Тема: "Лекарственные растения"...
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Жизнь растений осенью»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Жизнь растений осенью» Цели деятельности учителя: знакомство детей с осенними изменениями в жизни растений с изменениями окраски листьев и плодов...
Конспект урока окружающего мира "Какие бывают растения?"
Урок с использованием ТРКМ...