Урок окружающего мира в 1 классе «Где зимуют перелётные птицы?»(метод проблемного обучения)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Зарубина Анастасия Михайловна

Тема урока: «Где зимуют перелётные  птицы?»

УМК: «Школа России».

Класс: 1

Цель урока: создание условия для расширения знаний обучающихся о зимующих и перелетных птицах.

Задачи урока:

Образовательная: Формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, эмоциональную сферу учащихся.

Воспитательная: Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Где зимуют перелётные  птицы?»

УМК: «Школа России».

Класс: 1

Цель урока: создание условия для расширения знаний обучающихся о зимующих и перелетных птицах.

Задачи урока:

Образовательная: Формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, эмоциональную сферу учащихся.

Воспитательная: Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация  знаний.  

3.   Постановка темы и цели урока.

 –  А знаете ли вы, что есть птицы, которые никогда не видели зимы? Послушайте разговор ласточки и журавля и подумайте, почему они не видели зиму. (Инсценировка)

- Почему ласточка и журавль не видели зимы? (Улетают в теплые страны)  

- Как называются такие птицы? (Перелетные)

- Давайте проведём исследование, в ходе которого выясним, где же зимуют эти птицы. Это и есть тема нашего урока.

 - Сформулируйте тему урока в виде вопроса. (Где зимуют перелётные птицы?)

- Что бы вы хотели узнать о перелетных птицах? Поставьте вопросы, используя слова  почему, куда, как  (Почему перелетные птицы улетают с приходом холодов?  Куда улетают перелетные птицы?  Как люди узнают, в каких странах зимуют перелетные птицы?)

4. Изучение нового материала

1)  Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

 - Заспорили однажды птицы: кому лететь в теплые страны, а кому остаться. Помогите им принять решение.  Вы сейчас будете работать в парах. Разделите птиц на две группы: зимующих поселите в зимнем лесу, а перелетных поместите в стаю улетающих птиц.       

  2) Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

 - Как же так, задание одно, а выполнили его по-разному. Почему? Может быть мы не знаем чего-то важного, нам не хватает знаний? Попробуйте объяснить, почему одни птицы должны улететь, а другие могут остаться - выскажите предположение. ( Им холодно, ….) Но тогда почему не все птицы улетели в теплые края?

 3) Поиск решения проблемы.        

 - Я вам немного помогу. Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края. Обратите внимание, чем питаются птицы.

Какой корм нельзя добыть зимой?  (Рассматриваем картинки, где видно, чем питаются птицы. Обсуждаем исчезает ли этот корм зимой.)

5. Первичное закрепление

- Давайте сделаем вывод, какова главная причина перелёта птиц? (голод) Какие птицы являются зимующими , какие перелетными. Оцените работу своей пары – если вы верно выполнили задание, положите сверху снежинку.      

 Физминутка.  

6. Закрепление знаний

 - Ребята, давайте вернемся к вопросу: почему перелетные птицы улетают с приходом холодов? Можете ли вы ответить на этот вопрос? (Им не хватает пищи).  

- А можете ли вы сказать, куда именно  улетают перелётные птицы? Выскажите предположение. Возникли разные мнения.  

- Итак, попробуем выяснить, куда именно улетают птицы? Я думаю,  ответить на этот вопрос поможет географическая карта. А у вас есть схемы.

- Рассмотрите карту. На ней зеленым цветом изображены места, где ласточки проводят лето – найдите у себя на схемах. А жёлтым – места, где они проводят зиму – найдите у себя. Что обозначают синие стрелочки на карте? (Перелёт ласточек в теплые края) Возьмите синий карандаш и покажите стрелочками у себя на схемах, куда летят ласточки на зиму.  Кто знает, как называются эти районы?

 - На зиму ласточки летят в Африку, Индию, Китай. (Показываю на карте).

- А  куда они полетят на лето? (На лето ласточки возвращаются в те же места, откуда прилетели).  

- Возьмите  красный карандаш и покажите стрелочками. Проверим, поменяйтесь схемами и проверьте друг друга. Оцените работу товарища, если задание  выполнено правильно, нарисуйте на схеме снежинку.

 - Итак, на какие вопросы уже нашли ответы?  Остался один вопрос. Как ученые узнали, где именно зимуют птицы?  Узнать об этом сможем, поработав с текстом. Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на поставленный вопрос. (Учёные узнали о том, куда летят птицы,  надевая им на лапки кольца.)

 - Для чего? (На каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована; когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы).  

- Почему осенью улетают в теплые края дикие утки, гуси и лебеди, а домашние птицы даже не пытаются это сделать?

 А теперь мы оформим выставку, которая называется «Перелётные птицы». (Дети выбирают изображения перелетных птиц,  прикрепляют их на доске)  

7.  Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Урок окружающего мира, 1 класс "Где зимуют птицы"

Цели и задачи урока:расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;познакомить с перелетными птицами;учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;сформиро...

Урок окружающего мира 1 класс "Где зимуют птицы?"

Урок окружающего мира программа «Перспектива» 1 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Как зимой помочь птицам?"

Технологическая карта урока УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков...

Проблемные ситуации на уроках окружающего мира 3 класс.

Основной путь развивающего обучения - включение учащихся в творческую деятельность. Можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилить роль поискового метода обучения? Я предлагаю в качестве п...

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира, 1 класс. УМК "Школа России"

Данная статья рассматривает проблему обучения детей с ЗПР....

Урок окружающего мира 1 класс "Где зимуют птицы?"

В данной разработке урока представлены новые образовательные технологии, формы и методы работы....