Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира, 1 класс. УМК "Школа России"
статья (1 класс)

Корчагина Раиса Викторовна

Данная статья рассматривает проблему обучения детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья25.09 КБ
Файл презентация к статье2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира при работе с детьми с задержкой психического развития.

Когда кто-то идет не в ногу с остальными,

Не спеши осуждать его…

 Возможно, он слышит звуки другого марша.

Генри Торро

В современной педагогической теории и практике процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями рассматривается с точки зрения предоставления детям с проблемами со здоровьем возможности обучения в массовой общеобразовательной школе вместе с обычными детьми при создании дополнительных условий (организационных, педагогических, психологических), облегчающих процесс обучения [3,c.25].

Кто же такие дети с особыми образовательными потребностями?

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Л.С.Выготский, обосновывая необходимость и возможность коррекции умственной отсталости, призывал “искать у ребенка с дефектом не золотники болезни, а пуды здоровья”.

Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. И наша с вами задача обеспечить такие условия обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), которые направлены на коррекцию присущих ему недостатков, продвижению в общем развитии и социализацию.

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять, в этом и есть основной смысл инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения [1,c.65].

Дети с ОВЗ в развитии направлены на приобретении социального опыта. Путь к социализации у них отличается от общепринятого. Психические и физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально.

Коррекционное обучение, как показали исследования, — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии.

В нашей школе обучаются дети с задержкой психического развития (далее ЗПР). ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

Педагогам необходимо понимать: эти дети  имеют нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени их обучение должно быть направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме.

Но обучать таких детей нужно. Встает вопрос какие методы и технологии лучше применить для обучения данной категории детей.

Опираясь на разное содержание специального коррекционного обучения школьников с нарушениями интеллекта, изучали действие некоторых факторов, которые значительно обогащают процесс формирования личности. При одном и том же объеме и содержании коррекционного воздействия, формирующем в ребенка нравственные, эстетические, творческие способности, динамика личностного развития оказывается более заметной, чем результат развития психических функций. Последнее лимитируется возрастными возможностями школьника и в большей степени тормозится тяжестью биологического нарушения, которое в полной мере не может быть преодолено.

В первую очередь, для детей с ЗПР рекомендована адаптированная образовательная программа. Она составляется с учетом всех особенностей ребенка.

Но новые стандарты обучения призывают и детей с ЗПР обучать через современные методы и технологии. Нужно создать такие условия, чтобы ребенок с ЗПР был вовлечен в образовательный процесс вместе с обычными детьми. Тут на помощь приходят различные технологии и методы в обучении.

Я в своей работе использую технологию проблемного обучения и игровые технологии. Работаю по программе УМК «Школа России».

Более конкретнее хотелось бы остановиться на проблемном обучении на уроках окружающего мира.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Эта технология уникальна по уровню применения (на любом уроке может быть использована).

Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная активность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, их творческих способностей.

Рассмотрим признаки проблемной ситуации. Ими являются:

  • Необходимость выполнения действия, при котором возникает познавательная потребность в новом;
  • Наличие неизвестного для учащихся;
  • Возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний [4].

Самое главное в нашей работе любому ребенку– дать детям возможность высказать свою точку зрения, послушать мнение соседа, в беседе найти правильное решение.

Стараюсь в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность

мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение. Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети, обучающиеся в классе, обладают своими и только своими им

свойственными качествами и уровнем развития.

В работе с детьми ЗПР эмоциональный настрой на уроке играет важную роль.

Ребенка необходимо похвалить за малейшую победу, она ему далась с трудом.

Рассмотрим фрагмент урока окружающего мира «Почему радуга разноцветная?», 1 класс. УМК «Школа России».

Цель: формировать первоначальное представление о свете и цвете                                                                                               Задачи: познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;   воспитывать интерес к изучению нового.                  

Тип урока: Открытие новых знаний

В ходе урока учащиеся получат  возможность научиться:                                                                              -описывать чувства, возникающие при виде радуги;                                                                      -называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;                                                                        -запомнить последовательность цветов радуги;                                                                                      - высказывать предположения о причинах возникновения радуги;                                                                                 - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок; - осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.

 Чтобы узнать тему  нашего урока, начнём наш урок со сказки.

     Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:

Я всегда со светом дружен.   Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи    пробегаю по листве.

- Кто ты? – спросил Муравьишка.

-   А вы, ребята, как думаете, кто это был? (солнечный зайчик.).

Обязательно дать ответить ребенку с ЗПР.

- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.

- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.

И тут Муравьишка увидел в небе…

-  Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:

Что за чудо – красота!

Расписные ворота    показались на пути,

В них ни въехать, ни войти (радуга)

-  Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!   Почему радуга разноцветная?

 Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.

Постановка проблемного вопроса.

Какие явления природы вы знаете?

 О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге

Когда в небе появляется радуга?)

(Когда светит солнце и идёт дождь.)  

 Поговорим о радуге.  

Обязательно нужно вовлечь ребенка с ЗПР и похвалить его за ответ.

На уроках окружающего мира обязательно присутствует наглядные и практические методы. Один из ведущих методов ознакомления с окружающим миром - наблюдение. Наблюдение – сложная психическая деятельность, поэтому в использовании данного метода имеются некоторые трудности, обусловленные несовершенством развития психических процессов учеников с задержкой психического развития, главным образом зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Поэтому необходимо не перегружать ребенка с ЗПР дополнительной информацией, которой свободно овладеют обычные дети.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт школьника, то есть совершенствовать его сенсорную сферу: научить его быть внимательным к тому, что его окружает, научить его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы можем создать чувственную основу для слова и подготовить ученика к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен) [2,c79].

При использовании в обучении различных познавательных задач (практических, игровых, наглядно-образных и словесных проблемных ситуаций) становится возможным развивать у младших школьников с ЗПР познавательную активность, любознательность, интерес к умственной деятельности. При этом, конечно, не следует впадать в другую крайность -переоценку возможностей учеников. Повышенная сложность поставленной задачи может привести к торможению умственной активности, повышенной утомляемости, отказу от умственной деятельности.

Умственное развитие при ознакомлении с окружающим должно осуществляться постоянно, на каждом уроке, в процессе всего его хода, а не только в специальных заданиях, дидактических играх или упражнениях.

Поэтому все виды образовательной работы с учениками, каждый вид их деятельности должны вносить свой вклад в умственное развитие [5,c.200].

Список информационных источников

1. Агавелян, О.К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики/ О.К. Агавелян.-М.: НИП-КиПРО, 2004. - 212 с.

2. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с.

3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: методические рекомендации / А. Б. Воронцов. – М. :2010. – 72 с.

4. Демидова, В. А. Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс] WWW.URL http://pandia.ru/text/77/129/91.php(Дата обращения 20. 12.2016).

5. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учите-лей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. – М. : АРКТИ, 2001. - 224 с


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира при работе с детьми с задержкой психического развития.

Слайд 2

Когда кто-то идет не в ногу с остальными, Не спеши осуждать его… Возможно, он слышит звуки другого марша. Генри Торро

Слайд 3

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Слайд 6

МБОУ « Ерцевская СШ им. С.И. Бочарова »

Слайд 13

Урок окружающего мира, 1 класс Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»

Слайд 14

Цель : формировать первоначальное представление о свете и цвете. Задачи: познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений; воспитывать интерес к изучению нового. Тип урока : Открытие новых знаний.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира"

В статье представлен теоретический материал,  описывающий вопросы технологии и подготовки  проблемного урока- урока "открытия" новых знаний, а также конспект урока по окружающему миру в 4 кл...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Доклад на тему «Применение технологи проблемного обучения на уроках окружающего мира». Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮ...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Презентация на тему "Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира"...

Статья на тему "Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе"

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира в 4ом классе...

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира

Технология проблемного обучения  на уроках окружающего мира...

Технология проблемного обучения на уроках окружающего мира

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был...