Проблемные ситуации на уроках окружающего мира 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Вам представлены примеры проблемных ситуаций на уроках окружающего мира, которые Вы можете использовать для подготовки к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_problemnyh_situatsiy_na_urokah_okruzhayushchego.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры проблемных ситуаций на уроках окружающего мира 4 класс
Пример 1. «Природные зоны. Пустыня.»
Учитель: Много ли растений в пустыне?
Ученики: Очень мало, почти нет.
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.
Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле.
Лилия лисохвост может достигать внушительных размеров (около 2 метров в высоту). Могучий стебель несёт на себе множество мелких цветков персикового цвета, источающих пленительный аромат).
Очень красив кактус «бобровый хвост». Некоторые колючие растения достигают гигантских размеров. Форма их очень разнообразна: сигаровидная, шарообразная, овальная, бочковидная.
Кактус «прыгающий чойя» напоминает плюшевого мишку. Но внешний вид растения обманчив. Это грозное растение при малейшем прикосновении выпускает сотни крючков-колючек, которые впиваются в тело неосторожной жертвы.
Обучающиеся испытывают удивление.
Учитель: Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? В чем мы должны разобраться?
Ученики: Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
Пример 2. «Земля в космосе»
Предъявление противоречивых мнений побуждение к осознанию, побуждение к проблеме, проблемный вопрос. Учитель: Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним.
Ученики: Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птоломею»,«Мир по Копернику».
Учитель: Что вас удивило? Что интересного заметили? (Проблемная ситуация.)
Ученики: Птоломей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (Осознание противоречия.)
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Кто из учёных прав? (Вопрос.)
Учитель: Фиксирует вопрос на доске.
Пример 3. «Природные зоны. Зона арктических пустынь»
Учитель: Катя и мама на зимние каникулы поедут в Москву , а Дима и папа поедут в Арктику. Помогите им собрать вещи.
Ученики: (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.)
Учитель: Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Арктике? (Проблема как вопрос.)
Пример 4. «Природные зоны России. Тундра.»
При изучении природной зоны тундра можно использовать произведение Владимира Арсеньева « Совсем как в сказке».
Учитель: Послушайте и скажите: бывает ли так? «Ехали мы ночью на санях по густому берёзовому лесу. Иногда берёзы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над берёзами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать ещё. Раздвинешь 2-3 берёзки и найдёшь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на берёзы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули». (Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал).
Ученики: Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.
- Ещё не бывают грибы выше берёз.
- Ночью солнце не светит. Удивление (возникновение проблемной ситуации).
Учитель: знакомит детей с особенностями природной зоны тундра.
Пример 5. «Грибы»
Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Ученик 1: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Ученик 2: Грибы не зелёные, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные?
Пример 6. «Равнины».
Объяснение нового материала можно построить, создав проблемную ситуацию: как нам находить горы и равнины на глобусе с надписями на иностранном языке?
Учащиеся высказывают свои мнения, составляют гипотезу и только после этого находят её подтверждение или опровержение в учебнике. Читая текст нового параграфа, находят ответ на вопрос: какие океаны омывают материк Евразию? (Все, кроме Индийского океана.) Узнают, что поверхность материков очень разнообразна, но её основными формами являются горы и равнины. Знания об условных цветах основных форм поверхности помогут им находить горы и равнины даже на глобусе с надписями на иностранном языке.
Далее можно разобрать понятия плоской и холмистой равнины. Рассматривая рисунок в учебнике, учащиеся смогут самостоятельно ответить на вопросы: на какой местности стоит человек? У кого из детей на картинке обзор больше и почему? Учитель может рассказать, что самые крупные равнины на территории России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. По слегка холмистой Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течёт река Обь. Названные объекты учитель показывает на демонстрационном глобусе, чаще всего учащиеся самостоятельно могут сказать, где находится город, в котором они живут.
Для закрепления изученного материала организуется работа в парах. Один из учеников показывает Восточно-Европейскую равнину, а его сосед по парте Западно-Сибирскую.
Следующая часть урока отводится знакомству с другой формой земной поверхности - горами. Учащиеся читают соответствующий текст в учебнике. Они узнают, что горы имеют разную высоту. Некоторые горы так высоки, что их вершины поднимаются выше облаков. Такие вершины круглый год покрыты снегом и льдом. Самыми высокими горами на Земле являются Гималаи. А Кордильеры и Анды - самая протяжённая горная система в Северной и Южной Америке.
Пример 7. «Водоёмы Земли, их разнообразие».
Учитель: Много ли человеку пользы приносит вода?
Ученики: Очень много.
Учитель: А как человек к ней относится?
Ученики: Мнения разделились (одни дети говорят, что люди мусорят и не убирают за собой, а другие дети говорят, что люди ухаживают за водоёмами).
Учитель предлагает выступить подготовленным ребятам.
Ученик 1:
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят! Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят,
Мы по берегу пошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Учитель: Приходилось ли вам наблюдать такие картины в природе?
Вспомните, что происходит с мусором и бытовыми отходами в природе, которые остаются после человека? Куда может попасть весь мусор, если его оставить на берегу реки?
Ученик 2:
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых наши склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести.
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Пример 8. «Отчего на земле сменяются день и ночь и времена года»
Учитель: Послушайте сказку Владимира Ивановича Даля “Старик – годовик”. Но это непростая сказка, а сказка – загадка. О каких явлениях в природе говорится в сказке?
Ученики: Смена дня и ночи, смена времён года
Учитель: О каком явлении мы говорили на прошлом уроке?
Ученики: Смене дня и ночи
Учитель: От чего происходит смена дня и ночи?
Ученики: Движение Земли вокруг своей оси
Учитель: Какие движения Земли вы знаете ещё?
Ученики: Движение Земли вокруг Солнца
Учитель: На какой вопрос мы должны найти ответ?
Ученики: К чему приводит движение Земли вокруг Солнца.
Учитель: Какие ещё вопросы у вас возникают глядя на иллюстрации?
Ученики: Что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца? Какие изменения происходят в живой природе? Почему летом тепло, а зимой холодно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемные ситуации для уроков окружающего мира при изучении природных ообществ 3 класс
В материале даны проблемные ситуации по 2 на каждое природное сообщество...
презентация "Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования УУД"
В презентации показана актуальность проблемы, приёмы создания проблемной ситуации для формирования УУД....
мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"
Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...
Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира
Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира...
Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.
Основная задача на уроках окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход разви...
Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира
1. Для сегодняшней методики обучения очевидно, что подлинное знание – всегда результат личного опыта. Именно поэтому одним из важнейших требований ФГОС является необходимость организации о...
Проблемные ситуации на уроках окружающего мира 3 класс.
Основной путь развивающего обучения - включение учащихся в творческую деятельность. Можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилить роль поискового метода обучения? Я предлагаю в качестве п...