Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Март - капельник"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Данный конспект поможет учителям начальных классаов в подготовке к уроку. Форма проведения - интегрированный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart_-_kapelnik.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Март – капельник.
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с изменениями, происходящими в жизни природы ранней весной, развитие умения анализировать народное название месяца – «капельник», объяснять причину появления проталин, таяния снега.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся рассказывать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать первый весенний месяц, выполнять анализ народных примет, объяснять причины появления проталин, таяния снега.
Личностные: смыслообразование - осознавать значение учебной деятельности, вклад в парной работе, развитие интереса к новому; развитие доброжелательного отношения к одноклассникам; способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: контроль и самоконтроль - учиться определять тему урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность результатов своей деятельности.
Познавательные: общеучебные - осуществлять рефлексию способов и условий действий: осуществлять анализ объектов; умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные: управление коммуникацией - адекватно оценить своё поведение и поведение окружающих; умение слышать и понимать речь других; умение работать в паре; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
- Организационный момент
- Ребята, я приглашаю вас на урок окружающего мира.
- У нас сегодня присутствуют гости, а гости в доме – это всегда радость. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь им и поделитесь частичкой своей радости, своего тепла.
2. Введение в тему урока
-Уроки окружающего мира помогают нам внимательнее всматриваться, вслушиваться в мир, который нас окружает во все времена года. А какие вы знаете времена года?
(Зима, весна, лето, осень)
- Попробуйте узнать время года, отгадав мою загадку.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях бежит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла …( весна!)
- Молодцы! А по каким приметам вы определили, что это весна?
-Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О весне)
3. Формулирование темы и целей урока.
- Давайте вспомним весенние месяцы. Играем в игру «Доскажи словечко».
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)
За ним другой стучится в дверь,
И называется … (апрель!)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он? … (май!)
- Сегодня мы с вами поговорим об одном из весенних месяцев. Попробуйте определить о каком?
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
- Давайте уточним тему нашего урока. (Март)
- Ребята, в народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с народными приметами, которые сложились из многолетних наблюдений.
- Хотите узнать, как наши предки славяне называли март?
- Прочитайте тему урока.
- А почему первый месяц весны называют «Март – капельник»?
(Капели падают с крыш тающих сосулек или снега)
- Сегодня мы постараемся выяснить, какие изменения происходят в неживой и живой природе с наступлением первого весеннего месяца.
- Я предлагаю сегодня работать под девизом, который созвучен теме урока: «Знание собирается по каплям».
- Как вы понимаете эти слова?
(Знания невозможно получить за 1 день. Их надо копить постепенно, может даже всю жизнь).
4. Актуализация знаний.
- Давайте вернёмся к загадке про первый весенний месяц. (Пары)
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
- Поработайте в паре. Подчеркните признаки марта.
- Назовите признаки, которые относятся к неживой природе.
- А к живой природе?
- Каких признаков больше? С какой природы начинаются изменения, с живой или с неживой?
– Значит, какое изменение в природе весной самое главное? (Потепление.)
(Капелька на доску - первое знание)
- Почему становится теплее? Что даёт нам свет и тепло? (Солнце)
- Солнце гораздо выше поднимается над линией горизонта, чем зимой. Оно всё ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее. (Слайд 1)
- Давайте перечислим другие признаки весны в неживой природе. А помогут вам картины природы (Слайды 2-5)
Слайд 2. Второй самый заметный признак наступления весны в неживой природе - это таяние снега. В марте очень часто появляются первые проталины?
(Капелька на доску)
Слайд 3. На реках начинается ледоход. Очень опасно ходить по подтаявшему льду. Нельзя затевать игры на речке во время ледохода. (капелька)
Слайд. 4. Когда реки и озёра переполнятся водой от растаявшего снега и льда, вода заполняет леса, луга и поля вдоль реки. Это называется половодьем. (капелька).
Слайд 5. Следующий признак наступления весны - капель. (капелька)
5. Совместное открытие (продолжение)
- В лесу много зверей. А как провели зиму лесные звери? (учитель раздает маски детям, которые разыгрывают сценку)
Ёж. Я спал. Похудел.
Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто и не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур посчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?
Волк. Будешь худ с такой едой –
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня,
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда
Быстроногая еда.
Лиса. Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал.
Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!
Ёж. Вылез он и видит лужи, тает снег… Пришла весна.
- К какой природе относятся грачи, живой или неживой? (К живой природе)
- А как вы думаете, происходят ли изменения в жизни живой природы с наступлением весны? (Происходят, потому что в природе всё взаимосвязано.)
-Давайте понаблюдаем за изменениями в живой природе.
- Почему в народе говорят: «Увидел грача – весну встречай»?
(Мнения детей)
- Прочитайте текст и попробуйте ответить на вопрос: Почему грачи прилетают первыми?
Грач прилетает ранней весной, когда еще лежит снег. Потеплело, оттаяла почва, появляются первые проталины. И у грача появилась возможность находить себе корм в земле. Ведь у него удивительный длинный клюв, которым он может доставать на поле из земли червяков и различных насекомых.
- Вслед за грачами к нам прилетает другая весенняя птица, а какая вы сможете ответить, если отгадаете загадку
На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (Скворец)
- Как вы думаете, почему скворцы появляются позже, чем грачи?
(Появляются первые насекомые – корм для скворцов. Эти птицы – насекомоядные).
- А что вы можете сделать для охраны птиц и зверей весной? ( Не тревожить птиц в гнёздах. Иначе они могут покинуть гнёзда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Соблюдать в лесу тишину.
6. Первичное закрепление.
Работа в парах.
- Ребята у вас на карточках написаны слова. Прочитайте их. Выберите из них только те, которые относятся к марту месяцу (слова поделены на 4 группы)
1) рождение лисят, день увеличивается, день уменьшается
2) прилетели грачи, снег тает, улетели грачи на юг
3) капель, проталины, река замерзает
4) набухают почки, стало теплее, стало холоднее
- Ребята, назовите признаки, которые относятся к март месяцу.
(вывесить на доску признаки весны)
7. Физминутка.
Весна, весна! Пришла весна! (хлопки)
Тепло на крыльях принесла! (прыжки)
И вот на самом солнцепеке (ходьба)
С поднятой гордой головой
Расцвел подснежник голубой (руки в сторону)
Он весь пушистый, серебристый (приседания)
На солнце маленький стоит (прыжки)
Посланец он весны надежный
Он не боится холодов (наклоны туловища)
За ним придут цветы другие
Он первенец среди цветов! (повороты влево-вправо).
- Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с признаками весны. Одним из них является прилет птиц.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Больше всего ждали маленькую птичку жаворонка, такт как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна.
А еще, 14 марта – день Авдотьи Весновки. В это день детям делали свистульки, и ребята, подражая свисту птиц, выходили «кликать весну».
Посмотрите на набор материалов на своем столе. Кто–нибудь из вас догадался, чем мы сейчас будем заниматься?
Верно, мы будем изготавливать жаворонка. Обычно птичку пекут из теста или делают из ткани, ну а мы будем работать с бумагой.
Чтобы заняться изготовлением птички, нам нужно составить план работы.
- Используя шаблон, вырезать 2 детали туловища жаворонка.
- Склеить заготовки между собой, предварительно вклеив ниточку.
- Сделать надрез для крыльев.
- Используя шаблон, вырезать деталь крыльев.
- Сделать надрез.
- Соединить детали.
- Кому из вас что-то непонятно? Приступаем к работе.
( Обход учителя по классу, индивидуальная помощь).
9.Из истории (традиции на Руси).
- Среди обрядов на Руси существует обряд, посвящённый встрече весны. Весну ждали, весну звали. О весне слагали заклички. И сегодня мы познакомимся с закличкой, которую подготовили наши одноклассники.
Четверо из детей в русских народных костюмах (в руках жаворонки)
Жаворонушки, полетовушки!
Прилетите к нам!
Весну яркую, весну красную
Принесите нам!
Нам Зиму провожать, весну-красну закликать! Гу-у-у!
-Сейчас предлагаю Вам попробовать оценить свою работу самостоятельно.
Если вы считаете, что на уроке вам было интересно, и вы поработали отлично, приклейте на птичку цветочек.
- Народная примета: встретишь весну «Жаворонками» - удача не
обойдёт твой дом стороной. В старину жаворонками люди украшали весенние деревья. Давайте и мы с вами украсим наше импровизированное дерево птицами.
IV. Итог урока.
Подведение итогов урока.
-Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне? (Нет)
-Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться. (Слайд 19)
- Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски - и вы поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, шепчут первые листья деревьев. Слушайте и смотрите весну! А поможет нам в этом прекрасная музыка П.И. Чайковского. («Времена года. Март»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс. "Март- капельник".
Открытый урок по окружающему миру....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру "Март-капельник"
Цели урока: расширение знаний обучающихся о первом месяце весны и его особенностях, формирование представлений об изменении в живой и неживой природе с приходом весны,создание условий...
конспект урока по окружающему миру "Март-капельник"
Конспект по оружающему миру...