Конспект урока по окружающему миру 1 класс. "Март- капельник".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цели:
Создать условия для:
Формирования знаний о характерных признаках весны в живой и неживой природе, об изменениях в жизни растений и животных с приходом весны и связи этих изменений с неживой природой;
Развития у детей наблюдательности, умения анализировать и делать выводы;
Развития умения работать в группах;
Воспитания интереса и любви к природе;
Ход урока.
Настрой на тему урока. (Звучит музыка)
- Послушайте отрывок из муз. произведения и подумайте, о чём пойдет речь на уроке?
Сегодня на уроке мы будем говорить об изменениях в природе.
Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку:
Пойми живой язык природы
И скажешь ты: «Прекрасен мир!»
- Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.
- Какие времена года вы знаете?
- Каждой группе я дам весёлую картинку, попробуйте угадать, какое время года изображено на ней и доказать. (лето, осень, зима, весна)
Учитель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…(Весна).
О каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке?
Почему люди так ждут весну?
– Она дарит людям теплое солнце и свет.
– С ней связывали надежды на будущий урожай.
– С приходом весны пробуждается природа.
Учитель: А как узнать, что весна пришла?
Возможные ответы детей:
– Солнце ярче светит.
– Тает снег.
– Дни становятся длиннее, ночи – короче.
– Весной всегда какое-то особое настроение.
– Весной все становится красивым и добрым.
– Мужчины дарят женщинам цветы.
– Прилетают птицы: Недаром говорят:
Увидел грача –весну встречай; грач на горе –весна на дворе.
– Да, вы назвали приметы весны, а весна – это свет, радость, начало новой жизни.
Физминутка. Каждый день по утрам
- А сейчас давайте отдохнём и поиграем:
Игра на внимание.
Я называются месяцы. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо (жарко). Если осенний, то – приседаете (собираем картофель). Если зимний, то – танцуем и кружимся, как снежинки. Если весенний, то поднимаем руки вверх и тянемся, растём.
Март, июнь, сентябрь, май, февраль, апрель, июль, декабрь, март, август, январь, март, октябрь.
- А вы знаете, сколько месяцев продлится весна? А сейчас “Доскажите словечко”.
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)
За ним другой стучится в дверь,
И называется … (апрель!)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он? … (май!)
Ребята, в народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.
Картинки с названиями месяцев:
Март – протальник.
Апрель – снегогон. Ещё иначе апрель называют – водолей.
Май – травень.
- Почему так названы месяцы?
- Ребята, смотрите, у нас на пути возник дремучий лес.
- Как же нам через этот дремучий лес пробраться?
-А нужно рассказать о растениях, которые первыми весной цветут.
- Отгадайте: из-под снега расцветают, раньше всех весну встречают? (первоцвет, прострел,)
- Какие еще весенние цветы, деревья, кустарники вы знаете?
Работа по учебнику с.48-49.
Миша с Машей пришли на весеннюю полянку.
- Какой красивый цветок! Сорви его, Машенька! – говорит Миша.
Ученица:
Первоцвет я рвать не стану!
Он один на всю поляну,
Пусть растёт, красуется,
Ясным днём любуется!
- Почему Маша не стала рвать цветок?
(Тема охраны редких лекарственных трав.)
Учитель предлагает детям послушать пение птиц (аудиозапись).
- Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)
- Как называются эти птицы? (Перелетные)
- Почему их называют перелетными?
- А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)
Физминутка. Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.
- Давайте отдохнём и поиграем. Если я назову перелетную птицу –“летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Грач, клёст, снегирь, скворец, ласточка, синичка, воробей, жаворонок, журавль.
- Молодцы, хорошо знаете птиц. Садитесь на стулья.
Запись пение птиц.
А сейчас я каждой команде раздам конверты с рисунками птиц. Ваша задача быстро разделить их на 2 группы.
- Слышите: птицы шумят, поют, хлопочут.
- О чем? (О весне, о солнышке, о гнездах)
Учитель: Птицы начинают прилетать в марте. Одни из первых весенних птиц – вот эти.
А другая птичка прилетает каждый год туда, где домик её ждёт.
Чужие песни петь умеет, а всё же голос свой имеет.
Спереди шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу – белое полотенце.
Летят, курлычат песенки свои,
По небу, с юга возвращаясь, (журавли).
В воде искупался –
Сухим остался!
"Сухим из речки выхожу
И тем горжусь!
Без полотенца обхожусь", –
Гогочет (гусь).
И многие другие!
Учитель:
Солнце ласково смеётся. Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.
- Затекли шумные ручейки в норки, берлоги. Кого они разбудили? (ответы) – показ картинок (медведь, ёжик, барсук)!
Молодцы!
- А сейчас поиграем в игру “Выбери правильный ответ”.
1. После какого времени года наступает весна?
Лето.
Зима.
Осень.
2. Как в народе называют весну?
День года.
Утро года.
Ночь года.
3. Кто плачет только весной?
Дети.
Сосульки.
Взрослые.
4. Что происходит со льдом на реке весной?
Ледопрыг.
Ледобег.
Ледоход.
5. Какие птицы прилетают весной первыми?
Ласточки.
Соловьи.
Грачи.
6.Что появляется на полях, когда тает снег?
Проталинки.
Заталинки.
Обталинки.
Подведение итогов урока.
-Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?
-Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.
-А что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Кому нравится весна? А за что?
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях бежит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру "Март-капельник"
Цели урока: расширение знаний обучающихся о первом месяце весны и его особенностях, формирование представлений об изменении в живой и неживой природе с приходом весны,создание условий...
конспект урока по окружающему миру "Март-капельник"
Конспект по оружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Март - капельник"
Данный конспект поможет учителям начальных классаов в подготовке к уроку. Форма проведения - интегрированный урок....