Конспект урока по окружающему миру "Март-капельник"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цели урока: расширение знаний обучающихся о первом месяце весны и его особенностях,
формирование представлений об изменении в живой и неживой природе с приходом весны,
создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации,
создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_konspekt.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру : «Март – капельник»
Учитель: Колтунова С.И.
Цели: расширение знаний обучающихся о первом месяце весны и его особенностях,
формирование представлений об изменении в живой и неживой природе с приходом весны,
создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации,
создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля.
Задачи:
Образовательные:
-обобщать и систематизировать представления детей о временах года;
-уточнять представления детей о характерных изменениях в природе весной, --учить находить эти признаки самостоятельно;
-познакомить детей с основными весенними изменениями в природе;
-научить определять последовательность событий в природе и их связи;
-познакомить с изменениями в жизни растений, животных и птиц с приходом весны.
-совершенствовать умение определять цель урока;
-обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;
Развивающие:
-развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание устную речь, сенсорную сферу личности;
-развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение;
Воспитательные:
-формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
-создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика;
-предупреждать утомляемости детей.
Формировать УУД:
- Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания музыки
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать признаки весны. Уметь наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.
Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.
Личностные: Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Ход урока
I Организационный момент.
- Эмоциональный настрой уч-ся.
-Давайте повторим правила поведения на уроке
Мы пришли сюда учиться!
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно! ( СЛАЙД 2 )
II. Актуализация знаний.
- Беседа
- Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего мира, а определить тему нашего урока вам поможет загадка:
Она приходит с ласкою, (СЛАЙД 3 )
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
- Что это? (Весна)
-После какого времени года наступает весна?
- Какой сейчас месяц? (март)
- Какие ещё весенние месяцы вам известны? (апрель , май) (СЛАЙД 4 )
Ребята подготовили загадки про весенние месяцы, а вы их отгадайте.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц ... (Март) (СЛАЙД 4 )
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель:
- В гости к нам пришёл ... (Апрель) (СЛАЙД 4 )
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май) (СЛАЙД 4 )
III. Формирование новых знаний.
- Постановка проблемы.
-Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к одному из месяцев. А к какому, вам поможет узнать загадка.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март) (СЛАЙД 5 )
-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
- Постановка темы и целей.
-Прочтите тему нашего урока. «Март – капельник» (СЛАЙД 6 )
- Какова цель урока?
-Какой главный вопрос нашего урока?
- Открытие нового знания.
А) Прежде чем ответить – почему март называют капельником, давайте выясним, какие изменения произошли в неживой природе с наступлением первого весеннего месяца и как они повлияли на живую природу?
Работа в парах
Убери лишнее
ПРОВЕРКА (СЛАЙД 7 )
- Солнце поднимается выше или ниже?
(Коллаж Солнце)
- Небо покрыто облаками редко или часто?
- Солнце светит и греет с каждым днем сильнее или слабее?
- День становится длиннее или короче?
- Осадки выпадают в виде дождя или снега?
(Коллаж тучка с дождиком)
- Стало теплее или холоднее?
- Почва оттаивает или замерзает?
- Снег тает или не тает?
Образуются проталины (фото) Г
- Лед на реке тает или замерзает?
Мы можем наблюдать такое явление как ледоход (видео) Г
(Коллаж ручей)
- Что происходит с сосулькими? Тают в виде капели.
-Как вы думаете от какого слова образовалось слово капельник? (капать, капель)
Посмотрите такое явление как капель Видео) Г
Б) Всемирно известный польский композитор и пианист Фредерик Франсуа Шопен сочинил много муз. произведений. Одно из них называется «Весенний вальс». Закройте глаза послушайте это произведение.. Попробуйте представить весенние картины. Какие звуки весны вы услышали ?
Включаю произведение Ф. Шопена. «Весенний вальс» Г
( течет вода, идет дождь, все тает…..
В) Работа по картине Исаака Ильича Левитана «Март» (СЛАЙД 8)
-Кому знакома эта картина? Как вы думаете, какой весенний месяц изобразил художник?
Назовите признаки весны в неживой природе .
(Солнце выше, теплее, тает снег, проталины.
Капель с крыши крыльца. )
Г) РАБОТА в ТЕТРАДИ
Откройте тетради на стр. 65.
-Посмотрите на рисунок. С какой стороны домов сосульки растают быстрее? Почему?
Д)- Однако в народе всегда продолжали бытовать древнеславянские названия месяца: солнцегрей, водотёк, протальник.
(Повесить слова на доске)
Физминутка (СЛАЙД 9)
Е) А теперь давайте выясним, как изменения в неживой природе повлияли на изменения в живой природе?
Работа по группам.
Выберите правильный ответ. (СЛАЙД 10 )
1 группа: Что произошло в жизни растений?
-набухают почки
-опадают листья
-появляется зелёная травка
-появляются подснежники
(КОЛЛАЖ Почки, трава, подснежники)
2 группа: Что произошло в жизни зверей?
-просыпаются от спячки
-запасают корм
-рождаются детёныши
( Чтение статьи по учебнику с. 56)
-У каких зверей появляются детеныши ранней весной?
(КОЛЛАЖ Лиса с лисятами)
3 группа: Что произошло в жизни птиц?
-возвращаются перелётные птицы
- улетают перелетные птицы
-вьют гнёзда
(КОЛЛАЖ Прилетают птицы)
-Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (появились насекомые, растаял лёд на реках, птицам стало больше корма.)
-Кто на крыльях приносит весну? (птицы)
-Как они приносят на крыльях весну? (ПОЮТ)
- Как называют таких птиц? (Вестники весны)
ПЕНИЕ ПТИЦ (СЛАЙД 10 ) ЗВУК
( Чтение статьи по учебнику с. 57-58)
-Давайте прочитаем статью по учебнику «Птичьи разговоры» и узнаем первых вестников весны.
-Какая птица прилетает первой? - Грач (СЛАЙД 11 )
- Какая вслед за грачом? - Скворец (СЛАЙД 11 ) ЗВУК
-Где птицы вьют гнёзда? (на деревьях)
- Посмотрите на картину известного художника.
- Как называется эта картина и кто автор? (СЛАЙД 12 )
А.К Саврасов «Грачи прилетели».
ЗВУК ГРАЧЕЙ ( слайд 12) ЗВУК
(КОЛЛАЖ Гнёзда)
-Весной животных охраняют особенно тщательно. Как вы думаете почему? т.к. они заняты заботой о своём потомстве, поэтому запрещена охота на всех животных.
- А что вы можете сделать для охраны птиц и зверей весной?
( Не тревожить птиц в гнёздах, зверей в норах. Иначе они могут покинуть гнёзда, норы и тогда их детёныши их погибнут. Развесить скворечники. Соблюдать тишину в окружающей природе.)
(КОЛЛАЖ Скворечник)
III Итог урока
- Обобщение знаний
Отвечаем на вопросы слайда (СЛАЙД 13)
- Какое явление вы сейчас наблюдаете?
- Какие звуки весны вы сегодня слышали? (КАПЕЛЬ, ШУМ ЛЬДА, ПЕНИЕ ПТИЦ)
- Рефлексия
Слайд на интерактивной доске
- Оцените свою работу на уроке, используя одну из капель.
Если вы полностью довольны результатами своей работы на уроке, считаете, что отлично поняли тему урока и можете объяснить тему другим, то выбираете большую капельку.
· Если вы довольны результатами своей работы на уроке, поняли тему урока, но можете работать активнее, выбирайте среднюю по размеру капельку.
· Если вы поняли тему урока, но некоторые задания оказались для вас трудными, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, выбирайте самую маленькую капельку.
Последний слайд МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урокапо математике в 1 классе
Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...
конспект урокапо математике в 1 классе
Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...