Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
Программа А.А.Плешакова «Окружающий мир» в 3 классе рассчитана на 68 учебных часов по 2 часа в неделю. В соответствии учебным планом МБОУ «Погорельская ОШ» на 2022/2023учебный год на учебный предмет «Окружающий мир» отводит 2 часа в неделю/68 часов в год. Рабочая программа составлена без изменений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса | 1.73 МБ |
КТП учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса | 39.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
по окружающему миру в 3 классе.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе рабочей программы «Окружающий мир»,
составленной учителем начальных классов Cидоровой С.В., по учебнику «Мир вокруг нас» 3 класс
автор А.А.Плешаков.
Количество часов в неделю -2ч.
Количество часов за год – 68ч.
Экскурсии – 3.
Практическая работа – 15.
Опыт – 5
Проекты – 6.
Тесты – 2.
№ п/п | Тема урока | Планируемый результат | Универсальные учебные действия | Дата проведения | Примечание |
Как устроен мир (6ч.) | |||||
1 | Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей. | Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | ||
2 | Человек. Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | Учащиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. | |||
3 | Проект «Богатства отданные людям» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, Интернете, -подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | |||
4 | Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России. | Учащиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. | |||
5 | Что такое экология. Мир глазами эколога. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи. | |||
6 | Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь - примеры исчезнувших животных по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории. Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» | Учащиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | |||
Эта удивительная природа (18 ч) | |||||
7 | Тела, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры. | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | ||
8 | Разнообразие веществ. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль , сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. Соль, сахар, крахмал, кислота Практическое занятие №3: умение определять наличие крахмала в продуктах. | Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами. | |||
9 | Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха. Опыт «Расширение воздуха» | Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха. | |||
10 | Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Практическая работа № 4 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» | Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. | |||
11 | Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды. | Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. | |||
12 | Берегите воду! Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду. | Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | |||
13 | Как разрушаются камни. Процесс разрушения горных пород, причины, последствия Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел. | Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел. | |||
14 | Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Опыт: «Состав почвы | Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве | |||
15 | Разнообразие растений. Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях. Практическая работа №5 «Рассматривание живых и гербарных растений» | Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения . | |||
16 | Солнце, растения и мы с вами Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. Опыт «Испарение воды листьями» Практическая работа №6 Определение органов растений, сравнение органов различных растений» | Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений. | |||
17 | Размножение и развитие растений Опыление. Рол насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян. Практическая работа № 7 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» | Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. | |||
18 | Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | Учащиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. | |||
19 | Разнообразие животных. Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных. | Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания | |||
20 | Кто что ест. Проект: «Разнообразие природы нашего края». Приспособление животных к добыванию пищи, защите от врагов. Практическая работа №8 «Моделирование цепей питания» | Учащиеся должны знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания. | |||
21 | Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп. Практическая работа № 9 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки» | Учащиеся должны знать способы размножения животных. | |||
22 | Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | Учащиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди. | |||
23 | В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. Правила сбора грибов. | Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов. | |||
24 | Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. | |||
25 | Презентация проекта «Разнообразие природы родного края». | ||||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч ) | |||||
26 | Организм человека. Анатомия, физиология. Гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная. | Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека. | Личностные конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире Регулятивные Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | ||
27 | Органы чувств. Глаза, уши нос, язык, кожа, их рол в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств. | |||
28 | Надежная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи, Гигиена кожных покровов. Первая помощь при обмораживании, ожогах, ранах, ушибах. Практическая работа № 10 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» | Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях. | |||
29 | Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка и ее роль. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их. | |||
30 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Питательные вещества, необходимые организму ( белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта. | Учащиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. | |||
31 | Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс и его частота. Практическая работа № 11 «Подсчет ударов пульса» | Учащиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье. | |||
32 | Умей побеждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания. Практическая работам 12 «Моделирование строения организма человека» | Учащиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм. | |||
33 | Здоровый образ жизни. Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников | Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. | |||
34 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Тест. Презентация проекта «Школа кулинаров». | Выполнять тесты с выбором ответа. Представление результатов проектной деятельности. | |||
Наша безопасность – 7 ч | |||||
35 | Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | ||
36 | Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте. | Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | |||
37 | Дорожные знаки Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Экскурсия. «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы». | Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге. | |||
38 | Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта. | Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. | |||
39 | Опасные места Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу ит.д. | Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. | |||
40 | Природа и наша безопасность Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). | Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой. | |||
41 | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. Презентация проекта «Кто нас защищает» | Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, - обсуждать выступления учащихся | |||
Чему учит экономика ( 12 ч) | |||||
42 | Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | ||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | Учащиеся должны знать основные составляющие экономики. | |||
44 | Полезные ископаемые. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых. Практическая работа 13: «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых» | Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | |||
45 | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. | Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения. | |||
46 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных. | Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных. | |||
47 | Какая бывает промышленность Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. | Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. | |||
48 | Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта. | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | |||
49 | Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Рол денег в экономике. Виды денежных знаков. | Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты. | |||
50 | Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Практическая работа 14: «Знакомство с современными российскими монетами» | Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. | |||
51 | Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи. | Учащиеся должны знать основы семейного бюджета. | |||
52 | Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. | Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы. | |||
53 | Экономика и экология. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. Презентация проекта «Экономика родного края» | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, - обсуждать выступления учащихся | |||
Путешествия по городам и странам (15 ч) | |||||
54 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечательности. | Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте Учащиеся должны знать: некоторые города России (родной город, столицу, еще 1–2 города); поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | ||
55 | Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома и их достопримечательности. | ||||
56 | Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности. | ||||
57 | Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта. | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | |||
58 | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. | Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. | |||
59 | На севере Европы Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и т.д. | Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте. | |||
60 | Что такое Бенилюкс?. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. | |||
61 | В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Учащиеся должны знать государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. | |||
62 | Путешествие по Франции Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Учащиеся должны уметь: – показывать на карте изученные страны мира; – использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете; – использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | |||
63 | Путешествие по Великобритании. Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | ||||
64 | На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столица, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | ||||
65 | По знаменитым местам Мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства. Являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). Презентация проекта «Музей путешествий» | Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, - обсуждать выступления учащихся. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, - обсуждать выступления учащихся, | |||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Тест. Практическая работа 15: «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете | |||
67 | Экскурсия «Достопримечательности города Велижа» | Знать памятники архитектуры города Велижа. | |||
68 | Промежуточная аттестация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" (3 класс, 8 вид).
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарно -тематическое планирование, Основные требования к знаниям и умениям, критерии и нормы оценки знаний, а также учебно - методи...
Рабочая программа Учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс
Рабочая программаУчебного предмета «Окружающий мир» 4 класс...
Рабочая программа Учебного предмета «Окружающий мир», 2 класс, умк ПНШ
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, начального общего образования программы «Окружающий мир» автор: О.Н.Федотова, Г...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс
Календарно-тематическое планировании предметной линии " Окружающий мир" 3 класс Плешаков, " Школа России" по ФГОС С УУД...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс
Календарно-тематическое планировании предметной линии " Окружающий мир" 3 класс Плешаков, " Школа России" по ФГОС С УУД...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта НОО 2009г, примерной программы начального общего образов...