Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Храмова Ольга Николаевна

Календарно-тематическое планировании предметной линии " Окружающий мир" 3 класс Плешаков, " Школа России" по ФГОС С УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx110.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного предмета  «Окружающий мир» 3 класс

  1. Пояснительная записка

Статус документа

 Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 3 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Автор А.А. Плешаков. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.  

Срок реализации программы 1 год.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

 Программа полностью соответствует программе «Окружающий мир» А. А. Плешаков

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества

.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Формы и методы обучения

 Диалог, беседа, экскурсия. Применяются варианты группового и коллективного способа обучения

        Используемый учебно-методический комплект :

  1. Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3 класс в двух частях М.: «Просвещение» 2013 + электронное приложение к учебнику

Тематическое планирование  курса 3 класс

Авторская программа

Рабочая программа

Название раздела

Кол-во часов

Название раздела

Кол-во часов

Как устроен мир

6

Как устроен мир

6

Эта удивительная природа

18

Эта удивительная природа

18

Мы и наше здоровье

10

Мы и наше здоровье

10

Наша безопасность

7

Наша безопасность

7

Чему учит экономика

12

Чему учит экономика

12

Путешествия по городам и странам

15

Путешествия по городам и странам

15

ИТОГО

68

ИТОГО

68

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Календарно-тематическое планирование предметной линии «Окружающий мир» в рамках УМК « Школа Росси» в 3 классе

2 часа в неделю- 68 часов за год

Тема

Тип урока

Дата

Характеристика деятельности учащихся

Универсальная учебная деятельность

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные

УУД

Раздел «Как устроен мир» 6ч

1

Природа.

Вводный урок

 1 час

-Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- доказывать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,

-анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание  к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы,  осуществлять самопроверку,

- работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. делать выводы на основе обобщения знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических демократических ценностных ориентации

 

2

Человек.

Комбинорованный

1 час

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,

- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления  внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,

- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,

- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать,  как возникает  богатство внутреннего мира человека,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

-Перерабатывать полученную информацию , узнать взаимосвязь природы и человека

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

-формирование личного отношения к окружающему миру

3

Проект «Богатства отданные людям»

Урок рефлексии

 1 час

В ходе выполнения дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности по проекту в группах,

- собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ,

-  подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),

-оформлять стенд, презентовать проект,

-оценивать результаты работы

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. делать выводы на основе обобщения знаний

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. делать выводы на основе обобщения

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

4

Общество.

Изучение нового

1 час

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-определять место человека в мире,

-характеризовать семью, народ, государство как части общества,

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

- сопоставлять формы правления  в государствах мира,

- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире,

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. делать выводы на основе обобщения знаний.

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

5

Что такое экология.

Комбинорованный

1 час

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

- анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схему,

- работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. делать выводы на основе обобщения знаний.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических  ценностных ориентации

6

Природа в опасности!

Комбинированный

1 час

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий,  работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу

- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохраняемых мероприятиях в своём селе ; участвовать в природоохранной деятельности,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. делать выводы на основе обобщения знаний

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

2

7

Тела, вещества, частицы.

Комбинированный

1 час

- Понимать учебные задачи урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицировать тела и вещества,

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ

- наблюдать опыт с растворением вещества

-высказывать предположения  объясняющие результат опыта

-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц,

- работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку

-  моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

8

Разнообразие веществ.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

- практическая работа: ставить  опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;

- работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой плануучебно-научного текста,представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование образа  Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

9

Воздух и его охрана.

Комбинированный

1 час

.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать схему с целью определения состава  воздуха

- исследовать с помощью опытов  свойства воздуха,

-различать цель опыта, ход опыта, вывод;  фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой планучебно-научного текста,представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

10

Вода.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

- практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды, рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию,

- проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование образа  Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

11

Превращения и круговорот воды.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- наблюдать в ходе научного  эксперимента образование капель при охлаждении пара

-высказывать предположения о состояниях воды в природе

-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой планучебно-научного текста,представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

12.

Берегите воду!

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- наблюдать опыт фильтрация воды

-высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду, находить  и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника,

-доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам,

-работать в паре:  работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование образа  Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

13

Как разрушаются камни.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе;

- наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента, моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой планучебно-научного текста,представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

14

Что такое почва.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы,

-анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам, схему связей почвы и растения, на основе схемы моделировать связи почвы и растений;  обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве,  обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»

- практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента,

-высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

15

Разнообразие растений.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, доказывать, используя свои знания и рисунок, что растения очень разнообразны, знакомиться с группами растений по материалам учебника

-работать в группе: классифицировать растения  из предложенного списка, знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»;  использовать предложенную информацию при характеристики групп растений,

- приводить примеры растений разных групп и видов

-используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

16

Солнце, растения и мы с вами.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений,

-моделировать процессы питания и дыхания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений

-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой планучебно-научного текста,представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

 овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире

17

Размножение и развитие растений.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и  их распространения

- наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

- выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

- характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

- формирование образа  Я

тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

18

Охрана растений.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- актуализировать сведения, полученные в 1 -2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений,

-обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе,

-оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

19

Разнообразие животных.

Комбинированный

1 час

.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;

-характеризовать группы животных

-классифицировать животных из списка

- приводить примеры животных разных групп.

- работать с электронным приложением к учебнику

-обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего  мира и  человека,  осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

- умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

20

Кто что ест?

Проект: «Разнообразие природы нашего края».

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать животных по типу питания,

-приводить примеры  животных по типу питания,

-анализировать схемы  цепей питания,

- характеризовать защитные приспособления растений и животных, обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-определять цель и этапы работы

- распределять обязанности

- находить материалы о природе родного края

- составлять и презентовать  «Книгу природы родного края»

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

21

Размножение  и развитие животных.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать животных разных групп  по способу размножения.

- моделировать стадии размножения животных разных групп

-Рассказывать, как заботятся домашние животные  о своем потомстве

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего  мира и  человека,  осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

- умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

22

Охрана животных.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир,

-обсуждать меры по охране животных,

-формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе,

-создать книжку – малышку «Береги животных»

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы

формирование целостного, взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

 овладение  навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

23

В царстве грибов.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать строение шляпочных грибов.

различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы

-обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»,

-моделировать различие грибов-двойников

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

- осмысление взаимосвязи внешнего  мира и  человека,  осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

- умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

24

Великий круговорот жизни.

Комбинированный

1 час

.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители,

- рассказывать о круговороте веществ в природе,

-моделировать круговорот веществ в природе

- наблюдать опыт

-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена  цепи круговорота веществ в природе,

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой планучебно-научного текста,представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы

 Формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

3

Раздел «Мы и наше здоровье» 10ч

25

Организм человека.

Изучение нового

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать  системы органов человека (их части и значение)

-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены,

-анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

-характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья

-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной  среде

26

Органы чувств.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучать материалы темы и готовить рассказ по предложенному плану,

-распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента,

-формулировать правила гигиены органов чувств,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

27

Надежная защита организма.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать средства гигиены и уход за кожей,

Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи

-работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, подготовить рассказ об уходе за кожей,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

28

Опора тела и движение.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма,

-раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека,

-следить за правильной осанкой на уроке и вне его,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

-характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья

-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

- конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

29

Наше питание.  Проект «Школа кулинаров».

Урок рефлексии

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания

- моделировать строение пищеварительной системы

-обсуждать  правила рационального  питания

-составлять меню здорового питания

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаци

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

30

Дыхание и кровообращение.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, моделировать строение дыхательной системы и кровеносной системы

-характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме

-обсуждать  взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы,

-работать в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

31

Умей предупреждать болезни.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать факторы закаливания,

-формулировать правила закаливания, составлять памятку по закаливанию,

- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

32

Здоровый образ жизни.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие,

-характеризовать понятие ЗОЖ,

-обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться его соблюдать

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

Обобщающий урок

1час

выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать знания в соответствии с набранными баллами

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,  «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

Урок рефлексии

 1 час

- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать  их наглядными материалами,

-обсуждать выступления учащихся,

- оценивать свои достижения

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу  и т.д.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

4

Раздел «Наша безопасность» 7ч.

35

Огонь, вода и газ.

Изучение нового

 1час

- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить,

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры

- анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги

- наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей.  

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- уметь  договариваться и  слаженно действовать    в ситуациях  опасности

-   усвоение  действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

36

Чтобы путь был счастливым.

Комбинированный

1 час

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовит сообщения,

-обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными, моделировать свои действия в ходе ролевой игры

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Добывать новые знания: извлекать информацию,

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

37

Дорожные знаки

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешехода,

-выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков

-моделировать в виде схемы безопасный путь в школу,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию:  определять причины явлений, событий.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

38

Проект «Кто нас защищает».

Комбинированный

1 час

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить в Интернете и др.источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС

-интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др.

Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

39

Опасные места

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах,

-обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

40

Природа и наша безопасность

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать опасности природного характера

-обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»

-характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными, отличать гадюку от ужа,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей

41

Экологическая безопасность.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения,

-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм,

-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

5

Раздел «Чему учит экономика» 12ч.

42

Для чего нужна экономика

Изучение нового

1час

-понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить

-раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»

-различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг

-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

- знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о  продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

- формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

- понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану,

-приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров,

-прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий

-раскрывать роль науки в экономическом развитии

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

44

Полезные ископаемые.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые,

-характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки)

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

, бережному отношению к материальным ценностям.

45

Растениеводство.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством, различать и классифицировать культурные растения,

-характеризовать роль выращивания культурных растений в экономик и труд растениеводов,

-выявлять связь растениеводства и промышленности

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

46

Животноводство.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-классифицировать домашних сельскохозяйственных животных, характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов,

-выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности 

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к творческому труду

47

Какая бывает промышленность.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать отросли промышленности по их роли в производстве товаров,

-соотносить продукцию и отросли промышленности, выявлять взаимосвязь отраслей промышленности,

-характеризовать труд работников отраслей промышленности

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду

48

Проект «Экономика родного края».

Комбинированный

1 час

-собирать информацию об экономике своего края (села)

-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;

-коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»

-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

49

Что такое деньги.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать виды обмена товарами (бартер и купли-продажа); моделировать ситуации и купли-продажи

-раскрывать роль денег в экономике, различать денежные единицы разных стран

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

50

Государственный бюджет.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы

-определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета, выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства,

-моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

5.1

Семейный бюджет.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы

-выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь, определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья,

-обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными, моделировать семейный бюджет

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

52

53

Экономика  

и экология.

Комбинированный

2 часа

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду

-раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией, обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза

-приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов

-моделировать экологические прогнозы

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

развитие навыков сотрудничества  умения не создавать конфликтов

формирование установки на безопасный образ жизни, бережное отношение к ценностям

6

Раздел «Путешествия по городам и странам» 15ч

54

Золотое кольцо России.

Изучение нового

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России,

-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца

-составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу

-выполнять задания из электронного приложения к учебнику

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

- конкретизировать представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях

- формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

55

56

Золотое кольцо России.

Комбинированный

2 часа

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

57

Проект «Музей путешествий»

Комбинированный

1 час

- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал)

-оформлять экспозицию музея;

- готовить сообщения;

презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир

 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

58

Наши ближайшие соседи.

Комбинированный

1 час

 

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы,

-обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения, выполнять задания из электронного приложения к учебнику

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 формирование уважительного отношения к  культуре других народов

59

На севере Европы

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений

-соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

60

Что такое Бенилюкс?

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы

выполнять задания электронного приложения к учебнику

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

формирование ц социально ориентированного взгляда на мир и  народов, культур и религий;

 формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов

61

В центре Европы.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или  распределять материал на несколько сообщений

-узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям,

- формулировать выводы из изученного материала

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

- конкретизировать представления о городах нашей страны и   зарубежных достопримечательностях

- формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

- становление гуманистических и демократичес

ких ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов,

62

По Франции и Великобритании

(Франция).

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или  распределять материал на несколько сообщений

-описывать достопримечательности Франции по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

63

По Франции и Великобритании (Великобритания)

Комбинированный

1 час

 

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или  распределять материал на несколько сооб-й

-описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Становление гуманистических и демократиче

ских ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре народов

64

На юге Европы.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и её столиц на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или  распределять материал на несколько сообщений

-описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям,

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

65

По знаменитым местам мира.

Комбинированный

1 час

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся,

-обсуждать цели международного туризма

-описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

формирование социально ориентированного взгляда на мир в его разнообразии природы, народов, культур и религий;

 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Обобщающий урок

1 час

-Выполнять тесты с выбором ответа,

- оценивать правильность

/неправильность предложенных ответов,

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

становление гуманистических демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов

67-68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Урок – рефлексии

 

-Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами,

- обсуждать выступления учащихся,

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" (3 класс, 8 вид).

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарно -тематическое планирование, Основные требования к знаниям и умениям, критерии и нормы оценки знаний, а также учебно - методи...

Рабочая программа Учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программаУчебного предмета «Окружающий мир» 4 класс...

Рабочая программа Учебного предмета «Окружающий мир», 2 класс, умк ПНШ

Рабочая программа составлена на  основе Федерального Государственного образовательного стандарта, начального общего образования  программы «Окружающий  мир» автор: О.Н.Федотова, Г...

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс

Календарно-тематическое планировании предметной линии " Окружающий мир" 3 класс Плешаков, " Школа России" по ФГОС С УУД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе  Федерального Государственного  Образовательного Стандарта  НОО 2009г, примерной программы начального общего образов...

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...