Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" (3 класс, 8 вид).
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарно -тематическое планирование, Основные требования к знаниям и умениям, критерии и нормы оценки знаний, а также учебно - методическое, материально - техническое обеспечение учебного процесса и
перечень рекомендуемой литературы для учителя и обучающихсяСкачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnogo_predmeta_okruzhayushchii_mir_3_kl._8_vid.odt | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа I и II видов»
Центр дистанционного образования
Рабочая программа учебного предмета
« Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами
и явлениями окружающей действительности»
(«Окружающий мир»)
Класс: 3 (8 вид)
Разработчик:
учитель начальных классов
Колодовская Элла Владимировна
Смоленск
2013
Пояснительная записка
- Нормативно-правовыми документами реализации программы являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Рабочая программа, составленная на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы по ред. Воронковой В.В., доктора педагогических наук, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, «Просвещение», 201
- Учебный план ЦДО на 2013-2014 учебный год.
Цель:
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Задачи:
-Привлекать учащихся к участию в беседе.
-Добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
- Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
-Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
- Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей (виртуально), на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самой обучающейся. Учитель руководит ее речевой деятельностью , активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающейся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, она учится связному высказыванию.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Особенности содержания курса в 3 классе:
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане ЦДО данный предмет в 3 классе (8 вида) входит в блок основных дисциплин. Количество часов в КТП распределено в соответствии с ИУП обучающейся и составляет 34 часа.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Сезонные изменения | 7 |
2 | Человек | 8 |
3 | Растения | 10 |
4 | Животные | 7 |
5 | Охрана здоровья | 1 |
6 | Повторение | 1 |
Итого: 34 ч.
Календарно-тематическое планирование
Обучающаяся: ...
Название подраздела | № п/п | Тема урока | Коли- чество часов | |||
Сезонные изменения ( 8 ч.) | ||||||
Сезонные изменения ( 7 ч.) | 1 | Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). | 1 | |||
2 | Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. | 1 | ||||
3 | Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. | 1 | ||||
4 | Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. | 1 | ||||
5 | Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. | 1 | ||||
6 | Детские игры в разные времена года. | 1 | ||||
7 | Участие детей в работах в саду и на огороде. | 1 | ||||
Человек ( 8 ч.) | ||||||
Человек ( 8 ч.) | 1 | Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. | 1 | |||
2 | Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес. | 1 | ||||
3 | Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. | 1 | ||||
4 | Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». | 1 | ||||
5 | Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Практическая работа по уходу за посудой (мытье, хранение). | 1 | ||||
6 | Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати). | 1 | ||||
7 | Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Практическая работа по уходу за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение). | 1 | ||||
8 | Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Практическая работа по уходу за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви). | 1 | ||||
Растения ( 10 ч.) | ||||||
Растения ( 10 ч.) | 1 | Овощи | 1 | |||
2 | Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой. | 1 | ||||
3 | Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу. | 1 | ||||
4 | Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. | 1 | ||||
5 | Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя. | 1 | ||||
6 | Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. | 1 | ||||
7 | Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки. | 1 | ||||
8 | Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе). | 1 | ||||
9 | Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов. | 1 | ||||
10 | Растения. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение. | 1 | ||||
Животные ( 7 ч.) | ||||||
Животные ( 7 ч.) | 1 | Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. | 1 | |||
2 | Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. | 1 | ||||
3 | Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. | 1 | ||||
4 | Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности | 1 | ||||
5 | Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. | 1 | ||||
6 | Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут. | 1 | ||||
7 | Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду. | 1 | ||||
Охрана здоровья ( 1ч.) | ||||||
Охрана здоровья ( 1ч.) | 1 | Охрана здоровья | 1 | |||
Повторение (1 ч.) | ||||||
Повторение ( 1ч.) | 1 | Повторение | 1 |
Основные требования к знаниям и умениям
Учащаяся должна уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
ухаживать за одеждой и обувью;
поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила уличного движения.
Учащаяся должна знать:
названия и свойства изученных предметов;
выученные правила дорожного движения.
Критерии и нормы оценки знаний
Знания и умения учащейся оцениваются по результатам индивидуального опроса.
Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Электронные (цифровые) образовательные ресурсы:
- DVD с видео-инструкцией по работе с программой Skype
- DVD с видео-инструкцией по работе с электронной почтой
- Ресурсы интернет:
http://e-school67.ru/ - сайт нашей школы
http://iclass.home-edu.ru/ - сайт i-школы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Ресурсы интернет:
http://e-school67.ru/ - сайт нашей школы
http://iclass.home-edu.ru/ - сайт i-школы
- Материальная база учителя:
MacBook (apple), графический планшет, принтер, сканер, наушники, микрофон, интернет — подключение.
- Материальная база учащегося:
MacBook (apple), графический планшет, принтер, сканер, наушники, микрофон, интернет — подключение, мышь, цифровой фотоаппарат.
Перечень рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся
1. Н. Б. Матвеева, М. А. Попова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Живой мир»; М.; «Просвещение»; 2013
2. «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс, 1—4 классы», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...
Рабочая программа учебного предмета «Математика». 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс, по программе "Школа России", с учетом ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требованиями основ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...
Рабочая программа учебного предмета "Математика" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...