РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 37.22 КБ |
pourochno-tem.plvnirovanie.docx | 66.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
библиографический список программы
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии:
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.
Авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. Курс «Окружающий мир», «Система Л.В.Занкова». Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г
Обоснование выбора УМК:
- Комплект учебников входит в Федеральный перечень учебников.
- 100% соответствие результатам образования, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Рабочая программа по окружающему миру обеспечена УМК для учителя:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2011г.
Яковлева С.Г.«Контрольные работы по системе Л.В. Занкова» Изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
Для учащихся:
Учебник:Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебники для 1кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2011г
Тетрадью:Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 1кл. к уч. «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г.;
Дополнительная литература: Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров»,
Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров»;
- цель и задачи обучения предмету
Цель:
ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.
Задачи:
– формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
– на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
– в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
– формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
– воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
- ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
- общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология игрового обучения;
- ИКТ - технологии.
Методы обучения:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, самостоятельные работы и практические работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, самостоятельные занятия и практические занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменный опрос, выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
Формы организации учебного процесса:
Используются формы работ:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные
Уроки окружающего мира делятся на следующие типы:
1. Урок сообщение нового материала или урок ознакомления с новым материалом.
2. Уроки закрепления знаний, умений и навыков.
3. Обобщения и систематизации знаний.
4. Комбинированные уроки.
5. Контроля и проверки знаний/Проверки и коррекции знаний.
Урок- экскурсия.
Средства обучения:
- по составу объектов: материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (знаковые модели, мысленные эксперименты);
- по отношению к источникам появления: искусственные (учебники, приборы), естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
- по сложности: простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
- по отношению к участникам процесса обучения: используемые учителем (классный журнал) и используемые учащимися (рабочая тетрадь);
- по особенностям строения: плоские (схемы), объемные (глобус), виртуальные (мультимедийные презентации);
- по характеру воздействия: аудиовизуальные (видео, компьютер);
- по носителю информации: бумажные (учебник), лазерные (CD-ROM, DVD);
- по уровням содержания образования: на уровне урока (раздаточный материал), на уровне предмета (учебник, дидактические материалы) и на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
- по отношению к технологическому прогрессу: традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (СМИ, компьютеры, мультимедиа).
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер;
- сканер;
- принтер струйный чёрно-белый;
- количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
На предмет «Окружающий мир» для 1 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 66 часов. Режим занятий: 2 часа в неделю.
- информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по окружающему миру:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– представление о причинах успеха в учебе;
– интерес к учебномуматериалу;
– этические чувства(стыда, вины, совести)на основе анализа простых ситуаций;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позициишкольника на уровне положительного отношения к школе;
– первичных уменийоценки работ, ответоводноклассников на основе заданных критериевуспешности учебной деятельности;
– представления о гражданской идентичностив форме осознания «Я»как гражданина России;
– представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапуобучения;
– понимать выделенныеучителем ориентирыдействия в учебном материале;
– проговаривать вслухпоследовательностьпроизводимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
– оценивать совместно сучителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
–адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
–в сотрудничестве сучителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
–осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поискнужной информации вучебнике и учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы,приведенные в учебникеи учебных пособиях;
– понимать заданныйвопрос, в соответствии сним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделениемих отличительных признаков;
– осуществлять синтезкак составление целогорисунка из его частей;
– проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
– устанавливать причинно-следственныесвязи в изучаемом кругеявлений;
– обобщать (выделятькласс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
– ориентироваться навозможное разнообразиеспособов решения учебной задачи;
– умению смысловоговосприятия познавательного текста;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровняобобщения (например:природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);
– проводить аналогиимежду изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участиев работе парами и группами;
– допускать существование различных точекзрения;
– договариваться, приходить к общему решению;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другоемнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятныедля партнера высказывания;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать средства устногообщения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– различать объектыживой и неживой природы, приводить примеры;
– различать объектыприроды и предметы,сделанные человеком;
– сравнивать объектыживой и неживой природы на основе внешнихпризнаков;
– различать и называтьосновные части растений;
– узнавать растения –деревья, кустарники,травы, приводить примеры;
– использовать иллюстративный определительрастений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соблюдать правилаэкологического поведения в школе, в быту(экономия воды и электроэнергии, раздельныйсбор мусора) и природной среде;
– описывать наблюдаемые объекты природы,выделять их существенные признаки.
Человек и общество
Обучающийся научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации исвоего региона;
– различать прошлое,настоящее и будущее;
– определять родственные связи в семье;
– соблюдать правила общения со взрослыми исверстниками в официальной обстановкешколы;
– использовать правилаповедения в общественных местах и на улице. Обучающийся получит возможность научиться: – оценивать характервзаимоотношений людей в семье, в обществесверстников с позицииэтических чувств и доброжелательности;– находить на картемира Российскую Федерацию, на карте России– Москву, свой регион иего главный город.
Содержание тем учебного курса
Содержание программы1 класс (60 часов)
Что такое окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)
Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа и её изменчивость. Природа – первый «учебник» человека.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (17 часов)
Вселенная, или космос. Земля как планета.
Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда.
Луна -спутник Земли.
Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле.
Разнообразие природы Земли. Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение).Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы.
Животные. Разнообразие растений и животных.
Природа и человек. Красота природы. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение явлений природы и изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Планета Земля (10 часов)
Ознакомление с глобусом - моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны . Появление жизни на Земле.
Становление человека (8 часов)
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы.
Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсиив краеведческий музей и по историческим местам родного края.
Современное человечество (18 часов)
Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.
Страна, где мы живем. Местоположение на глобусе и карте.
Москва - столица России.
Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в школе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе . Правила безопасного поведения в повседневной жизни ;правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.
Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.
Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха . Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия.
Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам с целью ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
Контрольные (проверочные) работы
Работы выполняются в течение нескольких уроков во втором полугодии. Время проведения 10-15 минут на уроке, в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки учащихся. В конце первого полугодия проводится работа, выполняющая функцию промежуточной проверки первичных представлений учащихся. Работу дети будут выполнять на страницах Рабочей тетради.
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
УМК для учителя:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2011г.
Яковлева С.Г.«Контрольные работы по системе Л.В. Занкова» Изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
Для учащихся:
Учебник:Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебники для 1кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2011г
Тетрадью:Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 1кл. к уч. «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г.;
Дополнительная литература: Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров»,
Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров»;
Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
- натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
- изобразительные:муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
- таблицы групп растений и животных,отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира»,«Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы;
- самодельные наглядные пособия;
- интерактивная доска.
ЦОР:окр мир
nat-2f-01-to-nat-2f-14
nat-2f-15-to-nat-2f-21
nat-2f-22-to-nat-2f-31
nat-2f-38-to-47
nat-2f-48-to-nat-2f-55
nat-2f-56-to-nat-2f-61
5.Интернет-ресурсы:
Сайт «Открытый класс»: http://www.openclass.ru/last_content
Сайт «Школьный гид»: http://schoolguide.ru/index.php/progs/zankov-fgos.html
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
Школьный портал http://www.portalschool.ru
Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
Сеть творческих учителей www.it-n.ru
Сайт образовательной системы Л.В. Занкова www.zankov.ru
6. Литература, рекомендованная для учащихся: Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
7. См. приложение №1.
Предварительный просмотр:
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру
66 часов
№ | тема урока | Основные понятия и термины | Виды и формы учебной деятельности | Кол Час. | Дата | Примечание |
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов) | ||||||
1 (1). | Где мы живем. | Ориентироваться в учебнике. Уметь работать с рисунком, ориентироваться на странице[1] . Узнавать объекты, представленные на рисунке. Понимать заданный вопрос, уметь ответить на него в устной форме. Воспринимать первичные сведения об окружающем мире (город, деревня, страна Россия, столица Москва, занятия людей, природа, объекты природы, предметы, сделанные человеком). Адекватно использовать средства устной речи во время инсценировки. Понимать важность нового социального статуса — ученика (ученицы) | Различение объектов города и деревни. Соотнесение рисунков с действительностью (Какой рисунок подходит к вашей местности?). Знакомство с правилами дорожного движения. Ответы на вопросы. Подведение анализируемых объектов под понятия («окружающий мир», «природа»). Моделирование ситуации и представление своих ощущений в ней (игра-инсценировка «Я в городе», «Я в деревне») | 1 | С. 2-3 | |
2 (2). | Школа | Ознакомиться с нормами поведения в школе, в общественных местах. Понимать задания на моделирование учебной ситуации. Осваивать ориентирование в школьном здании | Знакомство и обсуждение правил поведения в школе. Различение норм поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах, во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми. Моделирование возможных ситуаций в школе (например, «У меня болит живот, задержались родители и т.д. - мои действия»). Ориентирование в здании (знакомство с расположением кабинетов, классов, столовой, спортивного, актового залов и др.) | 1 | (экскурсия по школе) | |
3 (3). | Труд людей | Понимать значение труда в жизни человека. Иметь представление о правилах вежливого общения. Осознавать взаимозависимость людей разных профессий | Знакомство с разными профессиями людей. Участие в игре «Угадай профессию», где один ребенок описывает профессию, другие отгадывают. Выяснение значения профессий для общества. Знание телефонов экстренной помощи | 1 | ||
4 (4). | Безопасный маршрут от дома к школе (занятие на улице). № 5, 6 (здесь и далее указаны номера заданий из рабочей тетради) | Проводить несложное наблюдение под руководством учителя. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы на улице и в других общественных местах. Понимать необходимые для школьника знаки, символы дорожного движения | Проведение наблюдения за объектами природы. Соблюдение правил поведения на дороге и улице. Обсуждение вопроса о значимости правил поведения на дороге и улице. Моделирование и оценка ситуации поведения на улице и в общественных местах. Работа со схемой «Безопасное движение по дороге в школу» | 1 | С. 2-3 (1-й части учебника) | |
5 (5). | Что такое окружающий мир | Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. Развивать способность к проведению простейших наблюдений за объектами природы (под руководством учителя). Устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой (без введения понятий). Знать времена года и их очевидные (внешние) признаки | Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов), созданных человеком. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать. Проведение наблюдения за явлениями и объектами природы (например, появлением ветра, движением облаков, покачиванием веток деревьев, разнообразным окрасом листьев, поведением животных). Сравнение и различение дня, ночи, времен года. Собирание природного материала для выставки поделок «Золотая осень». Участие в игре «Какое дерево потеряло листок» | 1 | (экскурсия в лес, парк) | |
6 (6). | Природа и ее изменчивость. | Называть и описывать объекты природы. Сравнивать объекты природы на основе внешних признаков. Наблюдать за осенними изменениями в природе. С помощью иллюстраций устанавливать различия в погоде, времени суток и временах года по внешним признакам. Обобщать объекты окружающего мира | Различение объектов и явлений природы. Описание иллюстрации в учебнике (описание местности), называя внешние признаки времен года и давая им характеристику. Сравнение рисунков (изменения, которые могут одновременно происходить в природе: смена суток, времени года, изменения погоды). Обсуждение результатов своих наблюдений, совместная выработка правил участия в диалоге. Выполнение задания из учебника. Участие в групповой работе с природным материалом - гербарием (листьями деревьев). Примеры заданий: разделите листья на группы по самостоятельно выделенным признакам (деление может быть по форме, цвету, размеру) | 1 | С. 4-5. № 2, 7, 8 | |
7 (7). | Природа -источник познания. | Ориентироваться в пространстве. Описывать объекты наблюдения с выделением их признаков. Использовать слова, обозначающие направление, для определения местоположения объектов. Понимать смысл мотивированных фамилий | Выделение признаков объектов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (выполнять задания в учебнике на определение признаков предметов с помощью чувств). Обсуждение пословиц. Ориентирование в пространстве. Рассказ о явлениях природы, опираясь на жизненный опыт. Отгадывание загадок. Объяснение этимологии мотивированных фамилий | 1 | С. 6-7 | |
Природа (17 часов) | ||||||
8 (1). | Вселенная, или Космос. | Формировать представления о значении Солнца для жизни на Земле. Подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна,) под понятия разного уровня обобщения (космические тела, спутник, планеты, звезда). Воспринимать относительность величины предмета в зависимости от расстояния | Работа с рисунками в учебнике. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (что можно увидеть на небе днем, а что ночью?), сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Группировка объектов природы. Приведение сведений из дополнительных источников информации (о Луне, Солнце). Объяснение причин явлений (относительность восприятия величины предметов в зависимости от расстояния), используя рисунки в учебнике на с. 8. Составление макета Вселенной, распределяя расположение космических тел. Моделирование ситуации «Что произойдет на Земле, если исчезнет Солнце» | 1 | С. 8-9. № 11, 14 | |
9 (2). | Земля -планета Солнечной системы. | Проводить несложные наблюдения и постановки опытов. Использовать простейшее оборудование. Следовать инструкции и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. Иметь представление о связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Демонстрировать эти движения на моделях. Иметь представление об условиях жизни на Земле | Проведение несложных наблюдений (опыты с лампой и зеркалом). Использование модели (глобус) для описания явлений (неравномерного освещения Земли, смены дня и ночи). Анализ картины А. Куинджи «Ночь на Днепре» (время суток, признаки, которые привели к такому выводу, свое впечатление от картины). Формулирование предварительного вывода об условиях, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода и воздух). Установление связей между объектами природы и явлениями в природе | 1 | С.10-11 | |
10 (3). | Значение воды на Земле. | Формировать представления о значении воды на Земле, ее месте нахождения. Ознакомиться с диаграммой соотношения на Земле суши и воды. Формулировать выводы по результатам наблюдения в ходе проведения опыта. Определять внешние свойства воды, понимать ее необходимость для жизни на планете | Характеристика свойств воды. Проведение опытов. Сопоставление признаков объектов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать (опыт на определение свойств воды). Анализ диаграммы соотношения на Земле суши и воды. Формулирование выводов на основе наблюдений. Совместная разработка правил безопасности жизнедеятельности. Группировка объектов окружающего мира по заданным и самостоятельно выделенным признакам | 1 | С. 12-13. № 15, 17 | |
11 (4). | Значение воздуха на Земле. | Получать представления о воздухе, значении его для жизни на Земле. Использовать собственный опыт, приобретенный в практической деятельности. Уметь делать выводы на основе результатов опыта | Проведение несложных опытов, которые доказывают, что воздух есть везде. Формулирование выводов на основе наблюдений. Высказывание своей точки зрения. Участие в обсуждении художественной картины И. Айвазовского «Девятый вал». Знакомство с правилами здорового образа жизни. Определение значения объектов окружающего мира (какое значение имеет воздух для человека, всех живых организмов, какое значение имеет ветер) с опорой на рисунки | 1 | С. 14-15 | |
12 (5). | Разнообразие природы Земли. | Формировать представление о разнообразии и красоте природы России, о зависимости природного мира от местоположения на территории России. Уметь описывать животных и растения местности, опираясь на свой опыт, рисунок, иллюстрацию | Работа с глобусом, картой. Соотнесение рисунка с картой. Знакомство с картинами разных художников. Работа с дидактическим материалом (карточками). Предположения о причинах разнообразия природных условий нашей страны, о возможности обитания каких-либо животных в различных средах (лес, водоем, территории, покрытые снегом, побережье и т.д.). Нахождение иллюстраций по заданию учителя | 1 | С. 16-17 | |
13 (6). | Знакомство с природой родного края | Проводить наблюдения на экскурсии под руководством учителя. Иметь представление о взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и животных и временами года. Ознакомиться с особенностями природы родного края | Установление связи между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проведение групповых и самостоятельных наблюдений на экскурсии. Соотнесение природы родного края с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе. Формулирование вопросов. Подготовка небольшого рассказа о том, что особенно понравилось, запомнилось на экскурсии | 1 | (экскурсия на природу, в краеведческий музей) | |
14 (7). | Неживая и живая природа. | Различать объекты живой и неживой природы, выделять признаки, присущие объектам живой природы. Формировать умение приводить доказательства различий живой и неживой природы, используя результаты опытов, наблюдений | Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственные предметы). Описание изученных объектов и явлений живой и неживой природы. Выделение их существенных признаков, доказательство наличия того или иного признака у объекта (дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание). Сравнение объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств. Осуществление классификации изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам (или с помощью учителя). Разделение объектов природы на живую и неживую природу, объекты, сделанные человеком. Проведение наблюдений и простейших опытов. Приведение доказательств с опорой на результаты опытов (в ходе наблюдения за домашними растениями, их движением к свету сделать вывод о движении растений) | 1 | С. 18-19. № 16, 18, 25 | |
15 (8). | Живая природа | Различать объекты живой природы: растения и животных. Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы | Наблюдение за птицами, насекомыми, млекопитающими (кошкой и собакой), их передвижением, питанием, поведением. Группировка объектов живой и неживой природы по самостоятельно выделенным признакам. Определение растений и животных на основе иллюстраций, моделей (чучело). Установка связей особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Объяснение необходимости бережного отношения к природе. Создание собственных устных высказываний. Подведение понятий под определение (природа, живая, неживая, деревья, дуб) | 1 | (экскурсия в зоологический музей, ботанический сад, на природу). С. 20. № 27 | |
16 (9). | Царства живой природы | Сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (деление на растения, животные, грибы, бактерии). Приводить примеры различных царств живой природы по заданию учителя с опорой на схему-рисунок | Работа в группе с дидактическим материалом (карточками) с целью самостоятельно разделить объекты природы на группы: животные, растения, грибы. Самостоятельное (или с помощью учителя) выделение признаков объектов живой природы (обоснование отнесения объекта природы в какую-либо группу). Оценка работы одноклассников. Составление и работа со схемой (деление природы на 4 царства). Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой информации о растениях и животных своей местности | 1 | С. 20-21 | |
17 (10). | Растения. Строение растений | Формировать понятия «растение», «существенный признак». Определять части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Описывать и сравнивать растения. Приводить 2-3 примера различных видов растений | Работа с гербарием: описание растения, его частей; сравнение и выявление общего между различными растениями; определение слов, повторяющихся при описании). Различение существенных признаков от несущественных при определении растения. Самостоятельное извлечение информации из рисунка (определение частей растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Нахождение частей целого. Обсуждение значения корня, стебля, листьев, плода, цветка для растения. Предположение последствий отсутствия отдельных частей у растения | 1 | С. 22-23. № 19 | |
18 (11). | Разнообразие растений по внешней форме (экскурсия на школьный участок) | Различать растения - деревья, кустарники, травы. Приводить примеры. Выделять существенные признаки растения | Описание и сравнение внешнего вида растений. Наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (погода, время года, окраска листьев у деревьев, листопад, наличие плодов под деревьями, грибы, растения). Выделение существенных признаков растений. Сравнение и различение деревьев, кустарников и трав, осенних и летних явлений природы (продолжительность дня, небо, насекомые; птицы; труд человека) | 1 | С. 22-23 | |
19 (12). | Зависимость растений от природных условий. Растение и человек. | Устанавливать причинно-следственные связи. Приводить примеры взаимосвязи внешнего вида растений с природными условиями. Устанавливать связи между человеком и растением, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе | Соотнесение объектов природы с условиями природы (определение зависимости внешнего строения растений от тепла и влаги). Установление простейших причинно-следственных связей. Приведение примеров растений. Работа по формированию научного понятия. Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика условий, необходимых для жизни растений (свет, влага, тепло). Сравнение и различение разнообразных групп растений, характеристика их роли в жизни человека | 1 | С. 24-25 | |
20 (13). | Животные. | Ознакомиться с группами животных: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся. Формировать понятие «животное». Описывать и сравнивать животных. Приводить примеры различных видов животных. Выделять существенные признаки животного какой-либо группы животных | Самостоятельная (или по заданным учителем критериям) классификация животных на группы. Различение существенных и несущественных признаков животных. Определение смысла понятий «млекопитающие», «земноводные», «пресмыкающиеся». Диалог, обмен мнениями. Работа в группе. Использование дополнительных источников информации | 1 | С. 26-27. № 21 | |
21 (14). | Разнообразие растений и животных. | Ознакомиться с разнообразными средами жизни. Различать объекты по названным признакам. Приводить примеры представителей животного мира | Сравнение растений и животных между собой по рисунку в учебнике. Описание животных своей местности. Рассказ о любимом животном. Слушание и извлечение главной мысли из прочитанного текста. Приведение примеров растений и животных. Участие в игре «Кто где живет» (дети разгадывают загаданное животное и показывают на карте его примерное местообитание). Использование краеведческого материала: какие животные обитают в своей местности, какие растут растения, где они еще могут быть. Подготовка сообщения о домашнем питомце (его повадках, внешнем виде и т.д.) | 1 | С. 28-29 | |
22 (15). | Природа и человек. | Формировать умения анализировать рисунок и составлять связное высказывание по его содержанию. Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком. Представлять зависимость жизни людей от состояния природы. Накапливать знания о правилах экологического поведения в природной среде. Иметь представление о назначении Красной книги. Описывать наблюдаемые объекты | Составление рассказа по рисунку. Знакомство с Красной книгой. Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защиты. Различение и называние предметов, сделанных человеком. Знакомство с понятием «вещество», определяя, из каких веществ сделаны предметы. Изготовление с родителями или одноклассниками кормушки для птиц | 1 | С. 30-31. № 24 | |
23 (16). | Труд человека | Различать компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное и придуманное человеком). Осознавать ценность труда человека. Иметь представление о том, как изменял человек орудия труда. Знать названия профессий своих родителей, понимать то, чем они занимаются | Составление рассказа по рисунку. Сравнение предметов старины с современными. Объяснение происходящих изменений с орудиями труда, оборудованием. Обсуждение пословиц и поговорок. Установление причинно-следственных связей. Рассказ о профессии своих родителей | 1 | С. 32-33. № 35,48 | |
24 (17). | Красота природы (проверочная работа) | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | Классификация изученных объектов природы по заданным и самостоятельно выделенным признакам, приведение примеров. Участие в диалоге, обсуждении проблем. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Корректирование своих действий | 1 | С. 34 | |
Планета Земля (10 часов) | ||||||
25 (1). | Модели и изображения Земли. Глобус и карта (практическая работа). | Иметь представление о моделях. Ознакомиться с моделью Земли - глобусом, с картой. Иметь общее представление о названиях и месте расположения океанов и материков. Находить на глобусе и карте Северный и Южный полюса, экватор, материки и океаны | Работа с глобусом, физической картой. Сравнение модели с натуральным предметом по размерам и форме. Ознакомление с названиями и местом расположения океанов и материков. Показывание на глобусе и карте материков и океанов. Чтение знакомых условных обозначений. Нахождение и определение изученных географических объектов на физической карте. Работа с новыми понятиями (земная ось, Северный полюс, Южный полюс, экватор) | 1 | С.36-37,38-39 | |
26 (2). | Азбука географии (практическая работа). | Уметь работать с картой: читать условные знаки (обозначение населенных пунктов, очертаний материков, использование синего и желтого цвета для обозначения воды и суши). Находить Северный и Южный полюса, экватор, полушария, материки и океаны | Работа с глобусом, физической картой. Показывание на глобусе и карте материков и океанов. Нахождение и определение знакомых географических объектов на физической карте с помощью условных знаков. Знакомство с новыми географическими понятиями (Северное и Южное полушария). Восприятие задания в тексте, ответы на вопросы | 1 | С. 40-41. № 29 | |
27 (3). | Тепловые пояса Земли. | Различать и определять месторасположение на глобусе. Понимать неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности. Анализировать и сравнивать рисунки. Ознакомиться с противоположностью сезонов на Земле в данный момент времени | Участие в игре «Путешествие по тепловым поясам Северного и Южного полушарий». Работа с моделью Земли (глобусом). Нахождение и показ знакомых географических объектов. Прослеживание за изменениями времен года в разных полушариях. Доказывание своей точки зрения с помощью рисунков в учебнике и знаний, полученных в ходе проведенных ранее опытов. Соотнесение тепловых поясов с территорией родного края | 1 | С. 42-43. № 31 | |
28 (4). | Облик Земли меняется. | Понимать, что на Земле постоянно происходят изменения. Приводить примеры происходящих изменений в природе | Развитие наблюдательности. Получение представлений об этапах развития истории нашей Земли по информации из текста и иллюстраций учебника. Определение по контурам географических объектов. Различение прошлого, настоящего и будущего. Сравнение природы далекого прошлого с природой современного периода. Участие в обсуждении проблем. Выполнение моделей окаменелости из гипса | 1 | С. 44-45 | |
29 (5). | Разнообразие природы Земли. Представление о тепловых поясах Земли. Оценка знаний. | Оценивать результат приобретенных умений и знаний | Распределение объектов окружающего мира по тепловым поясам. Классификация объектов природы по самостоятельно выделенным признакам. Оценка результатов своей работы. Формулирование вопросов к иллюстрации. Нахождение несоответствий в рисунке, корректирование своих действий | 1 | С. 46-49 | |
30 (6). | Ориентирование в пространстве и времени (материал может быть использован ранее). | Запоминать слова, обозначающие направление (вверх, вниз и т.д.). Ориентироваться в пространстве относительно себя и предметов. Определять время на часах (целый час) | Обсуждение ответов на поставленные вопросы в учебнике. Восприятие текста «Как учили наших предков» на слух, выделяя главную мысль. Моделирование и оценка различных ситуаций использования слов, показывающих направление (вверх, вниз, справа и др.). Ориентирование в пространстве и времени. Определение времени по часам. Совместное составление режима дня | 1 | С. 50-51. № 10, 11, 59 | |
31 (7). | Как открывали новые земли (материал мог быть использован ранее). | Использовать текст для поиска необходимой информации. Слушать и формулировать ответ на заданный вопрос. Строить собственные высказывания. Различать достоверные факты и вымысел в различных информационных источниках | Анализ текста в учебнике, формулирование ответов на вопросы к тексту. Различение достоверных фактов и вымысла. Соотнесение текстов учебника «Плавание Ганнона», «Сказка и быль» с иллюстрациями. Работа с картой. Нахождение и показ на карте географических объектов, указанных в тексте. Подготовка описания природы, которая окружает героев сказки П. Ершова «Конек-горбунок» | 1 | С. 52-55 | |
32 (8). | Появление и развитие жизни на Земле. | Ориентироваться во времени: прошлое, настоящее, будущее. Ознакомиться с изменениями, происходившими в природе Земли. Демонстрировать знание условий, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода, воздух). Представлять и описывать древних животных по рисункам | Извлечение информации из разных источников (учебник, фильмы, книги) и обмен ею с одноклассниками. Различение прошлого, настоящего и будущего. Определение условий, необходимых для жизни. Знакомство с этапами развития жизни на Земле. Описание внешности животных по иллюстрациям. Подготовка сообщения о динозаврах | 1 | С. 2-7 (здесь и далее приводятся страницы из 2-й части учебника) | |
33 (9). | Древние и современные растения и животные. | Выявлять сходства и различия древних и современных животных по рисунку. Развивать способность замечать изменения, происходящие с животными и растениями. Устанавливать связи между изменениями, происходящими с животными, и изменением природных условий (появление шерсти, уменьшение или увеличение размеров, смена питания). Приводить 2-3 примера древних животных | Самостоятельная группировка животных и растений на современные и древние. Сравнение современного животного и древнего (внешний облик, питание, охота и образ жизни, место обитания), современного растения и древнего. Знакомство с изменениями, происходившими в природе Земли. Анализ внешнего строения объектов. Установление связи изменений, происходящих с животными, с изменением природных условий. Формулирование вопросов по рисунку в учебнике | 1 | С. 6-9 | |
34 (10). | Древняя и современная природа Земли. | Развивать наблюдательность и умение сравнивать объекты природы. Подводить объекты природы под понятия (обобщение) | Сравнение объектов живой и неживой природы. Нахождение отличий между рисунками с древней и современной природой Земли. Восстановление целого объекта из частей (в ходе игры). Классификация изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам. Подведение анализируемых объектов под понятия разного уровня обобщения | 1 | С. 10-11 | |
Становление человека (8 часов) | ||||||
35 (1). | Растительноядные и хищные животные на Земле. | Формулировать выводы на основе анализа иллюстраций учебника. Различать животных по типу питания. Приводить примеры хищных и растительноядных животных. Выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания. Оперировать новыми понятиями «хищные животные», «растительноядные животные» | Объединение животных в группы по заданному признаку. Установление связи между образом жизни и типом питания животных. Работа в группе: выделение признаков хищных и растительноядных животных. Самостоятельное приведение примеров. Обсуждение правил поведения с незнакомыми животными | 1 | С. 12-13 | |
36 (2). | Растительноядный предок человека. | Иметь представление о жизни растительноядного предка человека. Сравнивать древнего предка человека с человекоподобными обезьянами | Сравнение современных человекоподобных обезьян и древнего предка человека. Анализ рисунка (детали во внешнем строении животных и предков человека). Сравнение конечностей животного с рукой человека и формулирование выводов | 1 | С. 14 (с возвращением на с. 12-13) | |
37 (3). | Человек охотник и кочевник. | Анализировать совершенствование орудий труда. Различать понятия «орудие» и «оружие». Слушать и формулировать ответы на поставленные вопросы. Участвовать в обсуждениях. Понимать зависимость образа жизни человека от природных условий, постоянного стремления человека улучшить условия своей жизни | На основе анализа рисунков установление причин изменений в образе жизни человека (переход к занятию охотой). Обсуждение вопросов (например, «Как человек, не имея когтей, клыков хищника, может добывать мясо?»). Извлечение необходимой информации из рисунка. Называние объектов, сделанных человеком. Выстраивание устного высказывания | 1 | С. 15 | |
38 (4). | Человек прямоходящий. | Анализировать образ жизни предков человека на разных этапах его развития (изменение питания, поведения, внешности, видов деятельности). Соотносить древние орудия труда с современными. Получить представление о материалах, из которых изготавливают орудия труда | Сравнение внешнего строения предков человека на разных этапах его развития. Сравнение условий обитания и видов занятий тех и других. Исследование изменения орудий труда с древних времен до сегодняшнего дня (работа в парах). Приведение примеров инструментов, используемых дома | 1 | С. 16-17. № 35 | |
39 (5). | Жизнь родом и племенем. | Получить общее представление о родовом строе. Развивать наблюдательность. Извлекать информацию из различных источников знаний (текст, рисунок и др.). Иметь представление о зарождении разных видов искусства. Ознакомиться на практическом уровне с понятиями «дикое животное», «домашнее животное» | Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Выстраивание устного высказывания. На основе анализа иллюстрации формулирование вывода о зарождении живописи, музыки, танца. Извлечение из дополнительных источников знаний необходимой информации и обсуждение полученных сведений (видеофильм о жизни человека племенем). Чтение сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Получение представления об использовании в хозяйстве домашних животных | 1 | С. 18-19 | |
40 (6). | Начало оседлой жизни. Одомашнивание животных и растений. | Установить соотношения «домашние животные и их дикие предки» с опорой на рисунок. Ориентирование в учебнике. Распределять животных на группы. Ознакомиться с профессиями, связанными с сельским хозяйством и с продуктами сельского хозяйства | Сравнение домашних животных и их диких предков. Определение причин, побудивших человека заняться одомашниванием разных животных. Различение профессий, связанных с сельским хозяйством. Составление рассказа по рисунку. Классификация животных (дикие и домашние, хищные и растительноядные и др.) | 1 | С. 19-21 | |
41 (7). | Земля рассказывает о себе. Обобщение представлений об этапах развития жизни на Земле, в том числе человека. | Самостоятельно работать с заданиями в учебнике. Устанавливать последовательность в развитии живой природы, в том числе и человека. Соотносить предметы с историческими этапами | Работа с текстом: нахождение ответов на вопросы в тексте, установление последовательности событий. Анализ картины К. Брюллова «Гибель Помпеи». Знакомство с музеями, имеющими отношение к изучаемому содержанию. Установление соответствия между археологическими предметами и временем их применения | 1 | С. 22-23 | |
42 (8). | Мы - часть окружающего мира (проверочная работа). | Оценивать и воспринимать результат своей работы: устанавливать последовательность этапов развития человека; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; определять роль животных в природе и жизни людей. Знать основные правила обращения с домашними животными. Доказывать свою точку зрения; приводить доводы. Формировать понимание, что человек - часть окружающего мира, зависит и от природы, и от окружающих людей, что он -член семьи, гражданин России и человеческого общества в целом. Делать вывод о правах и обязанностях ребенка в семье | Установление связи современной жизни человека с предшествующими этапами его развития. Ответы на вопросы. Определение зависимости человека от окружающего мира. Осознание того, что каждый из нас - член семьи, гражданин России, всего человеческого общества. Участие в обсуждении о правах и обязанностях ребенка в семье | 1 | С. 24, 26-27. № 39, 40 | |
Современное человечество (18 часов) | ||||||
43 (1). | Продолжение разговора о семье. Различие людей по возрасту и внешнему виду. | Получить представление о родословной. Осваивать слова, указывающие на родственные связи. Развивать толерантное отношение к людям, различающимся по внешности, национальности, религиозным убеждениям. Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке в школе. Использовать правила поведения в общественных местах и на улице | Работа с иллюстративным материалом, различение на рисунке людей, принадлежащих разным расам. Рассказ посредством рисунка о людях разных рас, их внешних различиях, разных условиях жизни. Знакомство с основными моральными нормами поведения. Моделирование ситуаций общения с людьми разного возраста, национальности, вероисповедания. Приведение примеров заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных. Подготовка (для следующего урока) рассказа о семье, домашнем хозяйстве. Составление (с помощью взрослых) родословного древа. Организация (сообща) выставки плакатов «Моя семья» с обычаями, традициями, фотографиями членов семьи | 1 | С.28-29. № 38 | |
44 (2). | Семья. Родословная. | Ознакомиться с семьями одноклассников, с их традициями | Обмен материалом, подготовленным с помощью взрослых, о своей семье | 1 | С. 28 | |
45 (3). | Особенности жизни людей в разных природных условиях. | Соотносить информацию на рисунке с картой. Понимать существование как различий, так и общего в образе жизни современных людей. Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и жизнью людей. Активизировать понятия: «тепловые пояса», «природные условия», «времена года», «растения» (деревья, кустарники, травы), «животные» | Сравнение рисунков: как условия жизни влияют на занятия, привычки, одежду, жилище, еду человека. Установление взаимосвязи между природными условиями и образом жизни человека, его занятиями. Нахождение общего и особенного. Использование краеведческого материала (условия в своей местности, занятия людей, родителей) | С.30-31. № 41 | ||
46 (4). | Люди живут в разных странах (практическая работа). | Составлять небольшой рассказ о своей стране (о своем регионе). Находить на политической карте 3-5 государств мира. Иметь представление о границе России | Нахождение на карте стран, которые указаны в учебнике и названы учителем. Различение их по заданным признакам: на карте (размер, местоположение), по рисунку (количество населения). Подготовка сообщения о своей стране с использованием иллюстраций и детской литературы, или изображения национального костюма, или рассказа о национальном блюде любой страны, или пословиц, поговорок разных народов (2-3) с объяснением их смысла | С. 32-33. № 42 | ||
47 (5). | Обычаи разных народов. | Знакомиться с одеждой, национальной кухней, народными промыслами, народным творчеством. Уметь из дополнительной информации извлекать главное и представлять одноклассникам | Анализ обычаев своей местности с помощью взрослых. Извлечение информации из дополнительных источников о традициях, обычаях, национальной кухне разных народов. Подготовка небольших сообщений о любимых праздниках, о том, как их отмечают в своей семье. Заслушивание выступлений одноклассников по подготовленным темам | 1 | С. 33 | |
48 (6). | На Земле люди живут в разное время суток. | Определять время по часам (целый час). Получить представление о причине существования разного времени суток в один и тот же момент на Земле. Оперировать результатами ранее проведенных наблюдений, опытов (опыт с теллурием или лампой) | Демонстрация движения Земли вокруг своей оси и его связи со сменой дня, ночи. Наблюдение за движением стрелок часов, определение часов суток. Работа с иллюстрациями учебника. Сравнение рисунков на карте (время и деятельность детей в разных частях нашей страны). Работа с графической информацией (циферблат, схемы, рисунки) | 1 | С. 34-35. № 45,46,47 | |
49 (7). | Люди разных профессий. | Ознакомиться с разными профессиями. Оценивать черты характера человека, необходимые для разных профессий (общее и особенное). Устанавливать связь деятельности человека и природы. Различать прошлое и настоящее | Наблюдение, соотнесение соответствующей профессии с рисунком. Объяснение значения профессий. Обсуждение качеств личности, необходимых для той или иной профессии. Установление связей профессий с природой. Приведение пословиц о труде и обсуждение их смысла. Подготовка сообщения о профессии своих родителей. Различение древних профессий и тех, которые появились недавно | 1 | С. 36-37. № 40, 48, 51 | |
50 (8). | Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы). | Понимать взаимозависимость деятельности человека и состояния природы, необходимость бережного отношения к природе и вещам, сделанным человеком. Активизировать понятия: «природа», «живая/неживая природа», «растения», «группы растений» | Установление связей между деятельностью человека и природой. Формулирование выводов о воздействии человека на природу на основе анализа рисунка в учебнике. Формулирование ответов на вопросы с использованием текста. Выявление потенциально опасных для жизни и здоровья человека ситуаций, сохранения личного и общественного имущества. Выстраивание предположений о применении отходов, ненужных вещей (картон, одежда, газеты). Выбор оптимальных форм поведения на основе изученных правил безопасного поведения (в доме, на дорогах, в лесу, на водоемах). Совместное составление схемы (памятки) правил поведения в лесу, на водоеме, на дороге | 1 | С. 38-39. № 50 | |
51 (9). | Российская Федерация -страна, в которой мы живем. | Определять на карте, глобусе местоположение Российской Федерации. Знать символы государства: называть государство, столицу, флаг, герб, иметь представление о гимне. Знать название региона, в котором живут учащиеся, и его главный город. Знать правила поведения при прослушивании гимна | Работа с глобусом и картой. Показ на них территории России. Выполнение заданий в практической работе с картой: определение местонахождения Москвы и 2-3 других крупнейших городов России, морей. Использование дополнительных материалов о достопримечательностях России. Работа с иллюстрациями, видеокадрами флага, герба, столицы, достопримечательностей городов России. Прослушивание гимна. Подбор дополнительного материала к следующему уроку о народах родного края | 1 | С. 40-41,54. № 53, 54, 55 | |
52 (10). | Народы родного края | Использовать различные материалы (репродукции картин, рисунки, зафиксированные рассказы взрослых, тексты книги) для описания (составления рассказа) народов родного края | Творческая работа на основе дополнительного материала о народах родного края | 1 | ||
53 (11). | Транспорт и связь. Как связываются люди между собой на планете. | Ознакомиться с различными транспортными средствами. Иметь представление о рациональном их использовании. Ознакомиться с источниками информации, со средствами связи, понимать их назначение. Знать телефоны экстренного вызова | Приведение примеров разных видов транспорта. Работа с картой: ориентирование, местонахождение городов относительно друг друга, прокладывание маршрутов от одного объекта к другому (обосновать, какой вид транспорта для этого понадобится). Приведение примеров разных современных источников информации. Обсуждение, в каких случаях необходим тот или иной источник информации | 1 | С. 42-43. № 38, 52 | |
54 (12). | Правила дорожного движения. | Соблюдать правила дорожного движения. Распознавать знаки дорожного движения (самые необходимые для безопасного движения) | Знакомство с правилами дорожного движения. Участие в игровых ситуациях по правилам дорожного движения. Подготовка к следующему уроку иллюстраций, фотографий достопримечательностей своего края | 1 | С. 42 | |
55 (13). | Богатства Российской Федерации. | Высказывать свои впечатления о России на основе анализа рисунков и собственных знаний: о людях России, о результатах их деятельности, о богатой природе и ее красоте и разнообразии. Осознавать себя гражданином Российской Федерации. Испытывать чувство гордости за свою великую Родину. Описывать по рисунку животных. Рассказывать о животных и растениях своего края. Использовать иллюстративный определитель животных и растений | Анализ иллюстраций учебника. Обсуждение причин разнообразия природы России. Знакомство с великими людьми России, с результатами труда россиян. Выступление с подготовленным сообщением. Слушание сообщений одноклассников. Использование краеведческого материала для описания достопримечательностей, памятников природы своей местности. Описание по картинке внешнего вида животного. Работа с картой (нахождение географических объектов) | 1 | С. 44-45. № 49 | |
56 (14). | Как жили наши предки. | Извлекать информацию из рисунка. Составлять связанное высказывание. Ознакомиться с образом жизни древних славян, сравнивать его с современностью | Извлечение информации из рисунка: рассказ об образе жизни людей, их одежде, прическах, обуви, деятельности и т.д. Развитие наблюдательности. Анализ и обсуждение картины В.М. Васнецова «Богатыри» (природа, оружие, одежда, позы богатырей). Выражение своих эмоций, общего впечатления о картине. Участие в беседе об истории Древней Руси | 1 | С. 46-47 | |
57 (15). | История родного края | Получить новые сведения об истории родного края. Следовать правилам поведения в общественных местах | Наблюдение, сравнение, сопоставление прошлого с настоящим. Слушание и выделение главного. По окончании экскурсии подготовка сообщения о своих впечатлениях об увиденном | 1 | (экскурсия в краеведческий музей) | |
58 (16). | Жизнь современного человека. | Иметь представление о современных технических устройствах, о роли электроники и ее совершенствовании. Приводить примеры современных технических устройств. Демонстрировать правила вежливого общения в устной и письменной речи | Работа с текстом учебника. Моделирование ситуаций по получению необходимой информации из разных источников. Обсуждение сведений из средств массовой информации о новейших изобретениях. Участие в беседе и анализе жизненных ситуаций. Выбор допустимых форм поведения в обществе, семье. Знакомство с культурой пользования компьютером | 1 | С. 48-49. № 58 | |
59 (17). | Законы современной жизни. | Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы со сверстниками, взрослыми. Понимать необходимость существования правил в обществе. Следовать общепринятым правилам поведения в обществе. Получить представление об основном законе страны — Конституции | Моделирование ситуаций, требующих знаний образцов культуры общения и взаимной ответственности в обществе; правил дорожного движения; расписания движения транспорта; правил внутреннего распорядка в школе. Знакомство с понятием «Конституция» | 1 | С. 50-51. № 60, 61 | |
60 (18). | Можно ли выжить одному | Оценивать и адекватно воспринимать оценку результатов приобретенных умений и знаний | Подведение понятий под определения. Классификация и обобщение объектов природы. Работа со схемами, справочным материалом, иллюстрацией учебника. Высказывание и доказывание своей точки зрения по вопросу «Можно ли одному выжить на острове и что для этого нужно?». Работа в группах (одна группа приводит доводы, что одному выжить можно, другая -что невозможно) | 1 | (проверочная работа). С. 52-53 | |
61-66 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...