Рабочая программа Учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрена На заседании МО учителей начальных классов Протокол № ______ от «_____» ________2014 г. Руководитель МО _______________________С. Н. Борзова | Согласована С заместителем директора по УВР __________________ Л.И. Фадеева «____» _____________________2014 г. | Утверждена Приказом по МОУ «СОШ №2 г. Зеленокумска» № ________ от «____»____________ 2014 г. Директор МОУ «СОШ №2 г. Зеленокумска» __________________ Т. И. Токарева |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района»
Ставропольского края
Рабочая программа
Учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс
Учитель: Полосинова Ирина Анатольевна
Учебник: «Окружающий мир», для 4 класса, в 2 частях
Авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
Рекомендовано Министерством образования РФ
Издательство: Смоленск «Ассоциация 21 век» 2014 год
Количество часов: всего 68; в неделю 2часа
Планирование составлено на основе УМК «Гармония».
г. Зеленокумск
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения; на основании Примерной программы по окружающему миру с использованием методических рекомендаций О.Т. Поглазовой к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» для 4 класса, требований к уровню подготовки обучающихся 4 класса с учетом регионального компонента.
Содержание курса «Окружающий мир» подчинено общей теме «Человек, природа, общество».
Цель программы: формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровье сберегающей и творческой деятельности.
Задачи программы: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
ЛичностныеУУД
У выпускника будут сформированы:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
осознание себя как гражданинасвоего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
понимание важности здорового образа жизни.
У выпускника могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможностьнаучиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Выпускник получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работына заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
находить и показыватьна карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
выполнять простые опытыпо изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Выпускник получит возможность научиться:
Рассказыватьо форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
пользоваться масштабом при чтении карт;
обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
составлять родословную своей семьи;
объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
моделировать (по желанию)из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
составлять и выполнять режим дня.
Выпускник получит возможность научиться:
сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
следовать правилам здорового образа жизни;
соблюдать правила противопожарной безопасности;
оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог)
Реализация возможностей формирования у младших школьников УУД обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.
Содержание курса
Содержательные линии | Требования ФГОС Планируемые результаты по предмету | |
Базовый уровень | Повышенный (функциональный) уровень | |
Человек и природа. Человек и общество. Правила безопасной жизни | Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и не |
Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья; осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасной жизни. |
Материально-техническое обеспечение курса
Библиотечный фонд
– Поглазова О.Т. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.
– Поглазова О.Т. Шилин В.Д. Окружающий мир. Рабочие тетради. 2 части. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.
– Поглазова О.Т. Шилин В.Д. Окружающий мир. Тестовые задания. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.
– Поглазова, О. Т. Методические рекомендации по изучению исторического материала в интегрированном курсе «Окружающий мир» (пособие для учителя). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014.
– Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях)
Печатные пособия
– Географические и исторические настенные карты.
– Атлас географических и исторических карт.
– Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).
– Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, композиторов и др.).
Технические средства
– Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты).
– Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
– Видеофильмы, аудиозаписи.
- Мобильный компьютерный класс.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
– Термометры для измерения температуры воздуха, воды;
– Лупа, компас, часы с синхронизированными стрелками, микроскоп, глобус Земли;
– Лабораторное оборудование для проведения опытов.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:
– Оборудование для уголка живой природы: аквариум, предметы ухода за растениями и животными.
– Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
– Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.
Натуральные объекты
– Коллекции полезных ископаемых, коллекция плодов семян растений, гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты.
Игры и игрушки
– Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.), наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов, наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты Предметные Личностные УУД УУД | Виды деятельности | Страницы учебника | Кол-во часов | Дата | ||
1 четверть-16 часов Ориентирование в пространстве и во времени (7 часов) | ||||||||
1. | Путешествия – источник знаний. | Знать -Вещественные, письменные, устные исторические источники. Исторический и краеведческий музеи, ихэкспонаты. Основные понятия: первооткрыватель, турист, археология, археологические рас- копки, музейные экспонаты, Кунст-камера. Источники информации о прошлом:учебный, научно-по- пулярный и художественный тексты, иллюстрации, картины художников, музейные экспонаты. Что такое наука археология, её способы познания прошлого человечества. Уметь рассуждать о важности профессий историка, археолога, их значении для изучения быта и культуры наших предков, сохранения памятников прошлого. Работать с разными источниками информации | Личностные: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; -формулировать собственное мнение; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов -умение работать в группе Личностные: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; -формулировать собственное мнение; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов -умение работать в группе Личностные: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; -формулировать собственное мнение; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов -умение работать в группе | Рассматривают новый учеб- ник, его условные обозначения, узнают, как в нём представлен и расположен текстовый и иллюстративный материал, как с ним нужно работать. Высказывают предположе- ния, что они будут изучать в 4 классе, какими способами, какие новые учебные действия освоят. Объясняют значение незна- комых слов, встретившихся при чтении учебных текстов, пытаются дать аргументированные ответы на вопросы, поставленные в текстах. Рассматривают иллюстра- ции, называют вещественные и письменные исторические источники, обсуждают, какие знания о прошлом можно по- лучить с их помощью. Рассуждают о значении про- фессий историка, археолога для изучения быта и культу- ры наших предков, осознают важность сохранения памят- ников прошлого. | (Учебник – с. 4–10; рабочая тетрадь № 1 – с. 2, 3, задания № 1–3 | 1 | ||
2. | Природные явления и счет времени. | Знать -месяцы в порядке их следования в году, количество дней в каждом месяце. Как считали сутки, месяцы, годы. Какова продолжительность суток для всех землян. Какова причина смены сезонов на Земле. Как протекает смена времён года в Северном и Южном полушариях. Почему мы не замечаем ни вращения Земли вокруг оси, ни её обращения вокруг Солнца. Уметь -соотносить даты событий, записанные арабскими и римскими цифрами, дату с веком, когда происходили события, -дополнять пропуски в записи последовательности веков, -находить и исправлять ошибки в записях, отмечать условными .знаками даты исторических событий на ленте времени. . | Рассуждают, почему на ил- люстрациях изображены кос- мические тела, вспоминают, что они знают о Солнце, Зем- ле и Луне. Характеризуют движения Земли вокруг своей оси и от- носительно Солнца, объяс- няют их связь со сменой дня и ночи, сменой времён года, моделируют с помощью тел- лурия движение Земли, объ- ясняют смену сезонов в её Северном и Южном полуша- риях. Объясняют, какие периоди- чески повторяющиеся движе- ния Земли и Луны помогли людям выбрать промежутки времени для его счёта (сутки, год, месяц). Доказывают, что мы не замечаем движения Земли, так как движемся вместе с ней, приводят примеры собственных наблюдений относительности покоя и движения тел. | Учебник – с. 11–17; рабочая тет- радь – с. 3–5, задания № 4–11 | 1 | |||
3. | Устройства для счета времени. ПДД: Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Знать -что такое сутки, месяц, год, дата, календарь, лента времени. -Какие устройства изобрёл человек для счёта времени. -Какие наблюдения легли в основу идеи создания солнечных часов. Как определить наступление полдня в местности, где живёшь. Всегда ли удобно пользоваться солнечными, огневыми, песочными, водяными часами. Как определяютточное время. Уметь -Определять время. Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни. | Анализируют иллюстрации, ставят задачу – узнать, какие приспособления придумал человек для счёта времени. Выполняют опыт, анализи- руют его результаты, делают выводы, что легло в основу создания солнечных часов. Ставят новую задачу – уз- нать, как определить насту- пление полдня в месте, где находится их школа. Выска- зывают свои предположения и затем проверяют их, наблюдая за тенью от гномона. Рассматривают иллюстрации и объясняют, как были устроены разные старинные часы:песочные, огневые, водяные, механические. Сравнивают современные и старинные часы. Объясняют предложенные поговорки о времени. Готовят небольшие сообще- ния о современных или ста- ринных часах, конструируют маятниковые (секундные), водяные (минутные) часы. | Учебник – с. 18–21; рабочая тет- радь – с. 6–8, задания № 12–16 | 1 | |||
4. | Историческое время. Лента времени.
| Знать -Дату события, календарь счёта времени, солнечный и лунный календари. - Информацию, данную в отрыв- ном календаре. - Представление о счёте исторического времени и изображение его течения на «ленте времени». Основные понятия: событие, дата, календарь, «лента времени», век, тысячелетие, наша эра. Уметь - пользоваться отрывным календарём. - соотносить арабские и римские цифры, дату события с веком, в котором оно произошло. | Оценивают своё знание по изучаемой теме, ставят познавательные задачи, выбираютспособ решения, планируют учебные действия. Читают текст, выделяют новые понятия и объясняют их. Рассматривают иллюстрации и обсуждают, что изображают на «ленте времени», какие промежутки времени и как обозначают на ней. Соотносят даты событий, за- писанные арабскими и рим- скими цифрами, дату и век, когда происходили события, дополняют пропуски в записи последовательности веков, находят и исправляют ошибки в записях, отмечают условными знаками даты исторических событий на «ленте времени». Обобщают,систематизируют полученные знания и умения, выполняют задания для са- моконтроля, оценивают свои знания и восполняют пробе- лы. | Учебник – с. 22–27; рабочая тетрадь – с. 8–11, задания № 17–20, задания для самоконтроля № 1–4; тестовые задания – с. 3–8, тест № 1, с. 9–14, работа № 1 | 1 | |||
5. | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. | Знать Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Основные и промежуточные стороны горизонта, их обозначение. Основные понятия: ориентир, горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, ориентирование, местный признак. Уметь -ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. определять и обозначать направление ветра в соответствии со сторонами горизонта.
| Оценивают своё знание и не- знание по изучаемой теме, ставят познавательные за- дачи – узнать, что называют горизонтом, как определяют стороны горизонта. Описывают ориентиры, по которым можно найти их дом, школу. Читают текст по абзацам, выделяют в них основную мысль, находят новую для себя информацию. Рассматривают иллюстрации, соотносят их с текстовой ин- формацией, фиксируют но- вые знания, объясняют значение новых понятий. Обсуждают значение для жизни умения ориентировать- ся на местности по Солнцу и Полярной звезде, по местным признакам. Рассматривают рисунки-схе- мы, определяют стороны го- ризонта, направление ветра, учатся обозначать их. | Учебник – с. 28–33; рабочая тет- радь – с. 12, 13, задания № 21–24 | 1 | |||
6. | Компас. Ориентирование по компасу. ПДД :Дорожная разметка. | Знать -Устройство компаса, Последовательность действий при работе с ним. Обозначение основных и промежуточных сторон горизонта на циферблате компаса. Основные понятия: компас, магнит, намагниченная стрелка. Уметь пользоваться компасом, определять стороны горизонта и местоположение предметов от- носительно сторон горизонта. | Обсуждают проблемы, дан- ные перед изучением новой темы, актуализируют свои знания и умения по ориенти- рованию, приходят к выводу о необходимости создания прибора, с помощью которого можно ориентироваться вне зависимости от времени суток и погодных условий. Ставят познавательные задачи: узнать, что такое компас, как он устроен, как с его по- мощью можно ориентироваться на местности. Читают текст и объясняют, какое природное явление лег- ло в основу создания компаса. Наблюдают действие магнита на различные вещества (же- лезо, древесину, стекло), убе- ждаются (на опыте), что маг- нит действует только на тела, сделанные из железа Учатся пользоваться компасом, определять стороны горизонта и положение тел.. | Учебник – с. 34–37; рабочая тет- радь – с. 13, 14, задания № 25–29 | 1 | |||
| ||||||||
7. | Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа. | Знать -как определяются временные отрезки, соответствующие понятиям «сутки», «месяц», «год», «век», «тысячелетие», -от чего зависит продолжительность светового дня. -Знание природных явлений, наблюдение которых легло в основу счёта времени. Уметь -называть дату исторического со- бытия, записывать её арабскими и римскими цифрами, находить на «ленте времени». -определять стороны горизонта по местным признакам, Солнцу, компасу. | Осваивают способы ориенти- рования на местности по сто- ронам горизонта с помощью компаса, Солнца, по местным признакам. Определяют с помощью ком- паса местоположение пред- метов относительно сторон горизонта. Выполняют тестовую работу, проверяют свои знания и умения по изученной теме. Оценивают успехи в освоении новых предметных и мета-предметных знаний и умений. | Тестовые задания – с. 21–28, работа № 2, задания № 1–8 | ||||
Способы изображения объектов окружающего мира (9 часов) | ||||||||
8. | Способы изображения предметов. | Называть и характеризовать способы изображения предметов и местности. Различать рисунок и план предмета, объяснять, для чего рисуют (чертят) разрезы предметов, что с их помощью можно узнать о них. Представлять текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической и знаково-символической моделях. Различать топографические знаки плана местности, читать (декодировать) план местности. Сравнивать и различать план местности и географическую карту, физическую и историческую карты. Рассматривать физическую карту, называть её условные знаки (легенду карты), декодировать (переводить) условные знаки карты в словесную информацию. Обсуждать, какие наблюдения доказывают шарообразность Земли. Объяснять, какая информация о планете Земля отображена на глобусе, её модели. Сравнивать глобус и карту полушарий, определять их сходства и различия. Находить и показывать на глобусе и карте заданные географические объекты (материки и океаны, реки и озёра, горы и равнины, города). Различать понятия космическое тело, звёзда, созвездие, планета, спутник, комета, метеор, метеорит, галактика. Сравнивать звёзды по размеру, цвету, температуре, характеризовать Солнце как жёлтый карлик. Находить дополнительную информацию о планетах земной группы, планетах гигантах Солнечной системы, о космических исследованиях. | Личностные: - положительное отношение к школе, чувство необходимости учения -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение -ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности положительное отношение к школе, чувство необходимости учения -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение -ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; -формулировать собственное мнение; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов -умение работать в группе | Объяснять, что показывает численный масштаб, для чего и когда его используют, переводить численный масштаб в именованный. Объяснять, как составлять план местности, какие измерения надо выполнять, как использовать масштаб, как определять местоположение и изображать объекты на плане. Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать | Учебник – с. 38, 39; рабочая тет- радь – с. 15, задания № 30, 31 | 1 | ||
9 | Масштаб и его использование. | Учебник – с. 40–42; рабочая тетрадь – с. 15, 16, задания № 32–37 | 1 | |||||
10 | План местности. Топографические знаки. (Рег.к.) | результаты своего учебного труда. Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей Рассматривать историческую карту, называть её условные знаки (легенду карты), анализировать информацию, данную на ней с помощью условных знаков. Характеризовать существенные различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Обсуждать влияние Солнца на живую и неживую природу Земли, возможность использования солнечной энергии в народном хозяйстве, приводить примеры. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий. | Учебник – с. 43–47; рабочая тетрадь – с. 16–18, задания № 38–42 | 1 | ||||
11 | Географические и исторические карты. | Учебник – с. 48–54; рабочая тет- радь – с. 19, задания № 43, 44 | ||||||
12 | Глобус – модель Земли. | Учебник – с. 55–60; рабочая тетрадь – с. 20–22, задания № 45–51 | ||||||
13 | Практическая работа. | Рабочая тетрадь – с. 23, 24, задания для самоконтроля № 1–5; тестовые зада- ния – с. 15–28, тест № 2, работа № 2, задания № 9–14 | ||||||
14 | Космическое пространство и его изображение. Звёздная карта. | Учебник – с. 61–65; рабочая тет- радь – с. 25, задания № 1, 2; тестовые зада- ния – с. 39, 40 | 1 | |||||
15 | Земля – планета Солнечной системы. | Учебник – с. 66–69; рабочая тетрадь – с. 26–28, задания № 3–6 | ||||||
16 | Способы изучения космических тел. Влияние Солнца на. Землю | Учебник – с. 70–74; рабочая тет- радь – с. 29, задания № 7, 8; тестовые задания – с. 29–38, тест № 3, работа №3 | ||||||
2 четверть - 12 Природные богатства России – 8 ч. | ||||||||
17 | Россия на глобусе и географической карте. | Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, обосновывать порядок действий, делать выводы по её результатам. Интерпретировать информацию, данную в виде рисунка, схемы, таблицы, декодировать условные знаки и послойную окраску физической карты. Представлять найденную информацию в виде текста, рисунка, схемы, диаграммы, таблицы, условно-знаковой модели. Находить и показывать на физической карте полушарий и на глобусе территорию России, называть материк и полушарие, на котором она находится, показывать границы и столицу России, крупные города, называть моря, омывающие Россию, основные её равнины и горные системы, крупные реки и озёра. Приводить примеры горных пород и минералов, описывать их свойства, рассказывать об использовании в народном хозяйстве. Наблюдать (выполнять самостоятельно) простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых, фиксировать получаемые результаты в таблице, схеме. Находить дополнительную информацию о залежах полезных ископаемых в родном крае, их добыче и использовании в хозяйстве края. Готовить презентацию (в группах) о любом полезном ископаемом. Наблюдать и характеризовать разные формы суши, виды водоёмов (разработки полезных ископаемых) своей местности. | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; -формулировать собственное мнение; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов -умение работать в группе | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород, эксперимента, практической работы с картой). Составлять и читать простые схемы и таблицы, составлять вопросы по данным ответам, работать с блок-схемами алгоритмов. Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить источники дополнительной информации, готовить устное (письменное) сообщение, изготавливать условные знаки, демонстрировать опыт и др. Извлекать информацию из физической карты для описания географического положения названных объектов согласно предложенному в учебнике (учителем) плану. Объяснять, что такое полезные ископаемые, как их добывают и перевозят, находить на физической карте залежи полезных ископаемых на территории России. характеризовать и сравнивать их свойства, рассматривая образцы пород из коллекций и по результатам опытов, обобщать наблюдаемые явления, Обсуждать экологические проблемы, которые возникают при добыче и перевозке полезных ископаемых, предлагать меры по рациональному использованию природных богатств России. Обсуждать, безграничны ли запасы полезных ископаемых на Земле, способы замены горючих полезных ископаемых альтернативными источниками энергии. Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда. | Учебник – с. 77–81; рабочая тетрадь – с. 30–33, задания № 1–8; тестовые задания – с. 47–49, 51–53, работа № 4, задания № 1–6 | |||
18 | Крупнейшие горы, равнины, реки, озёра России, края. (Рег.к.) | |||||||
19 | Горные породы и минералы, их образование. | Тестовые задания – с. 55–58 | ||||||
20 | Полезные ископаемые, их разведка и добыча. Что добывают в нашем крае? (Рег.к.) | Учебник – с. 82–87; рабочая тетрадь – с. 34, 35, задания № 9–13 | ||||||
21 | Строительные материалы, металлические руды, их использование в народном хозяйстве. | Учебник – с. 88–93; раб. Т. – с. 35, задания № 14, 15, с. 36, 37,№ 16 (выборочно) | ||||||
22 | Горючие полезные ископаемые, их использование. | Учебник – с. 94–97; р.т.с. 36, 37, задание № 16 (выборочно), с. 38, № 17, 18 | ||||||
23 | Альтернативные источники энергии. | Учебник – с. 98–100; р.т– с. 39, № 19; т.з. с. 49, 50, 53, 54,работа № 4, № 7–12 | ||||||
24 | Обобщающий урок ПДД: Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. | Рабочая тетрадь – с. 40, 41, задания № 1–8; тестовые задания – с. 41–46, тест № 4 | ||||||
Природные зоны и природные сообщества – 11 ч. | ||||||||
25 | Природные зоны России. | Извлекать и обобщать информа- цию из разных источников: учеб- ного текста, иллюстрации, схемы, карты, собственных наблюдений, Интернета, энциклопедий. Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, дан- ную в нестандартном виде, пред- ставлять собранную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, таблица, диалог, ролевая игра и др.). Рассматривать иллюстрации (ри- сунки, фотографии, схемы), из- влекая нужную информацию для ответов на поставленные вопросы. Находить существенный признак (основание) для разделения объек- тов на определённые группы. Объяснять, что в зависимости от высоты Солнца над горизонтом и от продолжительности дня, т. е. ос- вещённости, на Земле выделяются полярный, умеренный и экватори- альный пояса освещённости.
Показывать на карте природные зоны России. Составлять план описания (ха- рактеристики) природной зоны, её природных условий и жизнедея- тельности людей. Обсуждать экологические пробле- мы, возникающие в природных зо- нах по вине человека. Выбирать и готовить сообщение об одном из компонентов природной зоны (климат, растительность, животный мир, коренное население). Характеризовать природные со- общества леса, луга, озера, болота (растительный и животный мир, условия жизни, связи между жи- выми существами, пищевые цепи). Моделировать связи между живы- ми существами (приводить при- меры цепей питания, характерных для каждого природного сообще- ства). Обсуждать меры по сохранению природных сообществ, правила экологически грамотного и безо- пасного поведения в природе.
| Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: -умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах; - давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; - поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; -умение произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя. -потребность в общении со взрослыми и сверстниками; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке). Составлять и читать простые схемы и таблицы. Ввыполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда.
Сравнивать пояса освещённости по климатическим условиям, называть пояс, в котором находится территория России. Различать понятия «природная зона», «природное сообщество». Характеризовать природные условия, растительный и животный мир, труд и быт людей разных при- родных зон. Сравнивать климатические условия, сезонные изменения, происходящие в разных природных зонах, выявлять их причины. Сравнивать условия жизни живых существ в разных природных зонах, выявлять способы их приспособленности к ним. Характеризовать природную зону родного края, готовить Презентацию при- родной зоны или природного сообще- ства (по выбору). Составление реклам- ного плаката «Род- ной край» с после- дующей его презен- тацией. Наблюдать во время экскурсии особенности природных сообществ родного края, взаимосвязи живых существ в природных сообществах и как влияет на эти связи деятельность людей. | Учебник – с. 101–105; рабочая тетрадь – с. 42, 43, задания № 1, 2 | 1 | ||
26 | Суровая Арктика. | Учебник – с. 106–113; рабочая тет- радь – с. 43, задания № 3–5 | 1 | |||||
27 | Ранимая тундра. | с. 114–123; рабочая тетрадь – с. 44–46, задания № 6–12 | 1 | |||||
28 | Зона лесов. (Рег.к.) | Учебник – с. 124–133; рабочая тетрадь – с. 46–51, задания № 13–22 | 1 | |||||
29 | Степные просторы. ПДД: Что надо знать о перекрестках? | Степные просторы Учебник – с. 134–142; рабочая тетрадь – с. 52–54, задания № 23–30 | ||||||
30 | Жаркие пустыни. | Учебник – с. 143–149; рабочая тетрадь – с. 55, 56, задания № 31–35 | ||||||
31 | Природные зоны России. Обобщающий урок. |
Тестовые задания – с. 59–68, тест № 5, работа № 5 | ||||||
32 | Природа гор. Горы Кавказа. (Рег.к.) | Учебник – с. 150–155; рабочая тет- радь – с. 57, задания № 36, 37 | ||||||
33 | Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах. | Учебник – с. 156–163; рабочая тет- радь – с. 58, задания № 38, 39 | ||||||
34 | Болота, их значение для природы и человека. | Учебник – с. 164–168; рабочая тет- радь – с. 59, задания № 40–42 | 1 | |||||
35 | Жизнь луга. (Рег.к.) | Учебник – с. 169–171; рабочая тетрадь – с. 60, задания № 43–45; с. 61, 62; тестовые задания – с. 69–76, тест № 6, работа № 6 | ||||||
3четверть- 16 часов Важнейшие события в истории Отечества – 21 ч. | ||||||||
36 | Восточные славяне, их соседи | Извлекать (по заданию учите- ля) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, эн- циклопедий, справочников, из Интернета) об исторических событиях, которые происходили в России (на территории родного края), об- суждать полученные сведения. Ставить познавательные задачи перед чтением учебного текста, составлять план пересказа, обсуждать исторические события, госу- дарственных деятелей, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Регулятивные: -формирование основ оптимистического восприятия мира - умение контролировать свою деятельность по результату; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: -умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. -умение анализировать рисунки, умение обобщать информацию. -умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом. Коммуникативные: -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Регулятивные: -формирование основ оптимистического восприятия мира - умение контролировать свою деятельность по результату; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: -умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. -умение анализировать рисунки, умение обобщать информацию. -умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом. Коммуникативные: -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Регулятивные: -формирование основ оптимистического восприятия мира - умение контролировать свою деятельность по результату; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: -умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. -умение анализировать рисунки, умение обобщать информацию. -умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом. | Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом. Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы. Называть три состояния оценивать их значение для государства, высказывать своё мнение, подтверждая его фактами. Пересказывать своими словами небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др. Собирать краеведческий материал о жизни в старину, фотографировать старинные объекты (колодцы, ветряные и водяные мельницы, водонапорные башни) для использования в презентациях. материала информацию, необходимую для описания (реконструкции) событий в истории Отечества. Обсуждать причины событий, происходивших в истории Российского государства, рассуждать, вы- сказывать своё мнение о понятии «честь страны». Работать с глобусом и картой: показывать и описывать территорию России, её государственные границы, места исторических событий (важных сражений, битв, центров объединения), географическое положение городов Древней Руси, Московской Руси, Российской империи, современной России. Характеризовать картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выражать эмоциональное восприятие бед и побед, которые были в истории нашего государства, в жизни его жителей, отражать его в своих творческих работах. Сравнивать (соотносить) иллюстрации вида Москвы в разные времена истории России. Готовить небольшие сообщения об одном из древних российских городов, подбирать к своему сообщению фото- и видеоматериалы. Обмениваться сведениями о родной стране, крае, полученными из средств массовой информации. Выполнять разные типы тестовых заданий по проверке усвоения предметных и метапредметных знаний и умений, оценивать результаты своего учебного труда. Выбирать форму участия в проектной деятельности по изучаемому разделу. | Учебник (часть 2) – с. 4–9; рабочая тетрадь № 2 – с. 2–4, задания № 1–8 | 1 | ||
37 | Образование Древнерусского государства | Учебник – с. 10–19; рабочая тетрадь – с. 4–6, задания № 9–16 | 1 | |||||
38 | Крещение Руси | Учебник – с. 20–25; рабочая тетрадь – с. 8, 9, задания № 17–19 | 1 | |||||
39 | Как распалась Древняя Русь | Учебник – с. 26–33; рабочая тетрадь – с. 10, 11, задания № 20–22; тестовые задания – с. 77–82, тест № 7 | 1 | |||||
40 | Борьба Руси с иноземными захватчиками в X1II веке | Рассказывать по иллюстрациям учебника, описывать (реконстру- ировать) важнейшие изученные события из истории Отечества. Обсуждать важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные историче- ские периоды (Древняя Русь, Московское государство. Российская империя, СССР, Российская Феде- рация). Извлекать из иллюстративного Работать с «лентой времени»: проставлять века, указывать с по- мощью условных знаков события отечественной истории, истории родного края, соотносить дату происходившего события с веком, устанавливать хронологическую последовательность исторических событий. Различать государственную сим- волику Российской Федерации, узнавать российский флаг среди флагов других стран. Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. | Учебник – с. 34–41; рабочая тетрадь – с. 11, 12, задания № 23, 24 | 1 | ||||
41 | Объединение Руси вокруг Москвы. Куликовская битва. | Учебник – с. 42–47; рабочая тетрадь – с. 12–14, задания № 25–28 | 1 | |||||
42 | Московское государство. Правление Ивана III и Ивана Грозного | Учебник – с. 48–53; рабочая тет- радь – с. 15, 16, задания № 29–32 | 1 | |||||
43 | Обобщающий урок. ПДД: Когда ты становишься водителем. | Тестовые задания – с. 83–91, тест № 8, работа № 7 | 1 | |||||
44 | Россия в XVII веке. Начало правления династии Романовых | Учебник – с. 54–60; рабочая тетрадь – с. 17, 18, задания № 33–35, с. 19–21, задания № 1–6 | 1 | |||||
45 | Петр Великий. Российская империя | Учебник – с. 61–68; рабочая тетрадь – с. 22, задания № 36, 37 | 1 | |||||
46 | Развитие Российской империи. Правление Екатерины II | Учебник – с. 69–73; рабочая тет- радь – с. 23, задание № 39; тестовые задания – с. 92–94, работа № 8 | 1 | |||||
47 | Нашествие Наполеона. Бородинская битва, её значение для России | Учебник – с. 74–81; | 1 | |||||
48 | Россия до 1917 года. Обобщающий урок | Находить информацию о досто- примечательностях Москвы в до- дополнительной и справочной литературе, в Интернете. Рассказывать о праздничных днях России на основе личного опыта и дополнительных источников ин- формации (в том числе по иллю- страциям, из интервью свидетелей, рассказов старших членов семьи). Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со свидетелями исторических событий, происходивших на территории родного края. Объяснять смысл народных по- словиц и поговорок Составлять тематический словарь понятий и их значений. Находить дополнительную ин- формацию о выдающихся людях разных эпох: правителях, полко- водцах, деятелях науки и искус- ства России (родного края). | тетрадь – с. 27–29, задания № 1–5; тестовые зад. – с. 95–100, тест № 9 | 1 | ||||
49 | Исторические события в России в начале XX века. ПДД: Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД) | Учебник – с. 82–86; рабочая тет- радь – с. 30, задания № 45, 46. | 1 | |||||
50 | Преобразования, произошедшие в СССР в 20-30 годы | Учебник – с. 87–92; рабочая тет- радь – с. 30, задание № 47 | 1 | |||||
51 | Великая Отечественная война 1941-1945гг | Учебник – с. 93–104; рабочая тетрадь – с. 31, 32, задания № 48–50 | 1 | |||||
52 | Великая Отечественная война 1941-1945гг | 1 | ||||||
53 | Советский Союз в послевоенные годы | Учебник – с. 105–109; рабочая тетрадь – с. 32, 33, задания № 51–53 | 1 | |||||
54 | Начало перестройки. Современная Россия. ПДД: Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. | Учебник – с. 110–117; рабочая тет- радь – с. 34, задания № 54–56, с. 37–39,зад. № 1–10; | 1 | |||||
55 | Обобщающий урок | Учебник – с. 118–120; рабочая тет- радь – с. 35, задание № 57; тестовые зад. –с. 107–114, работа № 9 | 1 | |||||
56 | Яркие события из истории родного края (Р.К) | Рабочая тет- радь – с. 36, задание № 58 | 1 | |||||
Материки, океаны, страны и народы Земли - 12 ч. | ||||||||
57 | Океаны Земли. Жизнь в море | Рассказывать о великих географических открытиях, Знать имена великих путешественников мира, первооткрывателей неизвестных земель, исследователей природы материков, их коренных народов. Работать с глобусом и картой: находить и показывать материки и океаны Земли, изученные страны мира, их столицы, прокладывать маршруты великих путешествен- ников. Характеризовать наиболее крупные географические объекты (горы, пустыни, реки, озёра), растительный и животный мир континентов. Сравнивать условия жизни коренных народов континентов. Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических па- мятниках народов мира на основе учебника и дополнительной ин- формации), подбирать к своему сообщению литературные, художе- ственные произведения, иллюстра- ции, фотографии, видеоматериалы. Участвовать в проекте «Государ- ства и народы мира», выбрав фор- му своего участия в сотрудниче- стве с одноклассниками. | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Регулятивные: -формирование основ оптимистического восприятия мира -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: -умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. Коммуникативные: -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов | Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях края и других народов. Обсуждать и понимать, что открытие новых земель – великий подвиг исследователей, но в то же время освоение их людьми сопряжено с экологическими проблемами планетарного масштаба; сохранение чистоты воздуха, воды, природы нашей планеты, мирного сосуществования народов мира – важнейшая задача всего человечества. Готовить сообщения о растениях, животных, реках, озёрах, горах континентов (по выбору). Находить дополнительную информацию о странах мира с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2–3 стран мира. | Учебник – с. 122–134; рабочая тетрадь – с. 40, 41, задания № 1–5 | 1 | ||
58 | Крупнейший материк Земли, его природа, население. Население родного края. (Рег.к.) | Учебник – с. 135–162; рабочая тетрадь – с. 42–55, задания № 6–25, с. 60, 61, задания № 1–8 Тестовые задания – с. 65–72, тест № 7, работа № 7 | 1 | |||||
59 | Африка, ее природа. Исследователи Африки | 1 | ||||||
60 | Открытие Америки. Природа Северной и Южной Америки | 1 | ||||||
61 | Австралия. Уникальные растения и животные материка | 1 | ||||||
62. | Открытие Антарктиды российскими путешественниками. Суровая природа материка | 1 | ||||||
63 | Страны и народы мира | Учебник – с. 163–170; рабочая тет- радь – с. 59, задание № 30 | 1 | |||||
64 | Страны и народы мира | Учебник – с. 163–170; рабочая тет- радь – с. 59, задание № 30 | 1 | |||||
65 | Обобщающий урок | Т. З.с. 115–120, тест № 11, с. 121–128, работа № 10 | 1 | |||||
66 | Страны СНГ – ближайшие соседи России | Рабочая тет- радь – с. 59, задание № 29 | 1 | |||||
67 | Земля – планета жизни. ПДД: Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. | Учебник – с. 171–173; р.тетрадь – с. 56–58, № 26–28 | 1 | |||||
68 | Итоговая работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...