Конспект урока по окружающему миру «В гости к зиме»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру «В гости к зиме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_zime.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока, учебные задачи | Содержание урока | Примечание | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1.Организационный: подготовка учащихся к работе. | Здравствуйте. Сейчас будет урок окружающего мира. | Дети приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места к уроку. Психологический настрой. | |
2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме «Все профессии важны». | Фронтальная проверка заданий, выполненных дома по теме «Все профессии важны». - Дома каждый из вас еще раз подумал о выборе профессии, нарисовал, кем бы хотел быть, приготовил рассказ по плану и подобрал пословицы, поговорки, загадки, связанные с профессиями. | Дети рассказывают и показывают свои рисунки, читают подобранные пословицы, поговорки, загадки. | |
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний). | - Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку: Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? - Я вас приглашаю в гости к зиме. - Вспомните, какая бывает природа? -Что относится к неживой и к живой природе? - Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года. | Зимой. - Живая и неживая - Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа. | (Слайд 2) (Слайд 3) |
4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о сезонных изменениях в живой и неживой природе. 5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний. Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний. 4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Физкультминутка. 5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний. Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний. 4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о сезонных изменениях в живой и неживой природе. | - Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды. 1. Сообщение синоптиков: - А теперь - в путь! 2. Зимние месяцы. - В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина. Февраль – «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели». 3.Неживая природа зимой. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными. 4. Просмотр видеосюжета - Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? 5. Зимние явления природы.
6. Игра «Хлопки». -Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица. 7. Разгадайте кроссворд. По горизонтали: 1.Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется… 3. Шуба бела - весь свет одела. 5.О чём эта пословица: «Сам бежит, а стоять не велит». 7.Снегопад при сильном ветре называется… Ответы: 8. Зимняя жизнь растений. – На какие группы делятся все растения? - Какие бывают деревья? - Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. - Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, В речке стала вдруг вода 9. Секреты животного мира. – На какие группы делятся животные? - О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами. - Отгадайте загадку: Хозяин лесной За деревьями, кустами У косого нет берлоги, Рассказ учителя о зимней жизни зверей: - Это интересно! • Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей. • Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. • Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее. • Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг. - Догадайтесь, чьи следы на снегу. Интерактивное задание. Игра «Расселите животных по домикам» Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы. Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку. Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе. Жизнь птиц зимой. - Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают? - Как называют птиц, которые остаются зимовать? - Назовите зимующих птиц. Рассказ учителя о клестах. - Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. Сообщение ученицы о синичке. Просмотр видеосюжета о синичке. - Чем питаются птицы зимой? - И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица. - Какую пользу приносят птицы? - Что произойдёт, если не будет птиц? Как зимуют рыбы. - Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. | а) Прогноз погоды на сегодняшний день. (Сегодня…) б) Народные приметы. • Сильно блестят звёзды зимой - к морозу. • Воробьи дружно расчирикались - к оттепели. • Дым столбом - к морозу. • Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу. • Первый снег за сорок дней до зимы выпадает. • Холодная зима – жаркое лето. - Декабрь, январь, февраль - Зима начинается 1 декабря. Дети смотрят видеосюжет об изменениях в неживой природе зимой. - Снег. - Из снежинок. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой» (с.132-133). Беседа по прочитанному. - Деревья, кустарники, травы. - Лиственные и хвойные. - Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. - Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть. - Звери, птицы, рыбы, насекомые. - Белка. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. - Медведь Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. - Лиса. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. - Заяц. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. - Медведь, лось, заяц. Учащиеся заселяют домики. - Перелетные. Они испытывают недостаток в пище. - Зимующие. - Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона. Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало. • Пшено, просо, овёс, пшеница; • Семена подсолнечника; • Ягоды рябины, боярышника; • Семена клёна, ясеня; • Шишки, жёлуди, орехи; • Хлеб, хлебные крошки. - Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна - и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. - Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса. - Нарушится природное равновесие. | Отвечают подготовленные дети: (Слайд 4) (Слайд 5) (Слайд 6) (Слайды 6-11) (Слайды 13-22) (Слайд 23) (Слайд 24) (Слайд 25) (Слайд 26) (Слайд 27) (Слайд 28) (Слайды 29-30) (Слайд 31) (Слайд 32) Просмотр видеосюжета о медведе. Загадка: (Слайд 33) (Слайд 34) (Слайд 35) (Слайды 36-37) (Слайд 43) (Слайд 44) (Слайды 45-46) (Слайд 47) (Слайд 48) (Слайд 49) (Слайд 50) (Слайд 51) |
| Поляна «Народной мудрости». - Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы? Стихотворение И.Сурикова «Зима» читает ученица. -Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой? -О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке? | Зимний денёк с комариный носок. Хороший снежок урожай сбережёт. В зимний холод всякий молод. Снегу надует – хлеба прибудет. Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт. Мороз велик, да стоять не велит. И в сильный мороз работа согреет. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Новый год – к весне поворот. Береги нос в большой мороз. Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы - И зима настала. Труженик-крестьянин Вытащил санишки, Снеговые горы Строят ребятишки. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Он теперь покоен - Всё кругом укрыто, И ему не страшен Злой мороз, сердитый. Ответы детей. | |
| -Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт. Учитель ставит отметки за работу на уроке. - А я оцениваю вашу работу следующим образом. | ||
| Прочитать статью в учебнике – с.130-137. Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой. Сделать рисунок «Красота зимы». | ||
9. Организационное завершение урока | Спасибо за урок. До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...
Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"
Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"...
Конспект урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой" с обучающей структурой Сингапура в 1 классе
Данный материал предназначен для учителей начальной школы.Также данную структуру можно использовать при разработке уроков по другим предметам....
Конспект урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой" с обучающей структурой Сингапура в 1 классе
Данный материал предназначен для учителей начальной школы.Также данную структуру можно использовать при разработке уроков по другим предметам....
Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"
Конспект урока + презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме "В гости к весне" , УМК "Школа России" автор Плешаков А.А ...
Разработка урока по окружающему миру "В гости к зиме"
Признаки зимы в живой и неживой природе...
Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс
Класс: 2 УМК: Учебник А. А. Плешаков. Предмет: «Окружающий мир»Тема: В гости к зимеТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и спосо...