урок окружающего мира Из истории имен 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Колпакова Светлана Дмитриевна

Урок окружающего мира "Из истории имен"  даст возможность  учащимся обсудить и обобщить информацию о происхождении и значении имён и фамилий на Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Из истории имён

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Колпакова Светлана Дмитриевна

Место работы

МБОУ СОШ №28

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

3-а

Тема  урока

«Из истории имён»,

Базовый учебник

«Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2019г (Начальная школа XXI века)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Дать обучающимся более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств.

- Сформировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

- Сформировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

- Сформировать умение устанавливать аналогии, выделять и сопоставлять категории.

- Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей  

Сформировать у учащихся уважительное отношение к имени.

Решаемые учебные проблемы

-Расширить кругозор учащихся;

-Сформировать осознанное отношение к категории «имя»;

- Сформировать навык классификации и оперирования категорией «имя».

Аппаратное программное обеспечение

- Компьютер;

- Мультимедиа проектор;

- Интерактивная доска.

Образовательные интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/06/07/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miruiz-istorii , http://www.familii.ru/slovo-news-arhiv/6022-kakie-imena-davali-detyam-v-rostovskoj-oblasti-v-2014-godu , http://www.gorockop.ru/taina_imemi/alina.htm 

Цель урока:

Познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени в жизни человека.

Задачи:

- Обучающие: обсудить и обобщить информацию о происхождении и значении имён и фамилий на Руси.

- Развивающие: сформировать способность рассуждать, описывать, решать проблемные задачи, развивать навык работы с информацией из разных источников: презентации, иллюстративного материала и текста учебника; развивать познавательные и творческие способности детей.

- Воспитательные: сформировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах; воспитать гордость за свой род, уважение к традициям и обычаям народа; развить способность целостно, гармонично воспринимать мир;

Тип урока: комбинированный

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Средства ИКТ для реализации учебной деятельности

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент.

Создание условий для осознанного восприятия нового материала. Постановка цели урока.

Презентация "Из истории имён".

Слайд 1,2

Приветствие.

Организация эмоционального настроя.

Подведение учащихся к формулированию темы и цели урока.

Диалог с учащимися, постановка цели урока. Демонстрация

тематической презентации.

Организационная и поведенческая подготовка к уроку. Предложение ответов на загадку.

Поддержание диалога с учителем

Формулировка темы и цели урока в ходе обсуждения.

Выполнение письменного задания учителя: написать свое имя.

2

1.3

Введение в тему урока.

Актуализация и расширение знаний.

Первичное закрепление материала.

Презентация "Из истории имён".

Слайд 3

Определение понятия «имя». Организация групповой работы по выдвижению гипотезы о том, как давали имена на Руси.

Обобщение информацию при помощи вопросов и диалога с учениками.

Демонстрация

тематической презентации.

Изучение  материалов презентации.

Участие в устной работе с учителем. Формулировка предположений о причинах возникновения имён в древности. Выполнение задания на интерактивной доске.

Выдвижение предположений о влиянии исторических событий на появление новых имён на Руси.

3

2.

Организация и курирование групповой деятельности учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Инициирование обратной связи.

Информационно-контрольный модуль: задания на интерактивной доске.

Задание №1.Разделить старинные имена на группы.

Презентация "Из истории имён".

Слайд 4,5

Организация  работы с интерактивным ресурсом.

Выполнение интерактивного задания.

Формулировка решения учебной проблемы.

5

2.3.

Практикум

Презентация "Из истории имён".

Слайд 6-11

Принятие устных сообщений

учащихся.

Повторная постановка  проблемы исследования.

Обсуждение методов  решения проблемы.

Сравнение результатов исследования, проведённых детьми и учителем.

Представление круговой диаграммы.

Устные сообщения учителю на заданную тему.

Рассказ о ходе поиска информации.

Сообщение результатов исследования.

Подведение итогов на основе проведённой работы.

Изучение круговой диаграммы.

7

2.5

Практикум

Задание № 2.Полные и сокращённые имена поставить парами.

Задание № 3.Деление имён на группы: имена мальчиков, имена девочек

Организация работы с интерактивным ресурсом.

Выполнение интерактивных заданий. Предложение вариантов  решения заданий.

5

2.6

Физкультминутка

Назначение ведущего в группе учеников.

Ведение физкультминутки (ведущий)

Выполнение команд ведущего (группа учеников).

2

2.7

Расширение и закрепление знаний

Чтение стихотворения на тему урока.

Организация работы по выдвижению гипотез о происхождении фамилий самих учащихся.

Восприятие  стихотворения.

Выполнение письменного задания учителя: записать свою фамилию;

Формулировка гипотезы о происхождении своей фамилии

Предложение решения учебной проблемы.

5

2.8

Групповая работа. Работа в парах.

Инициация и организация  работы с учебным материалом.

Постановка творческой задачи для работы в парах.

Корректирование предложенных формулировок. Подведение итогов работы над заданием.

Выполнение письменных заданий.

Выполнение творческих заданий в парах. Размышление  и обсуждение итогов выполнения задания в парах.

Предложение решения учебной проблемы.

5

2.9

Физкультминутка

Проведение физкультминутки на внимание

Выполнение команд учителя в игровой форме.

2

3.

Работа с учебником

Презентация "Из истории имён".

Слайд 13

Учебник стр.41

Организация работы с учебником

Постановка учебной проблемы для обсуждения на основе материалов учебника.

Выполнение задания учителя.

Работа с учебным материалом (учебник).

Формулировка предположений  по предложенной проблематике: об истории возникновения отчеств.

4

4.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Задание на интерактивной доске «Собери пословицу»;

Презентация «Лист самооценки»

Слайд 13

Организация работы с интерактивным ресурсом.

Предложение вопросов  учащимся по тематическому материалу.

Инициирование самооценки результатов работы учебной группы.

Выполнение интерактивного  задания. Предложение ответов на вопросы учителя по теме. Рефлексия и оценка результатов собственной деятельности работы на уроке (лист самооценки).

3

5-6

Оценка учителя. Домашнее задание.

Презентация "Из истории имён".

Слайд 14-15

Инициирование продолжения самостоятельной исследовательской работы учащимися на тему возникновения фамилий.

Фиксирование домашнего задания.

2

1.1.Организационная часть.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать. ( учитель).

1.2.Обозначение темы урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Постановка цели урока.

Давайте попробуем обозначить тему нашего урока:

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого есть.

Ну, конечно, это – имя.

Мы живём в мире имён.

(демонстрируется презентация «Из истории имён»)

«Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных;

В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный,

Имя как сладостный дар, от родных своих получает...»

- Так ещё три тысячи лет назад сказал легендарный поэт Древней Греции Гомер.

Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким-либо именем.

Напишите на листочке своё имя.

- Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на уроке? (предположения детей)

- Догадайтесь, как будет называться тема нашего урока. (Из истории имён).

1.3 Введение в тему урока. Актуализация и расширение знаний. Первичное закрепление.

- Подумайте и скажите, что такое имя?

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой
Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других.

Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.

В одних случаях человек характеризовался по внешним признакам или характеру, в других - по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место рождения, или вообще по сходству с каким-либо животным.

2.​ Организация и кураторство самостоятельной деятельности учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

2.1.Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как получились эти имена.

Дети группируют на доске имена (интерактивная доска)

Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава. ( Внешность человека)

Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера)

Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)

Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)

- Ребята, на что похожи эти имена?

Действительно, древние имена совсем не похожи на современные и больше напоминают клички и прозвища.

2.2 - А как вы думаете, что же произошло и почему современные русские имена совершенно другие? (Дети высказывают предположения.)

Чтобы разобраться в этом, нам надо вернуться в Древнюю Русь, в 10 век, когда правил князь Владимир.

- Кто может сказать, какое знаменательное событие произошло на Руси в то время? (Дети говорят о крещении Руси.)

До этого события Русь была языческая, т.е. люди верили во многих богов: бога ветра, бога солнца, бога земли и т.д. Словом, люди видели божественное начало во всех явлениях природы и поклонялись им. Теперь же на смену многим прежним богам пришла вера в единого Бога.

- А кто из вас знает, в чём заключается обряд крещения, обращения в христианскую веру?

Обряд крещения состоял в том, что, жителей русских селений толпами загоняли в реку, там они трижды омывали тело, чтобы смыть "скверну" языческой веры и старое "языческое" имя. Стоявшие на берегу, христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так, Жданы и Храбры, Несмеяны и Лебеди становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Новые имена, происходили из других языков европейских и восточных народов.

2.3.​ Практикум

Представление исследовательских работ. Ребята, вы провели исследование и узнали о происхождении своего имени. Кто может нам рассказать, из какого языка произошло его имя и как переводится. (5-6 учеников)

Каждый из вас получил домашнее задание провести исследование о происхождении и значении имён девочек и мальчиков нашего класса. Исследование проводилось в таблице, которую каждый получил на прошлом уроке.

Обсуждение и анализ результатов исследования, проведённых детьми. Оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов в виде круговой диаграммы.

-Какие имена в нашем классе самые популярные? (Среди мальчиков? Рома Среди девочек? Арина, Анастасия, Валерия)

-Каких имен больше всего? Греческих

По данным пресс-службы управления ЗАГС, наиболее популярными именами, которые родители дали своим детям в Ростовской области в 2014 году стали: Артём , Александр , Дмитрий, Кирилл, Михаил ; Вероника, Мария, Анастасия.

Редкие имена: Доброслав, Куприян, Никон, Калерия, Аида, Аксинья, Прасковья.

Также встречаются и двойные имена: Юрий-Александр, Варвара-Милана, Ева-Мария, Элизабет-Раиса.

Некоторые родители пожелали назвать новорожденных необычными именами, такими как: Капитан, Берёза, Золушка, Домна.

2.4. Расширение и закрепление знаний.

Итак, наши имена в основном греческого и латинского и римского происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими. Послушайте замечательное стихотворение Надежды Веселовской и обратите внимание, как автор чувствует значение имен

Когда услышу имя Василиса -

В глаза зелёным светом полыхнёт.

Листва и травы - сверху и донизу,

Луга, леса, цветение болот.

А Марью вижу только белым цветом,

Пустым, ещё не затканным, холстом,

А Катерину - красным, словно летом

Глядит полянка ягодным пластом.

Как имя Настя звонко и упруго,

Как будто тесто шлёпнулось об стол!..

Давно-давно была полна округа

Таких имён - да, видно, срок прошёл...

Но вот теперь, как к прошлому причастье,

Как связь времён, что заново сплелись,

Вновь подрастает много Катей, Настей

И Марьюшек, и даже Василис.

А это значит - гуще станет зелень,

И уродится ягода в свой срок,

И будет холст для вышивки набелен,

И, что ни праздник, выпечен пирог.

2.5.​ Практикум.

- Ребята, я обратила внимание, что вы написали своё имя по-разному. А почему?

(Дети поясняют, что есть полное имя, а есть неполное, есть ласковые имена, которыми называют родные и друзья.)

- Напишите полное своё имя на листочке

Выполнение задания на интерактивной доске

1) - Перед вами на доске, написаны полные и сокращенные имена, поставьте их парами и. (Саша, Ваня, Таня, Нина, Алёша, Александр, Татьяна, Алексей, Иван, Александра)

- Какое имя осталось без пары? (Нина)

- Это имя имеет только одну форму, которая считается полной.

- Почему у имени Саша два полных имени? (Александр и Александра)

-Это имя имеет мужской и женский род.

2) Следующее задание - распределите имена на два столбика: имена мальчиков и имена девочек. (Света, Коля, Женя, Лена, Валя, Саша) Какие имен вы записали в оба столбика? (Женя, Валя, Саша).

- А есть ли у мужского имени Фёдор женская пара? (Да. В произведении Чуковского "Федорино горе").

2.6. Физкультминутка.

Ведущий – проводит физкультминутку. Учащиеся повторяют за ведущим движения и слова.

2.7. Расширение и закрепление знаний.

- А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь Тань"

В первом классе восемь Тань -

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: "Таня, встань!"

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках...

- Как же можно различить этих девочек-тёзок? (По фамилии)

Запишите на листочке свою фамилию.

-Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но фамилию, которую носят члены его семьи. Слово "фамилия" на латинском языке означает "семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Простой народ: крестьяне и рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века.

- Вот как об этом писал поэт Георгий Граубин.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва-деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаку Воинов ходил

Стрельцов сражался тоже.

***

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

- Попробуйте угадать, кем были ваши предки. (Несколько предположений.)

Вспомните, как в Древней Руси образовывались имена. Точно также образовались фамилии. Одни - от названия профессий, а другие ... Вот сейчас вы сами попробуете определить, как произошли некоторые фамилии.

2.8 Коллективная работа. Работа в парах.

Каждая группа получает листок с заданием.

1.​ Стрелочками распредели фамилии, которые произошли …

От названия профессий

Курносов

Мельников

Перепелкин

Жуков

От особенностей наружности

Белоголовый

Зайцев

Тараканов

Токарев

От особенностей черт характера

Беспалов

Усатов

Хлебников

Водолазов

От названия животных или растений

Калинин

Цветков

Рыжов

Носов

Соколов

Широкий

- А как вы думаете, нужны ли прозвища современным людям? Почему?

- Зачем некоторые дети придумывают друг для друга прозвища?

- Но бывает, что люди сами себе придумывают вымышленные имена и фамилии- псевдонимы — Никола́й Васи́льевич Корнейчуко́в, Даниил Хармс — Даниил Иванович Ювачёв, Ленин — Владимир Ильич Ульянов)

2.9. Физкультминутка.

-Ребята сейчас мы проверим, кто был внимателен на уроке, а для этого выполним следующее задание.

Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя - присядьте, а если женское - руки поднимите вверх.

(Маша, Петя, Света, Коля, Вася, Вера, Валя, Лена, Миша)

3. Работа с учебником. (с.41-42)

- Ребята, давайте снова вернёмся ко временам Древней Руси и поговорим о былинных героях.

Рассматривают картину Васнецова "Богатыри" (стр. 41). - Как зовут богатырей?

- Как вы думаете, почему у богатырей такие прозвища? Какие фамилии могли произойти от этих прозвищ? (Никитин, Муромцев, Попов)

- А кто знает, какое отчество было у Ильи Муромца?

Послушайте слова былины и ответ прояснится.

В чистом поле пыль поднимается,

Илья Муромец, сын Иванович,

Ко гнезду Соловьёву приближается...

- Что обозначает слово "отчество"? ("имя по отцу")

- Как вы думаете, зачем современному человеку отчество?

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны.

Задание на интерактивной доске. Соберите пословицу.

Красит, не имя, а, человека, имя, человек

Не имя красит человека, а человек имя.

- Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог и скажем, что же нового мы узнали на уроке?

- Интересно ли вам было на уроке?

- Для чего нам нужны эти знания?

- Где вы можете их применить?

- Что больше всего вам понравилось?

- Нужны ли современным людям клички и прозвища?

- Каждый из вас перед уроком получил листок самооценки. Оцените результат своей работы на уроке.

5. Оценка учителя

Спасибо вам за работу на уроке!

6. Домашнее задание

Подготовить пересказ текста учебника на с. 40-45, в печатной тетради выполнить задание с. 10 №20;

придумать историю о том, как возникли фамилии

Пескарёв, Печников, Веселов или своя фамилия (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающий мир (история) "На пути к единству" 4 класс

Конспект урока по истории. Класс: 4Тема: «На пути к единству» Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ...

Урок окружающего мира "История Московского Кремля", 2 класс, ПНШ.

   Изучение  Московского Кремля представляет одно из интереснейших явлений в  методике преподавания окружающего мира. Интереск данной теме заключается в том, что, дети ...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая".

Представлен современный урок в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются разные виды групповой работы....

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема «Из истории имён. Как рождалось имя»

МБОУ "Погореловская СОШ"Цели и задачи:познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека.развивать познавательные и творческие способности  дет...

УМК "Школа России". Технологическая карта к уроку окружающего мира(истории) для 3 класса на тему "Свой дом, свой простор"

Цели деятельности учителя: сформировать представление об устройстве старинного дома и жизни в нём.Планируемые результаты:-Предметные:знать: понятие «матица», «полати»...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "История России. Екатерина Великая"

План конспект урока окружающего мира для учащихся 4 класса. Может быть использовано в любом УМК. Урок построен на работе в мини-группах с использованием технологии развития  критического мышления...