Урок окружающего мира в 3 классе. Тема «Из истории имён. Как рождалось имя»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Марченко Светлана Васильевна

МБОУ "Погореловская СОШ"

Цели и задачи:

  • познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека.
  • развивать познавательные и творческие способности  детей,
  • формировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах;
  • воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям  и обычаям  народа.

Тип урока:

  • комбинированный,

Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, игра.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, сообщения, ответы на вопросы,  самостоятельная работа, ИКТ.

Оборудование:

  1. Конспект урока, презентация.
  2. Компьютер, телевизор.
  3. Сообщения детей.

            4.  Карточки с заданиями.

 

Прогнозируемый результат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

12 клетки врожденного иммунитета

Моноциты циркулируют в крови, вырабатывают некоторые цитокины, при попадании в ткани дифференцируются в макрофаги или дендритные клетки.

Нейтрофилы обладают высокой мобильностью и являются основными клетками на ранних стадиях воспалительного процесса.

Эозинофилы содержатся в крови и тканях. Осуществляют антипаразитарную защиту путем внеклеточного цитолиза.  

Натуральные киллеры (NK)

Основные клетки иммунобиологического надзора, нацелены на уничтожение вирусинфицированных и опухолевых клеток до формирования адаптивного иммунного ответа. Большие зернистые лимфоциты, в их цитоплазме имеется большое количество гранул, содержащих перфорины и гранзимы. При контакте с клеткой-мишенью перфорины выбрасываются во внеклеточное пространство и образуют поры в клетке-мишени. Через поры в  клетку попадают гранзимы, способные активировать каспазы и инициировать апоптоз (запрограммированную клеточную смерть).

Натуральные киллеры не распознают специфический антиген. Они осуществляют лизис собственных клеток, на поверхности которых снижена экспрессия молекул гистосовместимости 1 класса ( HLA1 или МHC1), что часто наблюдается при вирусных инфекциях и раке. Активируются ИЛ-12 и ИФ-γ.  Перечень патогенов, являющихся мишенью для NK-клеток достаточно широк. Показана повышенная чувствительность к развитию злокачественных новообразований и вирусных инфекций у пациентов с нарушенной дифференцировкой NK – клеток.

   

 «профессиональными фагоциты»:

*​  циркулирующими в крови (моноцитами и нейтрофилами)

*​  тканевыми фагоцитами (МФ и ДК)

Функции:

- участие в реакциях врожденного иммунитета (фагоцитоз),

- регуляция адаптивного иммунитета (АГ-представляющая функция, активация Т-лф)

ХАРАКТЕРИСТИКА МОН/МФ

​ компактное ядро округлой формы

​ размеры - 10-18 мкм

​ содержат ряд ферментов (кислая гидролаза, пероксидаза, неспецифическая эстераза и др)

​ моноциты составляют 5-10% лейкоцитов периферической крови

​ циркулируют в крови около суток, затем мигрируют в ткани, превращаясь с тканевые макрофаги

Макрофаги образуются из стволовой клетки красного костного мозга, на территории которого дифференцируются до стадии моноцита. Моноциты  попадают в ток крови  и расселяются по тканям, превращаясь в тканевые макрофаги, где функционируют в течение недель или месяцев. Для них характерно изобилие гранул,  близких по составу к содержимому гранул нейтрофилов.

Их функциями   является поглощение и уничтожение внедрившихся микроорганизмов (в основном внутриклеточных), а также поврежденных, дегенерированных, вирусинфицированных и опухолевых клеток и образующихся  иммунных комплексов. Это клетки - «мусорщики».

     Нейтрофилы (НФ) - составляют 60-70% лейкоцитов крови, циркулируют в крови 8-10 часов, продолжительность жизни 2-3 дня

*​ Этапы адгезии НФ:

*​ роллинг (перекатывание – с участием селектинов)

*​ Адгезия – образование прочных связей между НФ и эндотелием

*​ Проникновение в ткани (трансэндотелиальная миграция за счет хемокинов)

Дендритные клетки (ДК) - 
специализированные антигенпредставляющие клетки, активирующие наивные Т-клетки и Т-клетки памяти

Функции:

​ поглощение АГ путем фагоцитоза, пиноцитоза, через FcR

​ процессинг АГ (переработка АГ до пептидов, формирование комплекса с молекулой HLA 2 класса, эксперссия на ЦПМ клетки)

​ переход из незрелых в зрелые ДК

​ миграция в дренирующие лимфоузлы

​ представление АГ Т-лимфоцитам

Виды дендритных клеток

Клетки Лангерганса

локализация: эпидермис, многослойный плоский эпителий

Миелоидные ДК

локализация: дерма, эпителий слизистых, интерстиций паренхиматозных органов

Плазмоцитоидные ДК

локализация: Т-зоны периферических органов иммунной системы

экспрессируют: ПРР, молекулы адгезии, рецепторы, опосредующие фагоцитоз, синтезируют цитокины


NK- клетки (Natural killer) 

​ большие гранулярные лимфоциты, составляют 10-12% лимфоцитов периферической крови
Содержат цитотоксические белки (перфорин, гранзимы)

​ распознают и убивают опухолевые, инфицированные вирусом, трансплантированные и др. клетки

​ NKT- неклассическая субпопуляция Т-лимфоцитов, сочетающая признаки Т-лимфоцитов и NK- клеток

В1- клетки 

​ субпопуляция В-лимфоцитов, занимающая промежуточное положение между клетками врожденного и приобретенного иммунитета

​ Независимость синтеза антител от Т-лимфоцитов

​ Отсутствие иммунологической памяти

​ Синтез низкоаффинных IgM – антител к бактериальным ЛПС

​ Первая линия защиты от капсульных микроорганизмов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс. Тема: Повторение изученного материала в 1 классе

Использование ИКТ делает процесс обучения более ярким, наглядным....

Конспект урока ознакомления с окружающим миром. 4 класс. Тема: Страницы истории 20-х – 30-х годов.

В данном материале представлен примерный конспект урока окружающего мира по учебникам А. Плешакова....

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 2 класс Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»

Урок  окружающего мира 2 классТема урока:  «Домашние опасности. Пожар»Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить  правила безопасности, которые ну...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Конспект урока "Окружающий мир", 4 класс, тема «Страницы истории XIX века»

Конспект урока окружающего мира, по теме  «Страницы истории XIX века», 4 класса, составлен в соответствии с ФГОС НОО....