Урок окружающего мира "История Московского Кремля", 2 класс, ПНШ.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Изучение Московского Кремля представляет одно из интереснейших явлений в методике преподавания окружающего мира. Интерес
к данной теме заключается в том, что, дети открывают знания об истории возникновения Московского Кремля. И задача педагога в том, чтобы найти оптимальные решения данной проблемы, подобрать подходящие методики и средства обучения, акцентируя внимание на использовании групповой технологии.
В 4 классе более подробно будут изучать раздел «Человек и общество». Учащиеся познакомятся с президентом Р.Ф. и символикой Р.Ф.
Сложность данной темы и ее важность для развития метапредметных умений и формирования УУД учащихся очевидны и требуют особенно внимательного подхода к ее изучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вариативная часть
Методическая разработка
урока окружающего мира
«История Московского Кремля»
УМК «Перспективная начальная школа»
2 класс
Разработала: Михайлова Светлана Александровна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 19
г. Балаково Саратовской области
2013 г.
Аннотация.
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме «История Московского Кремля». Это урок «открытия» новых знаний построен в соответствии с технологией деятельностного метода с использованием групповой формы работы на уроках окружающего мира. Методическая разработка открывает вопросы создания на уроке проблемного диалога, разрешения проблемной ситуации в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Данная разработка может быть полезна учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений.
Содержание.
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1 Методическое обоснование темы.
2.2 Методические рекомендации по проведению урока.
2.3. План урока (с технологической картой).
2.4. Дидактический материал к уроку.
3. Заключение
4.Список литературы.
Введение.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»
(И. Г. Песталоцци).
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.
Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями, необходимо организовать коллективную деятельность на уроке окружающего мира. В результате такой коммуникации участники должны постоянно обсуждать развитие Московского Кремля, проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексии. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
-связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
-планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
-привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
-оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Главная задача – формирование у ученика умений самостоятельно приобретать знания, ориентироваться в информационном пространстве, находить нужную информацию, преобразовывать её, использовать для решения возникшей проблемы.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
2.1 Методическое обоснование темы.
Изучение Московского Кремля представляет одно из интереснейших явлений в методике преподавания окружающего мира. Интерес
к данной теме заключается в том, что, дети открывают знания об истории возникновения Московского Кремля. И задача педагога в том, чтобы найти оптимальные решения данной проблемы, подобрать подходящие методики и средства обучения, акцентируя внимание на использовании групповой технологии.
В 4 классе более подробно будут изучать раздел «Человек и общество». Учащиеся познакомятся с президентом Р.Ф. и символикой Р.Ф.
Сложность данной темы и ее важность для развития метапредметных умений и формирования УУД учащихся очевидны и требуют особенно внимательного подхода к ее изучению.
2.2 Методические рекомендации по проведению урока.
Урок окружающего мира «История Московского Кремля» целесообразно начать с подводящего диалога, который активизирует и, соответственно, развивает устную речь и мышление учеников. Подводящий диалог обеспечивает в самом начале урока высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность, в данном случае определение учащимися столицы нашей Родины, как один из древнейших городов. Диалог плавно переходит в проблемную ситуацию. Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, настраивает на сотрудничество. Обучающимся необходимо узнать историю и достопримечательности Кремля. Усвоение нового материала проходит в форме виртуальной экскурсии по страницам старинной книги и исследовательской деятельности. В технологии деятельностного подхода дети «открывают» знания в процессе самостоятельной деятельности. Они становятся героями прошлых времён, делающими своё собственное открытие. Задача учителя-организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока. Придать обстановку исследовательской работы и виртуальной экскурсии помогут «костюмы детей» и герои Маша и Миша.
Разные формы на уроке (в группах, парах, индивидуальная) формирует у учащихся общеучебные умения делового сотрудничества, коммуникативную компетентность. Парная работа учит умению взаимодействовать: планировать совместную деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями соседа. На этапе первичного закрепления ребята обращаются за помощью к учебнику.
Урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий: динамические паузы и смена деятельности на уроке.
Для того чтобы определить степень усвоения обучающимися нового материала, предлагается работа в группах.Затем целесообразно осуществить проверку самостоятельной работы. Заслушиваются ответы групп. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат и усилий. Существует целый ряд алгоритмов действия при выполнении задания в группе. Поэтому обучение групповой работе нужно начинать уже в первом классе. Хорошим помощником для учителя может стать курс Галины Анатольевны Цукерман «Введение в школьную жизнь».
После проделанной работы необходимо вернуться к вопросу, поставленному в начале урока: «Какое значение имеет Кремль в настоящее время?» Дети пришли к выводу, что Московский Кремль - это культурное и природное достояние ЮНЕСКО. В конце урока ребята проводят рефлексию и оценивают свою работу на уроке.
Вывод: как показал многолетний опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. С уроков ушло простое списывание. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к самоорганизации учебного труда. Разноуровневая работа внутри профиля класса, несомненно, дает положительные результаты, хотя затрудняет работу учителя, так как требуется новый подход к разработке ряда вопросов методики преподавания, но дополнительные усилия вознаграждаются хорошими результатами, да и работа учителя становится более творческой и интересной. Опыт работы и результаты показали, что гипотеза о групповом обучении была верна. Групповая форма обучения дает возможность дифференциации и индивидуализации учебной работы, оказания учащимся своевременной и действенной педагогической помощи, упрощения руководства самостоятельной работой каждого школьника. Проходят быстротечные минуты урока. Как радостны и прекрасны эти 45 мгновений урока, когда видишь в глазах учеников интерес к окружающему миру, желание получать новые знания, научиться новым навыкам!
2.3 План урока окружающего мира.
ТЕМА: «ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ».
Задачи деятельности учителя: создать условия для систематизации знаний об истории возникновения, развития Московского Кремля, для ознакомления с достопримечательностями Московского Кремля, способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к историческим ценностям Родины, развитию желания больше узнать о Москве.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся называть достопримечательности Московского Кремля.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные: выстраивать логические универсальные действия; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); построение логической цепи рассуждения; доказательство.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того что ещё неизвестно; внесение необходимых дополнений и коррективов в план; планирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, понимать важность коллективной работы.
Личностные: адекватно оценивать свои возможности.
Материально-техническое обеспечение: старинная книга, фотографии, рисунки видов Москвы с изображением башен и соборов Кремля; фрагмент песни О. Газманова «Москва»; компьютер, мультипроектор, экран, карточки для индивидуальной работы, учебник «Окружающий мир», 2 класс, О. Н.Федотова.
Технологическая карта урока.
Этап | Форма работы | Действия учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Действия учащихся | Формируемые УУД |
I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создание положительного эмоционального настроя. II. Этап актуализации опорных знаний. Цель: - повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося 3.Этап выявления места и причины затруднения. Цель: - создать проблемную ситуацию; -подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке. Работа с тренажёром по зрению. 4. Этап построения проекта выхода из затруднения. - обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, способов действий, связей и отношений в объекте изучения. 5. Этап реализации построенного проекта. Цель: - работать над запоминанием учебного материала. 6. Этап первичного закрепления с проговаривани ем во внешней речи. Цель: - осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Работа с тренажёром по зрению. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. 8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель: -автоматизи- рование умственных действий по изученным нормам; подготовить учащихся к введению в будущем новых норм. 9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: - осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Д/З | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Работа в груп-пах Работа в парах Работа в груп пах Инди виду альная работа Работа в груп пах. | Читает стих. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявляет знания по изученному материалу Показывает слайд следующего этапа. Использует приемы создания проблемной ситуации. Демонстрирует старинную книгу. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. Задает вопросы на изучаемый материал Показывает слайд следующего этапа. Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей. Организует реализацию построенного проекта. Предлагает обратиться к историческому эксперту. Предлагает обратиться к историческому эксперту. Предлагает обратиться к историческому эксперту. Учитель направляет детей на работу в парах. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Направляет на поиск информации в хрестоматии. Выслушивает мнения детей и корректирует задаваемые вопросы. Организует работу в группах. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Звучит «Патриотическая песня» М. Глинки. Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы. Опоясан лентой пашен Весь пестреешь ты в садах: Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! - О каком городе говорится в стихотворении? - Какие слова навели вас на мысль о том, что речь идёт о Москве? - Москва – один из древнейших городов нашей страны, её прозвали матерью городов русских. Учитель: Листая старинную книгу о Москве, неожиданно между Машей и Мишей возник спор. Выходят Маша и Миша. - Маша, посмотри, сколько изображений Московского Кремля. - Почему Кремль везде изображён по разному: деревянный, белокаменный, из красного кирпича? - Ой, Миша, он изображён в разные эпохи. - Маша, а почему и в давние времена, и сейчас Кремль привлекает внимание людей? - Дорогие ребята! Чтобы ответить на этот сложный вопрос, мы отправляемся в путешествие «По страницам старинной книги». - Ребята, определите тему урока. - Какие мы поставим перед собой задачи? Начинается земля, как известно, от Кремля… Работа в группах. Работа с учебником на стр. 98-99. У каждого на столах лежат карточки с вопросами, вам нужно прочитать статьи и найти ответы на свои вопросы. 1.Почему Кремль со временем оказался в центре города? 2.Почему холм был назван Боровицким? -Как можно решить возникшую проблему? Маша и Миша, листая старинную книгу, произносят слова. Есть такая в мире сила Прошлое все то, что было, Всё обратно к нам вернёт, Время лишь назад пойдёт. Маша: «Посмотри, Миша, это же деревянный Кремль». Обращаются к людям 14 века: « Расскажите нам о своем Кремле». Выходят крестьянин и крестьянка. -Князь,Иван Данилович Калита был человеком умным и хитрым. Сумел договориться даже с Золотой Ордой. И ордынцы не беспокоили москвичей войнами 40 лет. Во времена его правления земли вокруг Москвы расширялись. В конце своей жизни Иван Калита приказал построить взамен старых деревянных новые крепостные стены «во едином дубу» (это значит из прочного дуба). - Первый Кремль был деревянным. Но у дерева есть опасный враг. Какой? – И вся Москва горела не один раз. Но каждый раз её вновь отстраивали, и она становилась всё краше и краше. Маша обращается к боярине и ремесленнику: «У вас совершенно другой Кремль. Расскажите нам о нём». Боярина и ремесленник. - Спустя некоторое время князем Москвы стал Дмитрий Иванович Донской. В 1367 г он заменил дубовые стены белокаменными. Москва укрепила свои позиции на Руси, стала «всем городам матерью», а значит, необходимо было обеспечить такому городу прочную оборону. Выходят знатные дамы. Миша: «Ваш Кремль из красного кирпича, расскажите нам о нём». - Когда все признали Москву столицей, московским князем уже был Иван III. Он стал называть себя «государем всея Руси». На Москве-реке приказал выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров. Эта крепость ни разу не была взята приступом. Она стоит до сих пор – это нынешний Кремль. - Зачем каждый раз при строительстве Кремля возводились высокие стены? Работа по учебнику стр. 101. Найдите ответ на вопросы. И обсудите с соседом. – Чем отличается Спасская башня от других башен? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике. – Эта пушка никогда не стреляла. – Эта пушка стояла для устрашения врагов. Как называется эта пушка? Посмотри, подружка! Рядом с Царь-пушкой, Недалеко, ну около, Другой Царь, но … – У стен Кремля, в Александровском саду, находится Могила Неизвестного солдата, горит Вечный огонь славы. -А кто сейчас работает в Кремле? - Сейчас ответим на главный вопрос урока. - Какое значение имеет Кремль для России в настоящее время? Маша: «Я получила письмо. Наши историки попросили, как можно быстрее ответить на него». - Откройте хрестоматию на стр. 132-134 и прочитайте статью «Никто не знает, но помнят все». Ответьте на вопрос «Почему у могилы Неизвестного солдата у Кремлёвской стены всегда много людей?
- Какова цель нашего задания?
Прочитайте и поставьте цель перед собой, прежде, чем начнёте выполнять. Индивидуальная работа на карточках. Проверь свою работу по образцу и оцени. - Ребята, а сейчас попробуем создать свою старинную книгу. - У вас на столах лежат иллюстрации с изображением Кремля в разные эпохи. - Какова цель вашего задания? Продолжи высказывание и выбери нужный шарик с изображением Кремля. Сегодня на уроке …… интересно …(красный шарик) я научился…(жёлтый шарик) больше всего понравилось…(зелёный шарик) я испытывал трудности (синий шарик) Ребята выходят к доске и высказывают своё мнение. Приготовить рассказ о достопримечательности Московского Кремля. | Слушают гимн и стих. Ожидаемый результат: - О Москве. - (На семи холмах, град срединный, город древний, сколько храмов, сколько башен…) Дети рассматривают старинную книгу. Дети вслушиваются в проблемную ситуацию. Ожидаемый результат: - Я думаю, что раньше Кремль был, как крепость, защищал от врагов, а в настоящее время - затрудняюсь ответить. Ожидаемый результат: - Тема урока: «История Московского Кремля» Ожидаемый результат: 1.Познакомиться с развитием Московского Кремля. 2.Познакомиться с достопримечательностями Кремля. Ожидаемый результат: Холм назван Боровицким, потому что рядом рос сосновый бор. Выбирают и ранжируют шаги решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план реализации проекта задания. Гипотезы: можем обратиться к нашим героям за помощью; - разобраться при помощи объяснения учителя; - обратиться к учебнику Маша и Миша листают старинную книгу. Рассказ детей. Ожидаемый результат: -огонь Маша и Миша продолжают листать старинную книгу. Маша листает старинную книгу. Ожидаемый результат: - Кремлёвские стены не только надёжно защищали город, но там жили, правили страной цари и князья. Поиск информации в учебнике и обсуждение с соседом. Ожидаемый результат. – Это главные часы государства – Кремлевские куранты. По ним сверяет время вся страна. -Это Царь-пушка. Ожидаемый результат: (колокол). - Президент России. - В настоящее время Кремль – это всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО. Это достояние России. Обращение Маши к 1 группе. Ожидаемый результат: - Люди отдают честь неизвестному солдату. Обмен вопросами между группами. Ожидаемый результат: -Уметь выделять основное в тексте и задавать вопросы другой группе. Ожидаемый результат: - Распределить иллюстрации Кремля по эпохам. Учащиеся делают выводы и оценивают себя. | Личностные: -адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: -обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; - эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Познавательные: - выстраивать логические универсальные действия. Познавательные: - овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся; -выбор наиболее эффективных способов решения задач; - извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы Регулятивные: целеполагание: постановка темы и задач урока. Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Коммуникативные: - сотрудничество в поиске и сборе информации. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: - коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия). Познавательные: -построение логической цепи рассуждения; - доказательство. Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Коммуникативные: -умение выражать свои мысли полно и точно; -умение слушать и понимать речь других. Познавательные -овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся; -выделение познавательной цели. Регулятивные: -уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Регулятивные: - планирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция. Познавательные: - самостоятельное выделение познавательной цели; - построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимать важность коллективной работы. Личностные УУД: - адекватно оценивать свои возможности. |
Приложение №1.
Индивидуальная работа на уроках окружающего мира.
1.Допиши пословицу.
Москва – всем городам …….
2. Рассмотри иллюстрацию. Какой это Кремль?
_______________________________________________________
3. Выбери только достопримечательности Московского Кремля.
Отметь галочкой.
____ Спасская башня
____ Тайницкая башня
____ Резиденция президента Российской Федерации
____ Третьяковская галерея
4. Напиши самую высокую башню Московского Кремля.
_____________________________
5. Какая пушка никогда не стреляла?
_____________________________
Оцени свою работу. Поставь галочку.
Я легко справился с заданиями ____
Я испытывал трудности в заданиях № ____
Мне было интересно выполнять задания ____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира Московский Кремль 3 класс
Презентация к уроку окружающего мира Московский Кремль 3 класс...
Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль" (2 класс) УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:знать год основания Московского Кремля;знать достопримечательности Мо...
Конспект урока окружающего мира «Московский Кремль и Красная площадь» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация
Конспект урока окружающего мира Тема: «Московский Кремль и Красная площадь» Цель деятельности учителя: формирование представления о Московском кремле; достопримечательн...
Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль" (УМК Школа России, 2 класс)
Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:знать год основания Московского Кремля;знать достопримечательности Мо...
Конспект урока окружающего мира:"Московский Кремль и Красная площадь" ( УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: Московский Кремль и Красная площадьЦели деятельности учителя: формирование знаний об истории возникновения московского Кремля и Красной площади, о достопримечательностях Московского кремля...
Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль"( 3 класс, Перспектива)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Московский Кремль» Цели деятельности учителя: формирование представления о Московском Кремле, как объекта Всемирного культурного наследия. Планир...
Конспект урока окружающего мира «Московский Кремль» (2 класс)
Цель деятельности учителя: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:знать год основания Московского Кремля;знать достопримечательности Мо...