Экскурсия
учебно-методический материал по окружающему миру

Нуретдинова Альбина Дамировна

В течение учебного года в период осенних, зимних и весенних каникул традиционно мы проводим с детьми экскурсии в природу. Летом экскурсию проводим в период работы летнего оздоровительного лагеря, организуемого ежегодно на базе школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursii.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В течение учебного года в период осенних, зимних и весенних каникул традиционно мы проводим с детьми экскурсии в природу. Летом экскурсию проводим в период работы летнего оздоровительного лагеря, организуемого ежегодно на базе школы.

В окрестностях нашей школы есть прекрасные лесные массивы, луга, болота, водоёмы, где можно увидеть все особенности и сезонные изменения природы. С каждой новой экскурсией мы стараемся разнообразить сценарий проведения прогулки. Объекты наблюдения всегда разные, задания для детей никогда не повторяются, подведение итогов экскурсии в разнообразных формах. Единственное, что неизменно - по окончании экскурсии планируется выполнение учащимися рисунков. Дети с удовольствием рисуют, стараясь показать в своих работах всё, что увидели во время экскурсии. Результатом этой работы становится выставка рисунков.

Цели и задачи экскурсий:

  • учить детей видеть красоту родной природы в разные времена года  и беречь её;
  • развивать наблюдательность;
  • умение делать выводы, обобщения;
  • прививать любовь к своей Родине;
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Структура экскурсии:

  1. Сообщение темы и цели экскурсии.
  2. Беседа о ТБ во время экскурсии.
  3. Основная часть.
  4. Подведение итогов.

Экскурсия 1.

«Волшебница – Осень».

Цели и задачи:

  • учить детей видеть красоту родной природы в разные времена года  и беречь её.
  • развивать наблюдательность;
  • умение делать выводы, обобщения.
  • прививать любовь к своей Родине.
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Структура экскурсии:

  1. Сообщение темы и цели экскурсии.
  2. Беседа о ТБ во время экскурсии.
  3. Основная часть.
  4. Подведение итогов.

Ход экскурсии:

1. Постановка цели перед учащимися.

Учитель. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в дом к Старичку-Лесовичку. А где этот дом вы, наверное, уже догадались. Правильно, в лесу, в осеннем лесу. Но мы будем не просто путешествовать по этому дому, а будем наблюдать за осенними изменениями в природе.

Ребята! А с чем ходят в гости? (С подарком.) Давайте и мы с вами подготовим подарки для Старичка-Лесовичка: выучим стихи и подберём приметы об осени.

2. Правила поведения в природе.

Учитель. Сначала нам необходимо вспомнить, как надо вести себя в лесу.

Дети отвечают.

  • Не кричать.
  • Не сорить.
  • Не разорять птичьих гнёзд.
  • Не ломать ветки деревьев и кустарников.
  • Не рвать цветы для букетов.
  • Не ловить насекомых и птиц.
  • Не уносить животных домой.

3. Основная часть.

Наблюдение за растениями.

Учитель. Посмотрите на лес. Как изменился вид леса по сравнению с летом? Дети отвечают.

Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках? Дети отвечают.

Давайте поиграем в игру «Дерево, кустарник, травянистое растение». Я буду называть растение, а вы, если это дерево, должны встать на носочки, поднять высоко руки и помахать ими; если это кустарник – попрыгать; если травянистое растение – присесть.

Учитель называет растения: берёза, крыжовник, крапива, малина, липа, васильки, лопух, дуб, шиповник, сирень, сосна, колокольчики, орешник. Дети отвечают.

Как изменилась окраска деревьев и кустарников? Дети отвечают.

Какого цвета осенние листья? Дети отвечают.

Какие ещё изменения происходят с деревьями и кустарниками? Дети отвечают.

А с каких растений листья не опадают? Дети отвечают.

Обратите внимание на то, как падают листья: одни - тихо и плавно, другие – кружась, третьи – порывисто. Как называют это явление? Дети отвечают. (Листопад.)

Как вы думаете, зачем деревьям необходимо сбрасывать листву? Дети отвечают.

Если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Все ненужные для себя вещества дерево предусмотрительно выводит в листву и с листопадом окончательно избавляется от них.

Ребята, давайте устроим свой листопад. (Дети подбрасывают листья вверх и наблюдают за их полётом.)

Наблюдение за животными.

Учитель. Ребята! Каких птиц вы видели летом? Дети отвечают. Почему их не видно сейчас? Дети отвечают.

Как вы думаете, почему птицы улетают от нас осенью? Дети отвечают.

Листья, трава являются домом для насекомых, которые являются кормом для птиц. С наступлением осени насекомые исчезают, прячутся в землю, в стволы деревьев, щели, некоторые на зиму засыпают, некоторые отмирают.

Осенью можно увидеть, как звери готовятся к зиме. Дети отвечают.

Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупло орехи и жёлуди. А вот барсуку и медведю не нужно делать запасы. За осень они отъедаются и ложатся спать в своих норках до весны. Не встретишь осенью и ёжика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул непробудным сном.

4. Экологическая стоянка.

Учитель. А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

4. Подведение итогов.

Учитель. Что нового вы узнали на экскурсии? Дети отвечают.

Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно? Дети отвечают.

Давайте поблагодарим Лесовичка и прочитаем ему стихи об осени. Дети отвечают.

Учитель. На экскурсии мы с вами выяснили, что с приходом осени наступило похолодание, листья на деревьях и кустарниках изменили окраску, стали опадать. Но ещё имеются цветущие растения. Осень – пора созревания плодов и семян. Появляются осенние грибы. Меньше стало птиц, многие улетели на юг. Исчезли насекомые. Звери тоже готовятся к зиме. Все по-разному. В заключении мне хочется сказать об охране лесов. Каждую минуту на Земле люди вырубают примерно 20 га леса. Может случиться так, что в недалёком будущем на Земле совсем не останется лесов. Поэтому давайте будем охранять леса.

По окончании экскурсии планируется выполнение учащимися рисунков. Выставка рисунков.

Экскурсия 2.

"Красавица - Зима".

Цели и задачи:

  • учить детей видеть красоту родной природы в разные времена года  и беречь её.
  • развивать наблюдательность;
  • умение делать выводы, обобщения.
  • прививать любовь к своей Родине.
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Структура экскурсии:

  1. Сообщение темы и цели экскурсии.
  2. Беседа о ТБ во время экскурсии.
  3. Основная часть.
  4. Подведение итогов

Ход экскурсии:

1. Постановка цели перед учащимися.

Учитель.

2. Правила поведения в природе.

Учитель. Сначала нам необходимо вспомнить, как надо вести себя в лесу.

Дети отвечают.

  • Не кричать.
  • Не сорить.
  • Не разорять птичьих гнёзд.
  • Не ломать ветки деревьев и кустарников.
  • Не рвать цветы для букетов.
  • Не ловить насекомых и птиц.
  • Не уносить животных домой.

3. Основная часть.

Ход экскурсии:

Учитель. Здравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам
Песни Севера петь 
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай. 
И.Никитин

Многие поэты, художники любили зиму и в произведениях отображали ее красоту. Кто знает стихотворения о зиме? Дети отвечают.

Наблюдения за деревьями. Игра «Угадай дерево».

Учитель называет дерево (ель, сосна, берёза, осина, липа) – дети бегут к этому дереву.

Наблюдение за природой.

Учитель. Зима у нас устанавливается не сразу, ранние морозы часто перемежаются оттепелями. Чаще всего зима начинается по-настоящему в декабре и продолжается 110-120 дней.
Зима бывает с частыми оттепелями и снегопадами. Зимой ветры особенно сильны, часто бывают сильные метели. Больше всего метелей бывает в январе-феврале. Вот какую песенку об этом явлении природы сложили в народе.

Зашумела, разгулялась в поле непогода,
Принакрылась белым снегом гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась, не осталось следа.
Поднялась метель и вьюга, и не видно света. 
(Народная песня)

Январь – самый холодный зимний месяц. В основном морозы стоят умеренные, так что наши зимы благоприятны для здоровья человека. Но в отдельные дни января температура падает до – 30-400. Много солнца, снега. Укрытые сугробами поля, сверкающие инеем леса зовут к себе. Хорошо промчаться на лыжах по крутому склону! А когда застынет лед, в ход идут коньки, санки – все, на чем только можно кататься. Зимой снег прикрывает от морозов озимые посевы. Чем больше снега на полях, тем больше влаги. Существует такая примета – «Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий». 
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_53c79415e0166/tsikl-ekskursii-v-prirodu_1.jpeg

Наблюдения за снежинками.

Зимние праздники.

Учитель. Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? Дети отвечают.

Декабрь – «Зимние Святки».
Январь – «Рождество Христово».
Февраль – март – «Масленица».

Птицы зимой.

Учитель. Посмотрите, какие птички сидят на ветках? Дети отвечают.

Как им приходится зимовать? Дети отвечают.

Как птице перезимовать?             
Известно, что у птах                      
Нет ни халатов ватных,                 
ни байковых рубах.                        
У многих даже нет гнезда:            
Они в грозу, и в град,                           
На ветках сидя спят.                       

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И если долго снег идет,

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго. К. Мухаммади

Развешивание кормушек, сделанных на уроках технологии из бросового материала.

Экологическая стоянка.

Учитель. А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

4. Подведение итогов.

Учитель. Что нового вы узнали на экскурсии? Дети отвечают.

Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно? Дети отвечают.

Давайте поблагодарим Лесовичка и прочитаем ему стихи об осени. Дети отвечают.

По окончании экскурсии планируется выполнение учащимися рисунков. Выставка рисунков.

Экскурсия 3.

"Встречаем весну!"

Цели и задачи:

  • учить детей видеть красоту родной природы в разные времена года  и беречь её.
  • развивать наблюдательность;
  • умение делать выводы, обобщения.
  • прививать любовь к своей Родине.
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Структура экскурсии:

  1. Сообщение темы и цели экскурсии.
  2. Беседа о ТБ во время экскурсии.
  3. Основная часть.
  4. Подведение итогов.

Ход экскурсии:

1. Постановка цели перед учащимися.

Учитель. Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу. Тема нашей экскурсии «Ранняя весна».

2. Правила поведения в природе.

Учитель. Сначала нам необходимо вспомнить, как надо вести себя в лесу.

Дети отвечают.

  • Не кричать.
  • Не сорить.
  • Не разорять птичьих гнёзд.
  • Не ломать ветки деревьев и кустарников.
  • Не рвать цветы для букетов.
  • Не ловить насекомых и птиц.
  • Не уносить животных домой.

3. Основная часть.

Наблюдение за изменениями в неживой природе.

Учитель. Какое сейчас время года?

А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? Перед проведением экскурсии дети учат стихотворения о весне.

Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом.

Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо.

  • Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце? Дети отвечают.
  • Определим цвет неба, облачность. Дети отвечают.
  • Есть ли сегодня ветер? Дети отвечают. Какой он по силе? Дети отвечают.
  • Есть ли сегодня какие-либо осадки? Дети отвечают.
  • Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта? Дети отвечают.
  • Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? Дети отвечают. (Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде снега с дождем или дождя, почва в некоторых местах покрыта снегом, но уже появляются проталины).

Наблюдение за изменениями в жизни растений.

Учитель. А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья.

  • Какого цвета кора? Дети отвечают.
  • Есть ли листья? Дети отвечают.
  • Можем ли мы назвать деревья голыми? Дети отвечают.
  • Почему? Дети отвечают.
  • Что мы можем увидеть в это время года на деревьях? Дети отвечают.
  • Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? Ранней весной на деревьях и кустарниках нет листьев, но можно заметить набухшие почки, а также плоды и семена. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами. Травы не наблюдается.

Наблюдение за изменениями в жизни животных.

Учитель. Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Дети отвечают.

- Чем питается птица, за которой мы наблюдаем? Дети отвечают.

Экологическая стоянка.

Учитель. А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

4. Подведение итогов.

Учитель. Что нового вы узнали на экскурсии? Дети отвечают.

Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно? Дети отвечают.

Карточка

Как изменилась природа весной? Подчеркните правильные ответы.

  • Начался листопад.
  • На деревьях появляются почки.
  • Температура воздуха ниже нуля.
  • Птицы прилетают с юга.
  • Появляются проталины.
  • Растаял снег.
  • Солнце светит чаще.
  • Земля покрылась снегом.
  • Появляется трава.
  • Становится теплее.
  • Птицы улетели на юг.
  • Созревают яблони.
  • Цвет коры деревьев более яркий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"

Экскурсия в посёлок Гузерипль  поможет детям проявить интерес к истории  родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...

Экскурсии по окружающему миру: ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)

Примеры экскурсий по окружающему миру ("ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)) помогут молодым учителм и студентам при подг...

Разработка экскурсии "Көзге экскурсия"

Укучыларны үсемлекләрдәге көзге үзгәрешлр, яфраклардагы көзен төсләр төрлелеген күререгә өйрәтү.Яфраклы һәм ылыслы агачларга аңлатма бирүТуган ягыбызда үсүче агачлар белән танышуУкучыларда ихтибарлылы...

Создание виртуальной экскурсии инструментами сайтостроения на примере обзорной экскурсии по школьному музею

Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подрост...