Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир".
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана для детей 1 (дополнительного) класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opm_1_dop.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий природный мир.
1 (дополнительный) класс.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2);
- Учебный план ГКОУ «Школа № 142» на 2022-2023 учебный год.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование представлений о растительном и животном мире, о взаимодействии человека с природой, что помогает включаться в социальные отношения. Проблема социализации обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе их образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические особенности каждого обучающегося - важная составляющая обучения предмету «Окружающий природный мир».
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание).
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта учебный предмет «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
На его изучение в 1 (дополнительном) классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Планируемые результаты освоения Программы.
Личностные результаты:
- осознание себя учеником, заинтересованным посещением школы, обучением, занятиями;
- проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности;
- умение адекватно взаимодействовать с партнером по коммуникации;
- использование доступных средств коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- проявление интереса к объектам и явлениям неживой природы;
- умение распознавать и различать объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река) с помощью педагога;
- умение распознавать и различать времена года;
- узнавание (называние) солнца на картинках, пиктограммах, в природе;
- узнавание (различение) земли и неба на картинке, пиктограмме, в природе;
- узнавание (различение) суши и водоема на картинке, пиктограмме, в природе;
- узнавание (различение) леса на картинке, пиктограмме, в природе;
- узнавание (различение) воды на картинке, пиктограмме, в природе;
- узнавание (различение) огня на картинке, пиктограмме, в природе.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- проявление интереса к объектам живой природы:
- соблюдение правил безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.) с помощью педагога.
Растительный мир:
- узнавание (показывание/называние) дерева, цветка на картинках, пиктограммах;
- знание элементарных правил бережного обращения с растениями;
- узнавание (показывание/называние) отдельных овощей, фруктов, ягод на картинках, пиктограммах;
- узнавание (показывание/называние) грибов на картинках, на пиктограммах.
Животный мир:
- узнавание (показывание/называние) животных и птиц на картинках, пиктограммах;
- узнавание (показывание/называние) рыб на картинках, пиктограммах;
- узнавание (показывание/называние) отдельных насекомых на картинках, пиктограммах;
Элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели;
- умение распознавать течение времени: смену событий дня.;
- узнавание (различение) картинок с контрастными временами года (зима – лето), частями суток (день – ночь) по наиболее характерным признакам;
- умение ориентироваться в деятельности по таймеру, песочным часам;
- понимание (показывание/называние) значения слов «сейчас», «потом», «сегодня» и «завтра».
Труд в природе. Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой:
- умение собирать, сортировать природный материал, знакомиться с его свойствами;
- умение по образцу, инструкции, сопряженно выполнить игрушку из природного материала с помощью педагога.
Достаточный уровень:
- проявление интереса к объектам и явлениям неживой природы;
- умение распознавать и различать объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы);
- умение распознавать и различать времена года, характерные признаки времен года, погодных изменений;
- узнавание (называние) солнца на картинках, пиктограммах, в природе;
- узнавание (различение) земли и неба на картинке, пиктограмме, в природе;
- узнавание (различение) суши и водоема на картинке, пиктограмме, в природе;
- узнавание (различение) леса на картинке, пиктограмме, в природе;
- узнавание (различение) воды на картинке, пиктограмме, в природе;
- узнавание (различение) огня на картинке, пиктограмме, в природе.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- проявление интереса к объектам живой природы:
- соблюдение правил безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Растительный мир:
- узнавание (показывание/называние) дерева, цветка на картинках, пиктограммах;
- знание (показывание/называние) частей дерева с опорой на наглядность;
- знание (показывание/называние) отдельных частей цветка;
- знание элементарных правил бережного обращения с растениями;
- узнавание (показывание/называние) отдельных овощей, фруктов, ягод на картинках, пиктограммах;
- узнавание (показывание/называние) грибов на картинках, на пиктограммах.
Животный мир:
- узнавание (показывание/называние) животных и птиц на картинках, пиктограммах;
- знание (показывание/называние) основных частей тела птиц и животных с опорой на наглядность;
- узнавание (показывание/называние) рыб на картинках, пиктограммах;
- знание (показывание/называние) основных частей тела рыб с опорой на наглядность;
- узнавание (показывание/называние) отдельных насекомых на картинках, пиктограммах;
- знание (показывание/называние) основных частей тела насекомых с опорой на наглядность.
Элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;
- умение распознавать течение времени: смену событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.;
- узнавание (различение) картинок с контрастными временами года (зима – лето), частями суток (день – ночь) по наиболее характерным признакам;
- умение ориентироваться в деятельности по таймеру, песочным часам;
- узнавание (различение) отдельных явлений природы;
- понимание (показывание/называние) значения слов «сейчас», «потом», «сегодня» и «завтра».
Труд в природе. Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой:
- умение собирать, сортировать природный материал, знакомиться с его свойствами;
- умение по образцу, инструкции, сопряженно выполнить игрушку из природного материала;
- выполнение поделок из природного материала с помощью педагога.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- умение передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Содержание.
Растительный мир.
Узнавание растений (дерево, куст, трава). Узнавание частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок).
Значение частей растения. Узнавание деревьев (береза, дуб, клен).
Строение дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание лиственных и хвойных деревьев. Узнавание кустарников (шиповник, крыжовник, смородина). Узнавание лесных и садовых кустарников.
Узнавание фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.
Узнавание овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Узнавание ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей ягод. Различение лесных и садовых ягод.
Узнавание грибов (белый гриб, мухомор, лисичка, подосиновик, поганка) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов.
Животный мир.
Строение животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, копыта, рога). Узнавание домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Питание домашних животных. Способы передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Значение домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.).
Узнавание детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Питание диких животных. Способы передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Узнавание детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок).
Строение птицы. Узнавание домашних птиц (курица, петух, утка, гусь). Особенности внешнего вида птиц. Питание птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Узнавание детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок).
Узнавание зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).
Узнавание перелетных птиц (аист, ласточка). Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Узнавание водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь).
Строение рыбы (голова, туловище, хвост, плавники).
Строение насекомого. Узнавание насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Способы передвижения насекомых.
Узнавание животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Особенности ухода (питание, содержание).
Временные представления.
Узнавание частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенным видами деятельности.
Узнавание времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Изменения, происходящие в жизни человека в разное время года. Изменения, происходящие в жизни животных в разное время года. Изменения, происходящие в жизни растений в разное время года.
Явление природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временами года.
Объекты неживой природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе.
Узнавание Луны. Различение земли, неба. Узнавание леса. Различение растений (животных) леса.
Соблюдение правил поведения в лесу.
Узнавание воды. Значение воды в природе и в жизни человека. Узнавание реки. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Соблюдение правил поведения на озере (пруду).
Узнавание огня. Значение огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по окружающему природному мирудля детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
Рабочая программа по окружающему природному миру 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по окружающему природному миру, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по курсу Окружающий природный мир 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образовани
Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природн...