Адаптированной рабочей программы по предмету «Мир природы и человека»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Адаптированной рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_4_kl_mir_prirody.docx48.06 КБ

Предварительный просмотр:

Структура адаптированной рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка;
  2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане;
  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
  5. Содержание учебного предмета;
  6. Тематическое планирование;
  7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

1.Пояснительная записка

       Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Мир природы и человека» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  3. Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  4. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Приказ № 1026 от 24.11.2022 г.
  5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи»;
  6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»‚ утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» (зарегистрирован 24.03.2022 № 67884).
  7. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
  8. Учебным планом ________________ на 2023-2024 учебный год;
  9. Годовым календарным учебным графиком ________________ на 2023 - 2024 учебный год.

Основной целью курса «Мир природы и человека» является:

-  углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

- формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи:

-  формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

- формирование четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обусловливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека;

- закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека; изучение доступных обучающимся сведений о почве, ее свойствах и значении в жизни живой природы;

-  воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения;

-  сформировать знания учащихся о природе своего края.

2.Общая характеристика учебного предмета

Четвертый год обучения завершает работу по программе «Мир природы и человека». Основными задачами этого года обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

Внимание учителя по-прежнему направлено на развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний о природе, на формирование элементов образного и аналитического мышления, развитие кругозора, обогащение словаря обучающихся, воспитание любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.

Четвертый год обучения завершает и обобщает работу, начатую в 1–3 классах.

 Курс «Мир природы и человека» как предмет по развитию речи обогащает и развивает активный словарный запас. На уроках учащиеся учатся составлять простые предложения, сложные предложения с союзами, описывать под руководством учителя предметы и явления природы.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческих дисциплин, который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов;
  • практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
  • закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
  • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении учебной программы «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Необходимо обратить внимание на сознательное усвоение знаний, для чего максимально активизировать обучающихся во время учебных занятий, побуждать их к поиску ответов на вопросы, решению задач, поставленных учителем. Актуализировать ранее полученные знания и с их помощью учить рассуждать, доказывать свою точку зрения. Учить сравнивать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Уроки должны приносить детям радость, вселять уверенность в своих силах.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Адаптированная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» в соответствии с Учебным планом ___________ в 4 классе (1 вариант)  рассчитана на 33 учебных недели (66 часов, по 2 часа в неделю).

4. Личностные результаты освоения учебного предмета

К личностным результатам освоения АООП относятся:

  • Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • Приобретение обучающимися элементарных практических навыков (опыта) самостоятельной трудовой работы с целью включения в последующую трудовую деятельность, интеграцию в общество;
  • Формирование основ социальных компетенций, моральных норм, опыт социальных и межличностных отношений;
  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;
  • Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
  • Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;
  • Общечеловеческих норм;
  • Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

К предметным результатам освоения АООП относятся:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;
  • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
  • определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.
  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
  • адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

5.Основное содержание предмета.

Тема

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе

17 ч.

2

Неживая природа

9 ч.

3

Живая природа.

35 ч.

4

Безопасное поведение

5 ч.

ИТОГО

66 ч.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

Сезонные изменения

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Неживая природа

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Живая природа

Растения

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2–3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.

Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.

Парк (сквер). Создание человеком парков.

Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. 

Ферма. Разнообразие пород домашних животных.

Птицы .Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образжизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

Насекомые - вредители.

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.

Человек

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Безопасное поведение

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарём для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Календарно-тематическое планирование по учебному курсу

«Мир природы и человека»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата (план)

Дата (факт)

Влияние Солнца на смену времен года.

1

Осень. Признаки осени

1

Растения  осенью

1

Животные осенью

1

Труд  людей осенью.

1

Зима. Признаки зимы.

1

Растения зимой

1

Животные зимой

1

Труд  людей зимой.

1

Весна. Признаки весны.

1

Растения весной.

1

Животные весной.

1

Труд  людей весной.

1

Лето. Признаки лета.

1

Растения летом.

1

Животные летом.

1

Труд  людей летом.

1

Почва

1

Состав почвы

1

Обработка почвы

1

Правила обращения с садовым инструментом

1

Песок

1

Глина

1

Рельеф. Горы, холмы

1

Равнины

1

Овраги

1

Растения. Огород

1

Огород

1

Лес.

1

Как ориентироваться в лесу?

1

Сад

1

Растения культурные и дикорастущие

1

Лекарственные растения

1

Красная книга

1

Парки

1

Растения полей. Поле в разное время года

1

Что мы узнали о растениях

1

Домашние животные

1

Лошадь

1

Корова

1

Свинья, овца

1

Правила ухода за домашними животными.

1

Птицы

1

Польза и вред птиц

1

Водоплавающие птицы

1

Дикие птицы

1

Домашние птицы

1

Дикие и домашние птицы – сходство и различия

1

Насекомые

1

Пчелы

1

Что мы узнали о животных

1

Человек. Мозг человека

1

Профилактика травм головного мозга

1

Режим дня.

1

Часы

1

Профилактика переутомления

1

Загрязнение воздуха

1

Загрязнение воды

1

Загрязнения почвы

1

Заповедники

1

Зоопарк

1

Правила поведения дома.

1

Правила поведения в школе.

1

ПДД. Пешеходный переход

1

Транспорт. Мы – пассажиры

1

Повторение пройденного. Итоговый урок.

1

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Основной учебник:

 Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.

Ч. 1/ Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова.  – 4-е изд. – М. : «Просвещение», 2021 г.- 64 с.

Ч. 2/ Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова.  – 4-е изд. – М. : «Просвещение», 2021 г.- 80 с.

Дидактические и методические пособия для учителя:

  1. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2020. – 222 с.

В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:

Средства обучения: наглядные пособия:

– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);

– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);

– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– модель торса человека с внутренними органами;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "2 класс дя детей с РАС...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для учащихся 4 класса.

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" адресована для учащегося надомного обучения.Планирование составлено на основе Примерной адаптированной основной общ...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 – 4 класса (ФГОС)

Настоящая   рабочая программа   по предмету «Мир природы и человека»  для  2 – 4 класса по    адаптированной образовательной программе  ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» начальное общее образование (для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1) класс 3-4

Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихс...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для детей с умственной отсталостью...