Адаптированной рабочей программы по предмету «Мир природы и человека»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Адаптированной рабочей программы по предмету «Мир природы и человека»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_4_kl_mir_prirody.docx | 48.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура адаптированной рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает следующие разделы:
- Пояснительная записка;
- Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
- Описание места учебного предмета в учебном плане;
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
- Содержание учебного предмета;
- Тематическое планирование;
- Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Мир природы и человека» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. Приказ № 1026 от 24.11.2022 г.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)»‚ утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» (зарегистрирован 24.03.2022 № 67884).
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
- Учебным планом ________________ на 2023-2024 учебный год;
- Годовым календарным учебным графиком ________________ на 2023 - 2024 учебный год.
Основной целью курса «Мир природы и человека» является:
- углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
- формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи:
- формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
- формирование четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обусловливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека;
- закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека; изучение доступных обучающимся сведений о почве, ее свойствах и значении в жизни живой природы;
- воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения;
- сформировать знания учащихся о природе своего края.
2.Общая характеристика учебного предмета
Четвертый год обучения завершает работу по программе «Мир природы и человека». Основными задачами этого года обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний.
Внимание учителя по-прежнему направлено на развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний о природе, на формирование элементов образного и аналитического мышления, развитие кругозора, обогащение словаря обучающихся, воспитание любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.
Четвертый год обучения завершает и обобщает работу, начатую в 1–3 классах.
Курс «Мир природы и человека» как предмет по развитию речи обогащает и развивает активный словарный запас. На уроках учащиеся учатся составлять простые предложения, сложные предложения с союзами, описывать под руководством учителя предметы и явления природы.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческих дисциплин, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении учебной программы «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Необходимо обратить внимание на сознательное усвоение знаний, для чего максимально активизировать обучающихся во время учебных занятий, побуждать их к поиску ответов на вопросы, решению задач, поставленных учителем. Актуализировать ранее полученные знания и с их помощью учить рассуждать, доказывать свою точку зрения. Учить сравнивать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Уроки должны приносить детям радость, вселять уверенность в своих силах.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» в соответствии с Учебным планом ___________ в 4 классе (1 вариант) рассчитана на 33 учебных недели (66 часов, по 2 часа в неделю).
4. Личностные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- Приобретение обучающимися элементарных практических навыков (опыта) самостоятельной трудовой работы с целью включения в последующую трудовую деятельность, интеграцию в общество;
- Формирование основ социальных компетенций, моральных норм, опыт социальных и межличностных отношений;
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;
- Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
- Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;
- Общечеловеческих норм;
- Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
К предметным результатам освоения АООП относятся:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
- адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
5.Основное содержание предмета.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Сезонные изменения в природе | 17 ч. |
2 | Неживая природа | 9 ч. |
3 | Живая природа. | 35 ч. |
4 | Безопасное поведение | 5 ч. |
ИТОГО | 66 ч. |
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Сезонные изменения
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2–3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними.
Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы .Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образжизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые - вредители.
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарём для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу
«Мир природы и человека»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) |
Влияние Солнца на смену времен года. | 1 | |||
Осень. Признаки осени | 1 | |||
Растения осенью | 1 | |||
Животные осенью | 1 | |||
Труд людей осенью. | 1 | |||
Зима. Признаки зимы. | 1 | |||
Растения зимой | 1 | |||
Животные зимой | 1 | |||
Труд людей зимой. | 1 | |||
Весна. Признаки весны. | 1 | |||
Растения весной. | 1 | |||
Животные весной. | 1 | |||
Труд людей весной. | 1 | |||
Лето. Признаки лета. | 1 | |||
Растения летом. | 1 | |||
Животные летом. | 1 | |||
Труд людей летом. | 1 | |||
Почва | 1 | |||
Состав почвы | 1 | |||
Обработка почвы | 1 | |||
Правила обращения с садовым инструментом | 1 | |||
Песок | 1 | |||
Глина | 1 | |||
Рельеф. Горы, холмы | 1 | |||
Равнины | 1 | |||
Овраги | 1 | |||
Растения. Огород | 1 | |||
Огород | 1 | |||
Лес. | 1 | |||
Как ориентироваться в лесу? | 1 | |||
Сад | 1 | |||
Растения культурные и дикорастущие | 1 | |||
Лекарственные растения | 1 | |||
Красная книга | 1 | |||
Парки | 1 | |||
Растения полей. Поле в разное время года | 1 | |||
Что мы узнали о растениях | 1 | |||
Домашние животные | 1 | |||
Лошадь | 1 | |||
Корова | 1 | |||
Свинья, овца | 1 | |||
Правила ухода за домашними животными. | 1 | |||
Птицы | 1 | |||
Польза и вред птиц | 1 | |||
Водоплавающие птицы | 1 | |||
Дикие птицы | 1 | |||
Домашние птицы | 1 | |||
Дикие и домашние птицы – сходство и различия | 1 | |||
Насекомые | 1 | |||
Пчелы | 1 | |||
Что мы узнали о животных | 1 | |||
Человек. Мозг человека | 1 | |||
Профилактика травм головного мозга | 1 | |||
Режим дня. | 1 | |||
Часы | 1 | |||
Профилактика переутомления | 1 | |||
Загрязнение воздуха | 1 | |||
Загрязнение воды | 1 | |||
Загрязнения почвы | 1 | |||
Заповедники | 1 | |||
Зоопарк | 1 | |||
Правила поведения дома. | 1 | |||
Правила поведения в школе. | 1 | |||
ПДД. Пешеходный переход | 1 | |||
Транспорт. Мы – пассажиры | 1 | |||
Повторение пройденного. Итоговый урок. | 1 |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Основной учебник:
Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.
Ч. 1/ Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова. – 4-е изд. – М. : «Просвещение», 2021 г.- 64 с.
Ч. 2/ Н. Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова. – 4-е изд. – М. : «Просвещение», 2021 г.- 80 с.
Дидактические и методические пособия для учителя:
- Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М. : Просвещение, 2020. – 222 с.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
Средства обучения: наглядные пособия:
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....
Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "
Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека "2 класс дя детей с РАС...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для учащихся 4 класса.
Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" адресована для учащегося надомного обучения.Планирование составлено на основе Примерной адаптированной основной общ...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 – 4 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 – 4 класса по адаптированной образовательной программе ...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» начальное общее образование (для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1) класс 3-4
Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихс...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для детей с умственной отсталостью...