Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_mir_prirody_i_cheloveka_1_klass_fgos_ovz.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
"Мир природы и человека"
/предметная область "Естествознание"/
1 класс
2017 – 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Базисный учебный план специальных коррекционных учреждений РФ, утверждённый приказом Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-П
- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком)
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Коммуникативные результаты:
- умением вступать в контакт и работать в группах
- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями
- умение обращаться за помощью и принимать помощь
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные результаты:
- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя)
- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения)
- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время
- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя
- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя)
- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные результаты:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности
- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу)
- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале
- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения
- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей
- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм
Достаточный уровень:
- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы
- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях
- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам
- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями
Учебно - тематический план
№ | Разделы программы | Кол-во часов |
1 | Сезонные изменения | 18 |
2 | Неживая природа | 8 |
3 | Живая природа | 40 |
Итого | 66 |
Содержание учебной программы
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».
Неживая природа (8 ч)
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе (18ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха[1].
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа (40 ч)
Растения (11 ч)
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные(11 ч)
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение(18 ч)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 2 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 2 класс ФГОС ОВЗ....
Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 – 4 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 2 – 4 класса по адаптированной образовательной программе ...