Разработка урока окружающего мира " Русь расправляет крылья"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Самолюк Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ « Излучинская ОНШ»
Урок окружающего мира 4 класс
УМК «Школа России»
Тема: «Русь расправляет крылья»
Цель урока: формирование представлений учащихся о возрождении Руси, подвигов защитников Руси, о Москве времен Ивана III, сравнение её со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.
Формируемые УУД:
познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;
коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
личностные – осознавать свое единство с окружающим миром.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, тетради на печатной основе «Тесты», толковый словарь, презентация.
Ход урока.
I. Орг.начало урока
II. Проверка домашнего задания.
1) Блиц-турнир ( слайд №1)
- Кто такие монголо-татары. (Степные кочевники-монголы)
- Как называлось государство монголов? (Золотая Орда)
- Кто возглавлял войско завоевателей. (Хан Батый)
- Когда захватчики вторглись на Русь. (В 13 веке) (В конце 1237 года)
- Какой город первым оказался на их пути? (Рязань)
- Кто такой хан? (Правитель Золотой Орды)
- Какой город монголы прозвали злым городом? (Козельск)
- Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя? (Не было сплочения, согласия между русскими князьями)
- Какая новая угроза нависла над Русью? (Нашествие шведов)
- За что Новгородский князь Александр получил своё прозвище Невский? (за победу на реке Неве в Невской битве в 1240 году со шведами)
- Где произошло Ледовое побоище? ( на Чудском озере)
- Когда состоялась битва на Чудском озере? (5 апреля 1242 года)
- С кем воевали наши воины (с немецкими рыцарями – крестоносцами)
- Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев (Клин).
III. Мотивация учебной деятельности.
- Закройте глаза, представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.
IV. Целеполагание.
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока? ( Слайд №2)
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
-О чём вы бы хотели узнать?
(Узнать о возрождении Руси
Узнать, что произошло с Русью после отпора врагу.
Узнать о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.)
V. Работа над новым материалом
- Работа с картой. (Учебник, слайд№3))
- Ребята, давайте посмотрим на карту Северо – Восточной Руси. - Найдём города: Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов
- Как вы думаете, почему именно эти города я назвала?
- Да, действительно эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.
- Работа по учебнику
Стр. 65-66
Вопросы для обсуждения:
1.Какие искусные мастера трудились в городах Северо - Восточной Руси?
2. Как вели себя Князья Северо-Восточной Руси? Что они строили в своих городах?
3.Какой монастырь возник около города Радонежа?
4.Кто основал Троицкий монастырь?
3. Рассказ о Сергие Радонежском
Слайд №
-Послушайте одну историю. Было это давно. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Мальчика звали Варфоломей. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть…
А что было дальше нам расскажет… Конев Алексей
И вдруг Варфоломей увидел старца – Монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту.
Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.
Один за другим стали приходить к нему ученики. Всего собралось 12 иноков. И жили они в трудах и молитвах одной дружной братией. Пригревали больных, помогали неимущим, кормили голодных и нищих, проявляя заботу о всяком нуждающемся.
В 1330 – 1340 годах недалеко от города Радонежа Сергий основал Троицкий монастырь.
Сергий Радонежский дожил до глубокой старости и скончался, когда ему было 70 лет. По преданию, не в силах примириться с тем, что зло на Земле неодолимо, он будто бы дал обет молчания, поклявшись не нарушать его, пока в мире не будут искоренены пороки, несправедливость и всё то, что отравляет жизнь человеку. Последние годы он провёл безмолвствуя. Так и не произнеся ни единого слова, встретил смерть.
Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиева, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.
4. Иван Калита
А сейчас мы попробуем определить кто явился основателем Московского княжества, которое становится политическим центром, центром борьбы с монголо - татарским игом. За счет кого за 3 года территория Московского княжества увеличилась вдвое. Вся Москва - река оказывается в пределах княжества. Это младший сын Александра Невского, Даниил Александрович. А как его величали, узнаем, прочитав ключевое слово в кроссворде.
5. Работа в паре Кроссворд
1. Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский. 2. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. 3. Название государства монголов. 4. Способ боевого построения рыцарей- крестоносцев. 5. Синоним слова «бой». 6. Река, на которой 15 июля 1240 г. были разбиты шведы.
Слайд № (Салима, Алена, Соня)
Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городов. Но со временем крохотное княжество стало самым большим и сильным среди русских земель.
-Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег.
Московский князь Иван Калита заботился о порядке в своём княжестве. Центр княжества – Москва – при нём богатела и росла. В Москву переселялись купцы, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. Москвичи успешно торговали. На пристанях у Москвы-реки стояло множество кораблей с товаром.
Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами вместо прежнего бревенчатого забора. Именно в ту пору крепость стала именоваться Кремлём. Возле Кремля образовалось торжище – место торговли.
При Иване Даниловиче не сидели без дела строители. По Москве-реке в город шли плоты и суда с белым камнем. Его добывали недалеко от Москвы. Искусные каменщики возвели на Боровицком холме первые белокаменные соборы.
Иван сумел войти в доверие к хану Золотой Орды. Московскому князю разрешили самому собирать дань для Орды. Кто знает, сколько денег из собранного осталось в руках бережливого князя?! Эти накопления пригодились ему – немало прикупил он новых земель, неуклонно расширяя свои владения.
Был князь бережлив, но не скупился, когда нужно было помочь обездоленным.На поясе он всегда носил кошель с деньгами ( по-древнерусски «калита»), из которого подавал нищим.
В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти.
Восемь золотых пластин, покрытых тончайшими узорами и драгоценными рубинами и изумрудами, украшают шапку. Она увенчана крестом.
Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале 12 века киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху.
Теперь она хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
VI. Закрепление полученных знаний ( фильм)
2. Ответы на вопросы (слайд)
- В каком княжестве правил Иван Калита? /Московское княжество/
- Почему его так прозвали?
- Почему при Иване Калите много людей переселяются в Москву? (Далеко от татаро- монгол, люди приезжали на ярмарку и оставались здесь жить)
-Какой город стал центром возрождения Руси
- Почему он запомнился русскому народу? Чем? –
Каких исторических личностей узнали на уроке?
- Работа в группе « Найди пару»
- Работа в рабочей тетради.
Слайд № рефлексия
VII. Итоги урока. Рефлексия
VIII. Домашнее задание:
Стр. 65-69, т. 22-23
Задание: найдите пару и соедините стрелкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему: "Русь расправляет крылья"
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова на тему: "Русь расправляет крылья" (УМК "Школа России"). Презентация разделена на 2 части. Перед демонстрацией необходимо соед...
Урок окружающего мира "Русь расправляет крылья " с презентацией
Урок окружающего мира "Русь расправляет крылья " с презентацией поможет сформировать представление учащихся о возрождении Руси, развивать умение работать с картой; воспитывает интерес к истории. В пре...
Конспект урока на тему"Русь расправляет крылья" (УМК"ПНШ"4 класс)
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о Руси, посредством изучения данной темы.Задачи урока:· сформировать представление учащи...
Окружающий мир. Конспект урока по теме "Русь расправляет крылья". 4 класс.
Тип урока: "открытие" новых знаний и способов действия. К материалам рекомендую взять видеофрагмент из исторического фильма про Ивана Калиту....
Конспект урока по окружающему миру "Русь расправляет крылья"
Материал создает благоприятные условия для усвоения знаний об Иване Калите и о его деятельности, организует деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о...
Конспект урока окружающего мира "Русь расправляет крылья"
Конспект урока окружающего мира для 4 класса по УМК "Школа России" (автор А.А. Плешаков) на тему "Русь расправляет крылья"Конспект разработан по новому стандарту ФГОС НОО, с ...