Окружающий мир. Конспект урока по теме "Русь расправляет крылья". 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: "открытие" новых знаний и способов действия. К материалам рекомендую взять видеофрагмент из исторического фильма про Ивана Калиту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_raspravlyaet_krylya.pptx | 2.67 МБ |
okr.m._4_v._12.02.2020.docx | 84.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Калита - это кожаный мешочек для хранения денег, который прикрепляли к ремню. Современное слово — кошелёк.
Какие города были более безопасными для жизни и почему? Какие ремесла возрождались на Р уси в 13 веке? Какой монастырь основан около города Р адонежа? Кто его основал?
Сергий Радонежский
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
« Даяше нищим столка вымётся »
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по окружающему миру
МАОУ СОШ №3
Класс: 4 «В»
Учитель: Тихонова М.Н. _______
Методист: Юртаева Н.В. _______
Студент: Шульгина К.И.
Дата: 12.02.2020
Тема: Русь расправляет крылья
Тип: открытие новых знаний и способов действий.
Педагогическая цель: создание условий для формирования у обучающихся представления о возрождении Руси.
Планируемые результаты:
Предметные: изучение материала о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству; умение работать с картой.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; извлекать нужную информацию из прочитанного текста.
Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения; вести диалог с учителем и одноклассниками.
Регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить.
Личностные: формирование готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя; воспитание чувства гордости за свою страну.
Межпредметные связи: музыка, история.
Основные понятия: калита, Иван Калита, Сергий Радонежский
Ресурсы: для учителя: учебник Окружающего мира 4 класс (2 часть, «Школа России»), ИКТ, презентация, рабочая тетрадь, аудиозапись, видеозапись, изображение Москвы в виде пазла.
для обучающихся: учебник Окружающего мира 4 класс, тетрадь с тестами, рабочая тетрадь, карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы.
г.Черепаново
Технологическая карта урока
Структурные компоненты урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы и методы | УУД |
1. Организация класса | -Проверьте свою готовность к уроку: на партах должны лежать пенал, учебник и тетрадь с тестами. -Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Ивановна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. | Проверяют свою готовность к уроку Приветствуют учителя | Ф:Фронт. | Р. |
2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания. | -Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, предлагаю вам освежить в памяти знания по предыдущим темам. 1. «Блиц опрос» • В каком году монголы напали на Русь? • Кто такой хан? • Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя? • Какая новая угроза нависла над Русью? • Когда состоялась битва на Неве? • Кто возглавил русскую дружину? • Как прозвали князя Александра после победы над шведами? • Когда состоялась битва на Чудском озере? 2. Тест в тетради на с.56. -Передайте свои тетради с последней парты на первую для проверки. | В конце 1237 года Титул государей татарского происхождения у восточных народов Потому русские князья не смогли объединиться Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев В июле 1240 года Князь Александр Ярославович Александр Невский 5 апреля 1242 года Выполняют тест на с.56 в тетради | Ф:Фронт. М:Словесный Ф.: Индивид. М: Письменный | Р.,П.,К. Р.,П. |
3. Целеполагание и мотивация. | 1.Целеполагание и мотивация (музыка на фоне) -Закройте глаза, представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое, голубое небо навстречу светлому будущему. -Попробуйте сформулировать тему нашего урока? -Какую цель вы поставите перед собой на уроке? -О чём вы бы хотели узнать? Обобщение: -Тяжёлое испытания обрушились на Русь в 13 веке. Но они не сломили русских людей. Тема нашего урока – «Русь расправляет крылья ». 2. Кроссворд -Чтобы узнать как звали того Князя, нужно отгадать кроссворд. -Разделитесь на группы по 4 человека. Проверка: | Прослушивают вступление учителя «Русь расправляет крылья» Предположения обучающихся Мотивация к деятельности Разгадывают кроссворд КАЛИТА | Ф:Фронт. М:Словесный Ф:Групповая М: Письменный +словесный | П.,К. П.,Р.,К. П. П.,К.,Р. |
4. Открытие новых знаний и способов действий | 1. Словарная работа - В современном мире мы боимся несчастья. Но несчастья, обрушившиеся на Русь в 13 веке, не сломили Русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново. Отстраивались города, возрождались ремёсла, крестьяне обрабатывали земли. К этому времени на Руси была обнаружена странная закономерность - жители южной территории старались переселиться севернее, где и климат был суровее и полей меньше. 2. Работа с картой -Откройте на с.61.карту и найдите на ней Северо-Восточную Русь. Найдите её города. 3. Работа с учебником. -Посмотрите на слайд. Прочитайте вопросы. -Какие города были более безопасными для жизни и почему? — Какие ремесла возрождались на Руси в 13 веке? — Какой монастырь основан около города Радонежа? — Кто его основал? -Вы можете сейчас ответить на них? Чтобы на них получить ответы, нужно прочитать текст в учебнике. Открываем с.65. Чтение начинаем со 2 абзаца. Следят все, я могу спросить любого, чтобы тот продолжил чтение. Ответы на вопросы можете помечать карандашом на полях. Проверка: -Где раньше вы могли слышать про Сергия Радонежского? -Что можете рассказать о нём? Что-то помните из его жизни? (слайд с фото)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 4. Иван Калита (слайд с фото) (КАРТОЧКИ С ВОПРОСАМИ) 1. Кто правил в Москве в те времена? 2. Почему его прозвали Калитой? 3. Что происходило с Москвой при его правлении? 4. Как это удавалось Ивану Калите? 5. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? 6. Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена? 7. Чем прославился в истории Иван Калита? 8. -Почему из всех братьев именно Иван Данилович стал князем? -Слушайте внимательно мой рассказ. Вопросы на карточках. Помечайте, если услышали ответ на вопрос. РАССКАЗ О КНЯЗЕ Просмотр фильма Проверка по карточкам | Высказывают свои предположения Работа с картой Москва, Тверь, Ярославль Чтение вопросов Москва, Владимир,Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль-эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды. В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи. Троицкий. Сергий. Чтение текста в учебнике Когда читали произведение «Житие Сергия Радонежского» Повторяют движения за учителем Работа с вопросами по карточкам Иван Данилович. Потому что на поясе носил кошелёк Москва богатела и росла. Он сумел войти в доверие к хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей Русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне Шапку Мономаха. Московское Он начал объединение вокруг Москвы русских земель. Т.к. кто-то из братьев погиб, кто-то скончался. Слушают рассказ учителя+работа по карточкам Зачитывают ответы на вопросы | Ф.:Фронт. Ф.Индивид. М:Наглядный +частично-поисковый Ф:Фронт. Ф:Фронт. М:Словесный Ф:Фронт. М:Словесный М:Наглядный + Ф:Фронт. Ф:Индивид.
Ф:Фронт. Ф:Фронт. М:Словесный | П. П.,Р. П.,Р. П. П.,К. П. Л. П. П.,Р. П.,Р. Р.,К. |
5. Закрепление изученного материала. | 1. Работа в рабочей тетради — Найдите одно неверное утверждение, выполняя задание 1 на с. 22 и работая в парах. Проверка: |
Утверждение 5 неверное | Ф:Парная М:Письменный | П.,Р. |
6. Итоги урока. Рефлексия. | 1. Итоги урока. (ПАЗЛ ФОТО КРЕМЛЯ) Игра «Собери Кремль» - Для того, чтобы нам собрать Кремль тех времён, о которых мы говорили сегодня, нам нужно ответить на вопросы урока. Кто отвечает -тому я даю пазл, вы выходите и вывешиваете на доске пазл. После увидим, каким был Кремль в 13 в. - Какие земли оказались более безопасными для жизни? - Какие города здесь располагались? - Чем занимались князья этих земель? - Какие ремесла возродились в этих городах? - Какой монастырь возник около города Радонежа? - Кто его основал? - Кто правил в Москве в те времена? - Что происходило с Москвой при его правлении? - Как это удалось Ивану Калите? - Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? - Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена? - Чем известен в истории Иван Калита? - Какой город стал центром возрождения Руси? Рефлексия: - Ребята, подумайте, кого из своих одноклассников вы можете похвалить на этом уроке? | Русь расправляет крылья Северо – восточные земли, наиболее отдаленные от Орды. Москва, Тверь, Ярославль. Ставили новые города и крепости. В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Троицкий монастырь. Сергий. Иван Данилович. Москва богатела и росла. Он сумел войти в доверие к Хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне. Шапку Мономаха. Московское княжество. Он начал объединение вокруг Москвы русских земель. Москва Взаимооценка | Ф:Фронт. М:Словесный Ф:Индвид. |
Р. П.,К. Л.,Р. |
Домашнее задание | -Открывайте дневники и записываем домашнее задание. II в- пересказ, с.66-68 | Записывают домашнее задание, слушают инструктаж учителя | Ф:Фронт. М: Словесный, | Р. |
Сергий Радонежский
Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил-бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял — как бы самому в этом лесу не пропасть...
И вдруг Варфоломей увидел старца-монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом — посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.
Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Сергий Радонежский был уверен в победе на Куликовом поле. Это он благословил князя Дмитрия на битву и отпустил туда двух монахов — богатырей Пересвета и Ослябю.
Память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиева лавра, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.
Вопросы к кроссворду
1.Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский. (Александр.) 2. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. (Дань.) 3. Название государства монголов. (Золотая Орда.) 4. Способ боевого построения рыцарей- крестоносцев. (Клин.) 5. Синоним слова «бой». (Битва.) 6. Река, на которой 15 июля 1240 г. были разбиты шведы. (Нева.)
Иван Калита
Более восьми веков прошло с тех пор, как на крутом Боровицком холме, поросшем густым сосновым бором, по приказу русского князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость. Шел 1147 г. Эту дату принято считать годом основания Москвы. Площадь того древнего поселения, по летописным источникам, из конца в конец составляла всего 300 шагов.
В XIII в. Москва стала центром одного из русских княжеств. В XIV в. великий московский князь Иван Калита спешил укрепить Москву. Построим новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 г. Обтесанные дубовые бревна были огромных размеров. Эта крепость прослужила более 25 лет.
Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приемов обязательно имели при себе особые знаки власти — регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой — круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха.
Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале XII в. киевский князь Владимир Мономах.
На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в XIV в. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха.В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.
Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.
Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достались глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городов. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город.
При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем и разрешил ему самому собирать дань, и Иван Калита не только исправно платил дань, но и делал богатые подарки.
Среди этих забот Иван зорко следил за Тверью и ждал случая, чтобы погубить ее. Вдруг пронеслась весть, что в Твери неладно. Калита знал, что Тверь дорого поплатится за свою горячность, и не медля поскакал в Орду. Хан, страшно озлобленный на тверитян, принял Ивана милостиво. назвал великим князем и отрядил с ним часть Орды для расправы с Тверью. Калита не только опустошил Тверь, но и покорил заодно и другие княжества Русской земли и таким образом покончил со всеми врагами Москвы.
Сделавшись великим князем, Калита стал еще чаше ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошел в доверие к хану. Удельные князья видели это, и ни один из них не смел спорить с Иваном, все слушались и боялись его. Московское княжество год от года все росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси.
При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таким образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех ее бедствий — уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать вокруг Москвы разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси.
«Даяше нищим столка вымётся» -так он говорил. Ещё у него есть прозвище «Добрый».
Вопросы к кроссворду Вопросы к кроссворду
1.Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский. 2. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. 3. Название государства монголов. 4. Способ боевого построения рыцарей- крестоносцев. 5. Синоним слова «бой». 6. Река, на которой 15 июля 1240 г. были разбиты шведы.
Вопросы к кроссворду Вопросы к кроссворду
1.Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский. 2. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. 3. Название государства монголов. 4. Способ боевого построения рыцарей- крестоносцев. 5. Синоним слова «бой». 6. Река, на которой 15 июля 1240 г. были разбиты шведы.
Вопросы
1. Кто правил в Москве в те времена?
2. Почему его прозвали Калитой?
3. Что происходило с Москвой при его правлении?
4. Как это удавалось Ивану Калите?
5. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
6. Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена?
7. Чем прославился в истории Иван Калита?
8. Почему из всех братьев именно Иван Данилович стал князем?
Вопросы
1. Кто правил в Москве в те времена?
2. Почему его прозвали Калитой?
3. Что происходило с Москвой при его правлении?
4. Как это удавалось Ивану Калите?
5. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
6. Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена?
7. Чем прославился в истории Иван Калита?
8. Почему из всех братьев именно Иван Данилович стал князем?
Вопросы
1. Кто правил в Москве в те времена?
2. Почему его прозвали Калитой?
3. Что происходило с Москвой при его правлении?
4. Как это удавалось Ивану Калите?
5. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
6. Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена?
7. Чем прославился в истории Иван Калита?
8. Почему из всех братьев именно Иван Данилович стал князем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"
Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов: Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009, УМК «Школа России»Тема урока...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Окружающий мир. Конспект урока. Тема:Куликовская битва 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир. Куликовская битва....
Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова»
......
Окружающий мир , конспект урока по теме:" Рыбы" 2 класс
Представлен конспект урока по окружающему миру для 2 класса. Возможно преминение этой разработки и для других УМК....