Конспект урока на тему"Русь расправляет крылья" (УМК"ПНШ"4 класс)
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о Руси, посредством изучения данной темы.
Задачи урока:
· сформировать представление учащихся о возрождении Руси;
· развивать речь учащихся, умение работать с картой;
· воспитывать интерес к истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoria.doc | 67.5 КБ |
istoria.ppt | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Школа: Методист: Мухина _____________
Класс:4 Учитель:
Кабинет: 215 Студентка: Связева А.,42 группа
Учитель:
Конспект урока по истории
Тема урока: «Русь расправляет крылья»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о Руси, посредством изучения данной темы.
Задачи урока:
- сформировать представление учащихся о возрождении Руси;
- развивать речь учащихся, умение работать с картой;
- воспитывать интерес к истории.
Планируемые результаты:
Предметные:
- называть исторические эпохи;
Личностные:
- определять личностный смысл учения;
- проявлять самостоятельность в информационной деятельности.
Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность учителя Методы и приемы | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный: -мотивация -целеполагание | 5 мин | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. | Организует работу. Сосредотачивает внимание. Практический: -работа с презентацией Словесный: -беседа | Внимательно слушать учителя. Беседовать с учителем. | Знание моральных норм (Л) Формулировать собственное мнение и позицию (К) |
Постановка учебной задачи и ее решение | 30 мин | Тяжелые времена обрушились на Русь в 13 веке, но они не сломили русских людей. Сегодня тема урока «Русь расправляет крылья». Проверка домашнего задания.
Работа с картой -Найдите на карте Северо – восточную Русь. Назовите её города. (Москва, Тверь, Ярославль). Слайд №13 Работа по учебнику. С 65 – 66. – Прочитайте текст на с. 65 – 66 (только 2абзац). – Почему мы находим на карте города Северо – восточной части Руси? (Эти города более безопасны для жизни, они далеко от Орды). – Прочитайте 3-ий абзац. -Какие ремёсла возрождались? Слайд №14 – Прочитайте последний абзац. -Какой монастырь возник около города Радонежа? (Что такое монастырь?) Слайд №15 – Кто явился основателем этого монастыря? (Сергий). Слово учителя о Сергие Радонежском. Слайды №16 – №18 Сергий Радонежский. Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. И вдруг Варфоломей увидел старца – монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий. Уважали на Руси имя Сергия Радонежского… Физпауза. Рассказ о московском князе Иване Калите. Слайды №19 – №22
Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых Иван Данилович постоянно носил на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим. Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь ещё более мелких городов. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилось в богатый, хорошо укреплённый город. Другое такое же княжество находилось по-соседству – Тверское. Долгая борьба шла между ними за первенство. Победила Москва. Московский князь Иван Данилович получил от Орды грамоту на великое княжение. Это была награда за помощь Орде в подавлении восстания в Твери. Так московский князь избавился от соперника. Он остаётся в Москве и называет теперь главным городом Руси не Владимир, а Москву. Было это в 1328 году. Иван Калита уговорил переехать в Москву митрополита, что сделало город духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Смирно вёл себя московский князь в Орде. Всегда приезжал с богатыми дарами: драгоценными камнями и мехами. Не знал князь жалости, когда собирал дань с Руси. Он же отвозил её в Орду, но не всю. Немалая доля дани оставалась в Москве (втайне от ханов), что дало возможность строить город, становиться Москве богаче. Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех её бедствий – уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать и сращивать с Москвою разрознённые части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси. Работа по учебнику: с. 66 – 69. – Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль). – Какими стенами его обнесли? (Дубовыми). – Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха). (Рассказ о Кремле; о шапке Мономаха) Шапка Мономаха — золотой остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой.Она украшена драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.Вес шапки Мономаха — 698 граммов.Это корона русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. «Шапка Мономаха» хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая». Возможно, что именно она впервые в 1572 году в завещании Ивана Грозного была названа «шапкой Мономаха».Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван м , соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», такой же по форме,с украшениями ,как шапка Мономаха, однако попроще ,не на высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате. Просмотр фильма о кремле. | Задает вопросы. Рассказывает. Словесный: -беседа . | Учащиеся слушают учителя. Выполнять задание. Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Выполнять задание. Составление кластера на экране и в группах (дети пишут вопросы и наклеивают на лист) Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. Повторять движения | Строить предположения в устной форме. (П) Учитывать разные мнения.(К) Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся.(Л), |
Заключительная часть. Рефлексия. | 5 мин | Блиц – опрос. См.Презентация. Слайды №23 – №24 Подведение итогов. Слайд №25 – Какой город стал центром возрождения Руси? Д/з.: «Проверь себя» (с.65 – 69) Задания на с. 69 | Словесный: -беседа Проводит тест, проверяет, оценивает. | Выполнять задание. Проверять себя. Записывают домашнее задание. | Учитывать разные мнения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему: "Русь расправляет крылья"
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова на тему: "Русь расправляет крылья" (УМК "Школа России"). Презентация разделена на 2 части. Перед демонстрацией необходимо соед...
Окружающий мир. Конспект урока по теме "Русь расправляет крылья". 4 класс.
Тип урока: "открытие" новых знаний и способов действия. К материалам рекомендую взять видеофрагмент из исторического фильма про Ивана Калиту....
Проверочная работа по окружающему миру 4 класс по программе «Школа России» по теме « Русь расправляет крылья»
Эта работа даёт возможность проверить насколько хорошо дети изучили данную тему...
Конспект урока окружающего мира "Русь расправляет крылья"
Конспект урока окружающего мира для 4 класса по УМК "Школа России" (автор А.А. Плешаков) на тему "Русь расправляет крылья"Конспект разработан по новому стандарту ФГОС НОО, с ...