Конспект урока по окружающему миру "Русь расправляет крылья"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_rus_raspravlyaet_krylya.docx | 44.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
УМК: «Школа России»
Класс: 4
Тема: Русь расправляет крылья
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная групповая
Технология: традиционная с использованием ИКТ
Цель: создать благоприятные условия для усвоения знаний об Иване
Калите и о его деятельности, организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков о возрождении Руси, о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству.
Задачи формирования УУД.
Личностные: способствовать формированию положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; способствовать к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников,
учителя; воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательность и толерантность;
Регулятивные: способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную
информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности;
Познавательные: воспитывать интерес к деятельности; формировать умения видеть проблему и намечать пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; продолжать обучение учащихся
формулировать тему и цель урока, подводить итог.
Коммуникативные: учить вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая
различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, допускать возможность
существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Планируемые результаты:
Знать: понятия собор, монастырь, торжище, Кремль, калита.
Уметь: работать с картой, с текстом учебника.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, презентация, птица со сложенными крыльями.
Ход урока
- Орг. момент. Психологический настрой.
«Прозвенел уже звонок – Приглашает на урок.
Начинаем мы опять по истории шагать».
Улыбнитесь и пожелайте своему однокласснику удачи и успехов, и я тоже желаю вам успешно работать на уроке.
Мотивация учебной деятельности.
- Посмотрите на экран и скажите, что вы видите? (Птицу)
- Как вы думаете, хорошо ли живется этой птице?
- А почему?
- А какую птицу вы видите на этой картинке?
- Для чего птицы расправляют крылья? (чтобы отправиться в полет)
- Крылья символ чего? (полета, свободы, силы и т.д.)
- Кого или что сравнивают с птицей?
- А еще с птицей часто сравнивают Русь.
Знамена Русь свои расправь, Взмахни могучими крылами!
Зло побеждала ты не раз,
И сеяла добро веками.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-А всегда ли Русь была сильной птицей?
Вот такой была птица - Русь. (Показ худой птицы со сложенными крыльями)
-Но боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.
Целеполагание.
- На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы? А какие задачи мы можем поставить перед собой?
- Выяснить, каким образом возрождалось Русское государство, и объединялись русские земли.
- Выяснить, как строились отношения между Русью и Золотой ордой. 3.Познакомиться с выдающимися людьми в данный период, которые способствовали возрождению Русского государства.
Проверка домашнего задания.
Но прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, давайте вспомним, о каких исторических личностях вы узнали на прошлых уроках и какие
события произошли в 13 веке на Руси. Для этого мы поиграем в игру
«Составь рассказ»
Работа в группе. Игра «Составь рассказ»
В нашем рассказе будет 5 предложений. Я раздам каждой команде слова, а вы должны будете составить из них предложения и с готовым предложением выйти к доске.
Так мы восстановим хронологию событий, которые вы изучили на прошлых уроках.
- В 13 веке на Русь напали степные кочевники – монголо-татары.
- Поход на Русь возглавил хан Батый.
- В 1237 году первым разгромили город Рязань.
- В 1238 году разрушили город Владимир и Козельск.
- В 1240 году разрушили город Киев.
Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде.
Отныне Руси пришлось выплачивать дань.
Первичное усвоение новых знаний. Работа с картой.
Посмотрите на карту русских княжеств 14 века. Не правда ли, изображение, похоже на одеяло, сшитое из лоскутков? А почему, как вы думаете? (Русь состояла из множества княжеств)
Русское государство в 13 веке представляло собой мелкие раздробленные княжества, в которые входили 1 или 2 – 3 мелких города.
Назывались они по названию города, в котором «сидел» князь. Посмотрите на карту и назовите эти города (показать указкой). Тверское, Владимирское, Черниговское, Псковское, Смоленское.
Русские князья часто были родственниками, но особой дружбы между собой не поддерживали. Каждый заботился только о своем княжестве, не думая о том, как живут соседи. Большую беду такая раздробленность приносила в годы нападения на Русь иноземных захватчиков. Так было и во время нападения Золотой Орды: каждый князь выходил со своим немногочисленным войском защищать только свой город. Русские люди
дрались не на жизнь, а на смерть, но противостоять многочисленной хорошо обученной армии захватчиков не могли.
- Почему? Давайте выясним причину этого.
У вас на партах лежат палочки. Возьмите одну палочку и переломите ее. Легко ли у вас получилось это сделать? Какой вывод мы можем сделать?
В результате все русские княжества по очереди были покорены войсками Золотой Орды. Для Руси это были трудные времена: погибло огромное число людей, фактическим хозяином стали золотоордынские ханы. Каждое княжество выплачивало дань деньгами и продуктами. Сами русские князья тоже были несвободны. Находясь под постоянным страхом смерти, они обязаны были ездить в Золотую Орду для того, чтобы спрашивать позволения на княжество.
Изучение нового материала.
-Ребята, посмотрите на карту и скажите, какие земли были более безопасными для жизни? (Северо-Восточные)
-А теперь давайте с вами назовем города, которые входили в северо- восточную Русь. На учительском столе - карточки с названиями городов Древней Руси.
-Кто поможет составить карту Северо-Восточной Руси? Выберите из них только те, которые входили в Северо-Восточную Русь и прикрепите их магнитом к доске. (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов, Муром).
-Ребята, как вы думаете, почему именно здесь селились люди? (Эти города наиболее удалены от Орды, были удобные земли, леса с обильной
дичью).
-Почему вы не выбрали город Муром? (Муромское княжество находилось на границе с Ордой)
-Да, действительно эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды. В этих городах начали возрождаться ремёсла.
-Какие ремесла вы знаете?
Работа с учебником.
Я предлагаю вам стать купцами, ремесленниками и строителями.
Опираясь на ключевые слова, найдите в тексте учебника и прочитайте, чем занимались купцы, ремесленники, строители.
- ряд – Купцы: лето, пристань, зима, обозы.
Летом на пристанях у Москвы – реки стояло множество кораблей с товаром. Зимой тянулись санные обозы (стр.66).
- ряд – Ремесленники: мастера, доспехи, лучники.
Особенно стали цениться мастера, изготавливающие вооружение и доспехи, - бронники, щитники, лучники, кольчужники (стр. 66).
- ряд – Строители: соборы, забор, стены.
Не пришлось сидеть без дела строителям. Искусные каменщики возвели на Боровицком холме первые каменные соборы. Умелые плотники обнесли
крепость дубовыми стенами вместо прежнего деревянного забора (стр.67).
-Кто скажет, что такое собор? (Собор - «главный храм города или монастыря, а также главный храм ведомства, где может совершать богослужение высокое духовное лицо — патриарх, митрополит)
А еще строили монастыри.
А что такое монастырь?
Монастырь — это дом для монахов (еще называют иноками). Это
крошечный город со своим бытом и уставом, где все объединены одним — жизнью ради Бога и непрестанной памятью о Нем. Это обитель, в которой монахи, не отрицая современные государственные законы, живут ради законов духовных.
Нередко бывало так: поселится монах-затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом и утешением, а некоторые останутся и тоже станут монахами. Так монах Сергий основал около города Радонежа Троицкий монастырь.
-В 4 классе по литературному чтению вы уже изучали Житие Сергия Радонежского. А как в детстве звали монаха Сергия?
Так вот Варфоломей очень любил мастерить из дерева разные фигурки. Так и появились наши современные игрушки из глины, пластилина, фарфора, мягкие игрушки и появился промысел Сергиево-посадская игрушка. Но Сергий Радонежский не только игрушки мастерил, он ещё и подвиги совершал. До глубокой старости Сергий работал сам и учил других, как надо работать и молиться. Он был учителем для всей Руси, а для князей – миротворцем. Слушались его все, от великих князей до простых крестьян, и все просили у святого совета. Многие русские воины шли в бой с именем Сергия Радонежского на устах. На нашей, русской земле, стоит и поныне, созданная святым, Троице-Сергиева Лавра. Она как призыв к единению Земли Русской, как символ мира, дружбы и добра. И льётся над лаврой и всей землёй колокольный звон и славит Величайшую славу, гордость и силу России – её людей.
Народ не забывает таких людей. Не забыт и Сергий Радонежский. Пример этому народные песнопения. У вас на партах лежит текст песни.
-Сейчас вы все встаньте, и мы проведем небольшую разминку. А желающие могут подпевать.
Тихий свет на Маковце горе,
Над обителью, что радугой цветет
Это инок Сергий на заре
Троице молитву воздает.
Инок встанет, принесет воды,
Дров наколет, хлеба испечет,
И за все нехитрые труды,
Благодарность Богу воздает.
Припев:
За далью даль, дорога жизни стелется
И где-то там она уходит ввысь,
Не оставляй нас грешных, отче Сергее,
И перед Богом ты за всех нас помолись.
-Такие люди, как Сергий Радонежский, призывали к великому терпению, но до тех пор, пока не будет земля русская готова к борьбе! Для этого необходимо было собрать земли русские, воссоздать единое государство. Но пока было мало сил для этого, нужно было строить отношения с монгольскими владыками.
-Как вы думаете, какой должна быть страна, чтобы бороться с врагом?
-А теперь возьмите пучок палочек и снова попробуйте их переломить. В первый раз у вас легко получилось сломать прутик. А сейчас? Почему?
Какой вывод мы можем сделать?
Поэтому нужно было собрать русские земли воедино, чтоб дать отпор орде.
И вот неожиданно для всех, центром «собирания русских земель» стала небольшая пограничная крепость на берегу реки Москвы.
Это было Московское княжество. В 14 веке Москвой правил внук Александра Невского, князь Иван Данилович. Ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городков.
Московское княжество тех времен было похоже вот на такую птицу (худую)
Но со временем крохотное княжество так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель. А Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город. И хоть она еще и не расправила крылья, но уже стала похожа на эту птицу (упитанная птица). Сегодня мы рассмотрим, какими путями это удалось сделать.
В то время, когда другие князья с трудом сгибались перед Ордой, а некоторые даже пытались активно ей противодействовать, Иван постарался сделать Орду средством возвышения Москвы. Ему удалось добиться у татар право сбора дани с русских земель и вывоза ее в Орду. При этом он не забывал про свое княжество, казна его быстро росла. Он покупал у бедных князей деревни, села и даже города. Иваном были куплены Углич, Дмитров, Ростов, Галич Мерьский, Белоозеро.
Работа с контурной картой.
-Посмотрите на карту и скажите, каким цветом на карте раскрашено Московское княжество?
-Перед вами лежат контурные карты, найдите, пожалуйста, города, купленные Иваном: Углич, Дмитров, Ростов, Галич Мерьский, Белоозеро и раскрасьте эти княжества зеленым цветом.
-Посмотрите, как разрослось Московское княжество. Росла и крепла наша птица и уже подняла одно крыло.
Князь Иван был бережлив, но не скупился, когда нужно было помочь обездоленным. На поясе он всегда носил кошель с деньгами, из которого подавал нищим.
Не удивительно процветание Москвы с таким правителем. Ведь в Москву стремились люди со всей Руси – к спокойной жизни, в центр российской духовности. Вокруг Москвы разрастались села, все больше бояр приходило на поклон к князю, земля расцветала.
Иван Данилович первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех её бедствий – уделы (в древней Руси часть территории, находившаяся во владении одного князя), и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать и сращивать с Москвой разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси. И делал он это не путем захвата и оружием, а с помощью денег.
Работа с контурной картой.
Найдите, пожалуйста, на карте города Тверь, Переяславль, Ярославль, Владимир, Стародуб, которые князь Иван тоже присоединил к своему княжеству. Каким цветом мы их будем раскрашивать?
Посмотрите, как наша Русь – птица расправляет крылья.
Иван Данилович точно знал, что торговля для государства очень важна.
Деньги – это кровь государства, и они должны течь свободным потоком.
Поэтому во времена его княжения разбойников на дорогах московского княжества практически не было: специальные патрули, назначенные князем, уничтожали малейшие поползновения к помехе торговым людям. У стен Кремля образовалось торжище.
А кто уже догадался, что такое торжище? С каким словом оно схоже? Да это место торговли, как бы сейчас сказали рынок, базар.
Впоследствии эту рыночную площадь стали называть – Красная площадь.
А сейчас разгадаем кроссворд. Пока весь класс работает вы, пожалуйста, в это время выполните индивидуальное задание. (Два ученика работают со словарем и узнают, что обозначает слово «калита») стр. 68
Кроссворд.
- Город, вокруг которого стали объединятся русские княжества.
(Москва)
- Кого называют собирателем земли Русской.
(Иван)
- Крепость на территории древней Руси
(Кремль).
- Монах, основатель Троицкого монастыря
(Сергий).
- Место торговли в Древней Руси.
(Торжище).
- Дом для монахов
(Монастырь).
м | о | с | к | в | а | ||||||
и | в | а | н | ||||||||
к | р | е | м | л | ь | ||||||
с | е | р | г | и | й | ||||||
т | о | р | ж | и | щ | е | |||||
м | о | н | а | с | т | ы | р | ь |
По вертикали получилось слово «калита». Лексическое значение этого слова нам расскажут ….
-Ивану Даниловичу дали такое странное прозвание – Калита? Как вы думаете, почему ему дали такое прозвище?
Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег.
Во - первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра.
Во - вторых, Иван Данилович раздавал монеты бедным и нищим.
У Ивана Калиты было и второе прозвище - Добрый - за то, что он жестоко расправлялся с ворами и разбойниками, создавал безопасные условия жизни простого народа и купцов.
Итак, Иван Калита, по вашему мнению, был…
Перед вами различные качества. Оставьте только те, которыми, на ваш взгляд, обладал Иван Калита, а лишние уберите.
Один ребенок к доске прикрепляет качества князя.
(Умный, величественный, талантливый правитель, бездарный, умел расположить к себе, трудолюбивый, жестокий, высокомерный, милосердный, добрый, заботливый, хороший дипломат, мудрый правитель, беззаботный).
-Благодаря этим качествам, Иван Калита сумел объединить вокруг Москвы княжества.
-Ну что, ребята, расправила крылья наша Русь – птица? Как вы думаете, сможет ли теперь Русь дать отпор врагу?
Но об этом вы узнаете на следующем уроке.
-Ребята, а вы помните, какая у нас была птица вначале урока? (Худая, замученная…)
-Мы узнали, что помогло птице Русь расправить крылья.
-А что нужно живым птицам для того, чтобы им легче было перенести зиму?
Птицы зимой гибнут от злых морозов и недостатка пищи. В наших силах помочь им. Нужно делать кормушки для птиц и их подкармливать. Чтобы весной они могли расправить крылья и защитить нас от вредных насекомых. Будем помогать птицам, расправлять крылья, как когда-то Иван Калита помог Руси расправить крылья?
А в наследство от Ивана московские князья получили символ власти.
Он называл этот символ «Золотая шапка». Но у него есть еще и другое название. А вот что это за символ, вы найдете сами. Это будет ваше домашнее задание.
Итог урока.
-Сейчас вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.
- Каким образом возрождалось Русское государство, и объединялись русские земли.
- Как строились отношения между Русью и Золотой ордой.
- Какие выдающиеся люди в данный период способствовали возрождению Русского государства.
- Получилось ли у нас выяснить все, что запланировали?
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?
‐ Поднимите руку, кому было понятно интересно и легко?
‐ Кто захотел больше узнать о Иване Калите?
‐ А о Московском кремле?
Рефлексия.
Ребята, а вы обратили внимание, что у меня на столе стоит калита? У вас на партах лежат золотые и серебряные монетки. Если вам урок понравился, положите эти монетки в мою калиту. А сейчас посмотрим, сколько знаний я собрала за урок. (Высыпать из калиты все монеты, там же лежат и шоколадные монеты). А я хотела бы поделиться с вами своими знаниями. (Раздаю шоколадные монетки)
Домашнее задание.
Найдите в тексте ответ на вопрос: «Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?» Нарисуйте или изготовьте поделку великокняжеского головного убора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению 3 класс Крылов И.А. "Ворона и Лисица"
Урок чтения по басням Крылова "Ворона и Лисица" + презентация...
Презентация к уроку на тему: "Русь расправляет крылья"
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова на тему: "Русь расправляет крылья" (УМК "Школа России"). Презентация разделена на 2 части. Перед демонстрацией необходимо соед...
Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"
Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука», дать понятие о басне....
Конспект урока на тему"Русь расправляет крылья" (УМК"ПНШ"4 класс)
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о Руси, посредством изучения данной темы.Задачи урока:· сформировать представление учащи...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Русь раскрывает крылья" 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Русь расправляет крылья" 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Русь расправляет крылья
УМК "Школа России"...
Окружающий мир. Конспект урока по теме "Русь расправляет крылья". 4 класс.
Тип урока: "открытие" новых знаний и способов действия. К материалам рекомендую взять видеофрагмент из исторического фильма про Ивана Калиту....