Конспект урока окружающий мир "Русь расправляет крылья" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кармишина Марина Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_raspravlyaet_krylya.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 27.02.2018г.

Выполнила студентка 46гр.

Школа: МКОУ «Танрыкуловская СОШ»                                                                                      

Кармишина М. В.

Класс: 4

Проверила: ИсламгуловаА.Д.

Отметка: __________________

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Русь расправляет крылья»                                                                                                                                               Цель деятельности учителя: сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание своего единства с окружающим миром.

Предметные: осознание познавательной задачи, чтение, извлечение нужной информации, выявление известного и неизвестного.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 кл., А.А.Плешаков, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный : слово учителя)

1 мин

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать. Мы начинаем наш урок                      

-Приветствовать учителя;

-Эмоциональный настрой на урок

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

II.  Актуализация знаний и мотивация

(Словесный : беседа)

(Практический: тест)

(Практический: тест)

3 мин

Давайте вспомним, что мы с вами знаем.

1.Блицопрос

В каком году монголы напали на Русь?

•   Как стало называться государство монголов?

•  Кто такой хан?

• Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя?

•  Какая новая угроза нависла над Русью?

•   Когда состоялась битва на Неве?

•   Кто возглавил русскую дружину?

•  Как прозвали князя Александра после победы над шведами?

•   Когда состоялась битва на Чудском озере?

2. Тест

1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

а) Чингисхан      б) Батый               в) Темучин

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань             б) Владимир              в) Новгород

3. Какой город долго сопротивлялся монголам?

а) Новгород         б) Рязань                   в) Козельск

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп                    б) налог                  в) дань

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли:

а) монголы

б) шведы

в) рыцари-крестоносцы

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

а) Александр     б) Ярослав                   в) Владимир

7. Какое прозвание получил новгородский князь после победы над шведами?

а) Мудрый      б) Невский                   в) Вещий

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.

б) 20 мая 1242 г.

в) 5 апреля 1421 г.

-Слушать учителя;

- Устные полные ответы на поставленные вопросы;

-Выполнять задания теста

-Выполнять задания теста

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся; 

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

III. Постановка учебной задачи

 (Словесный : бесед)

5 мин

Откройте учебники на странице 65. Посмотрите на название параграфа. Как он называется?

«Русь расправляет крылья»

Как вы понимаете это выражение?

Поднимите руку, кто хочет понять смысл этого названия.

 Отлично!

Тогда давайте поставим цели к нашему уроку.

Цель:

  1. получить представление о возрождении Руси;
  2. узнать больше о событиях на Руси.

Отлично! Цели мы поставили, теперь нам нужно их достигнуть!

А для этого нам нужно хорошо поработать сегодня на уроке!

-Отвечать на вопрос;

-Постановка цели и задач урока

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

К.- Учитывать разные мнения

IV. Открытие нового знания

(Словесный: монолог учителя)

(Практический: работа с текстом)

(Словесный : рассказ, объяснение)

(Практический: словарная работа)

(Практический: работа с учебником)

14 мин

А сейчас я вам расскажу про трудные времена на Русской земле.

Но перед этим я вам раздам карточки с текстом. В этом тексте пропущены некоторые слова и словосочетания. Ваша задача следить за моим рассказом и вставлять пропуски.

  Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново.

Более  безопасными для жизни стали северо-восточные земли, наиболее удаленные от Орды. Здесь располагались города Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль. Сюда направились переселенцы из других русских крае. Природа давала все необходимое для жизни – земли, удобные для обработки, леса, обильные дичью, реки и озера, богатые рыбой.

     Князья северо-восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами.  Они ставили новые города и крепости. Постепенно возрождались прежние ремесла. В городах северо-восточной Руси трудились искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы. Особо стали цениться мастера, изготавливающие вооружение и доспехи, - бронники, щитники, лучники, кольчужники.

    Потянулись из города в город купеческие караваны. Спокойно и прибыльно торговали купцы под княжеской защитой.

   Возникали новые монастыри. Нередко бывало так: поселился монах – затворник в дремучем лесу, а к нему потянуться люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами.

   Около города Радонежа в середине 14 века возник Троицкий монастырь. Основал его Сергий. Его начали называть Сергием Радонежским. Старцу обращались за советом и поддержкой князья, бояре и простой люд.

   Всем помогал своим словом Сергий, никому не отказывал. Вскоре обитель, основанная им, прославилась по всей Руси.

Итак, что вы узнали нового?

Какие слова были пропущены?

Хорошо, теперь проверим, как внимательно вы слушали и следили за текстом.

На экране записаны слова. Вы должны объяснить значение этих слов.

  1. Монастырь
  2. Радонеж
  3. Сергий Радонежский
  4. Бронники
  5. Щитники

— А сейчас мы поговорим о московском князе Иване Даниловиче. Его прозвали Калита. Почему? Узнайте об этом,  прочитав статью в учебнике «Московский князь Иван Калита» на с.66

Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль.)

Какими стенами его обнесли? (Дубовыми.)

- Слушать учителя

-Выполнять задания

-Анализировать прочитанное

-Отвечать на вопросы

-Объяснять новые слова

-Отвечать на вопросы

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

П.- Определение основной и второстепенной информации

К.- Аргументация своего мнения и позиции  

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

П.- Определение основной и второстепенной информации

К.- Аргументация своего мнения и позиции  

V. Первичное закрепление во внешней речи

 (Словесный: беседа)

3 мин

А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:

Что такое монастырь?

В каком городе возник Троицкий монастырь?

Кто основал Троицкий монастырь?

-Отвечать на вопросы

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                            К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Динамическая пауза

2 мин

Летает- не летает:

Стрекоза, парта, вертолёт, дом, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди, петух, ракета, божья коровка, листочек, пчела, диван, комар, сова, почта, сорока, письмо.

- Принимать участие в динамической паузе

VII. Включение в систему знаний

(Практический: работа с текстом)

3 мин

А теперь, я вам раздам карточки с текстом.

Разделитесь на 3 группы.

Каждой группе дан 1 текст.

На задание вам дается 5 минут.

- прочитайте полностью текст.

- выделите самую основную и важную информацию.

- разделите текст на каждого представителя группы.

- подготовьте выступление.

Итак, группы готовы!

Слушаем сообщения о московском князе Иване Калите.

-Работать в группе

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П.- Определение основной и второстепенной информации

VIII.Итог урока

    Словесный (беседа)

Рефлексия

Домашнее задание

Словесный (объяснение)

2 мин

И так, ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

Какие цели ставили на урок?

Удалось решить поставленные цели?

Что нового узнали?

 Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Дополните фразы:

-Сегодня я узнал…

-Я научился…

-Было трудно…

-Было интересно узнать, что…

- У меня получилось…

Сообщение информации о домашнем задании.                                                  

с. 65-68 читать; подготовить сообщение о шапке Мономаха.

-Подводить итог урока;

-Оценивать себя и сложность изученной темы;

-Слушать информацию о домашнем задании

К.- Формулировать собственное мнение и позицию                                                               Р.- Выделение и осознание того, уже усвоено и что ещё нужно усвоить                

Р.- Осуществляют итоговый контроль,

Оценка

Дополнительный материал для групповой работы учащихся

1)Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достались глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городов. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город.

2)При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань, но и делал богатые подарки. В то время Иван сдружился с митрополитом, который тогда управлял всеми церковными делами на Руси, и хотя считался киевским, но жил не в Киеве, а больше во Владимире. Калита упросил его оставить Владимир и переехать в Москву. Митрополит переселился. Это был владыка Петр. С тех пор к Москве, как духовной столице, стала тянуться вся Русская земля. К митрополиту начали ездить по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. А Москве от этого прибыль и почет.

Среди этих забот Иван зорко следил за Тверью и ждал случая, чтобы погубить ее. Вдруг пронеслась весть, что в Твери неладно, что народ волнуется и бьет татар. Князь тверской в самом деле забыл об опасности и сгоряча позволил тверитянам умертвить послов хана. Калита знал, что Тверь дорого поплатится за свою горячность, и не медля поскакал в Орду. Хан, страшно озлобленный на тверитян, принял Ивана милостиво, назвал великим князем и отрядил с ним часть Орды для расправы с Тверью. Калита не только опустошил Тверь, но и покорил заодно и другие княжества Русской земли и таким образом покончил со всеми врагами Москвы.

3)Сделавшись великим князем, Калита стал еще чаще ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошел в доверие к хану. Удельные князья видели это, и ни один из них не смел спорить с Иваном, все слушались и боялись его. Хан совсем вверился московскому князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повел это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнилась. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно — там брал силой. Московское княжество год от года все росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси.

При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таким образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех ее бедствий — уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать вокруг Москвы разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы" (Начальная школа 21 века)...

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...

Конспект урока окружающего мира на тему "Трудовой фронт России", 4 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений об истории Трудового фронта России; ознакомление с изменениями, которые произошли в России и Челябинской области.Планируемые результ...