Конспект урока окружающего мира "Русь расправляет крылья"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Степанова Дарья Юрьевна
Конспект урока окружающего мира для 4 класса по УМК "Школа России" (автор А.А. Плешаков)  на тему "Русь расправляет крылья"
Конспект разработан по новому стандарту ФГОС НОО, с учетом требований СанПина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_02_2022.docx1000.12 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

УМК: Школа России.

Тема: «Русь расправляет крылья»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создание условий для формирования представления учащихся о возрождении Руси.

Задачи:

  • Обучающие: сформировать представление учащихся о возрождении Руси
  • Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, эмоций, речи.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к истории.

Планируемые результаты:

  • Познавательные УУД: осознают познавательную задачу, читают, извлекают нужную информацию, выявлять известное и неизвестное
  • Регулятивные УУД: способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
  • Коммуникативные УУД: умеют вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнѐрам по общению; проявляют доброжелательное отношение к партнѐрам, допускают возможность существования у людей различных точек зрения; проявляют терпимость по отношению к высказываниям других.
  • Личностные УУД: способствуют формированию положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; способствуют к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя; воспитывают чувство гордости за свою страну, доброжелательность и толерантность.
  • Предметные УУД: получают возможность расширить свои знания по истории Руси. Продолжают узнавать историю своей Родины.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер (ноутбук), карточки с заданиями.

Ход урока:

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, меня зовут Дарья Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок.

Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Приветствие учителя.

Настрой на работу

2. Актуализация знаний и фиксирование.

Я предлагаю вам проверить домашнее задание с помощью теста.

1. Отметь имя хана, возглавившего первый поход на Русь.

1) Батый
2) Мамай
3) Ахмат

2. Укажи русский город, который первым оказался на пути монголов.

1) Новгород
2) Москва
3) Рязань

3. Укажи название города, который монголы прозвали злым.

1) Владимир
2) Киев
3) Козельск

4. Отметь название государства монголов.

1) Золотая Орда
2) Золотое Ханство
3) Золотое Войско

5. Укажи, с кем Александр Невский воевал.

1) со шведами
2) с монголами
3) с немцами

6. Укажи, за что рыцарей прозвали крестоносцами.

1) они носили на себе нательные кресты
2) в сражениях они строились в форме креста
3) на одежде и вооружении был изображён крест

7. Отметь, какие рубежи Древней Руси отстоял Александр Невский.

1) северные
2) северо-западные
3) северо-восточные

8. Чем пользовались воины Древней Руси?

1) ружьями
2) луками
3) мечами

9. Ученики обозначили на ленте времени век, в котором на Русь напали степные кочевники. Проверь их работы. Кто правильно выполнил задание?

1) Илья — X век
2) Антон — XIII век
3) Лена — XV век

10. Четвероклассники отметили на карте, где происходило Ледовое побоище. Где они поставили флажок?

1) на реке Неве
2) на Ладожском озере
3) на Чудском озере

Выполнение теста по прошлой теме с самостоятельной проверкой

3. Построение проекта выхода из затруднений.

-Попробуйте узнать тему нашего урока, с помощью ребуса. (Русь расправляет крылья)

русь расправляет крылья.png

-Как вы думаете, почему Русь расправляет крылья? Кто связал их ей? О чём вы бы хотели узнать? (Узнать о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.)

-Давайте попробуем придумать вопросы, ответы на которые мы найдем в ходе работы с учебником.

4. Построение проекта

5. Реализация построенного проекта

1.Чем известен в истории Иван Калита?

Давайте откроем учебник на странице 66, прочитаем статью и вы мне расскажете.

Я предлагаю, познакомится с дополнительными интересными фактами из жизни князя Ивана Калиты, которые я для вас подготовила.

Факты из биографии Ивана Калиты:

  • Иван I Калита был первым русским правителем своего имени, а также предком знаменитых Ивана III Великого и Ивана IV Грозного
  • Когда Ивану было всего 8 лет, новгородцы призвали на княжение его отца, великого князя     Даниила. Тот вместо себя отправил сына, который таким образом в 8-летнем возрасте уже стал новгородским князем.
  • Великий князь вёл свой род от легендарного Рюрика
  • Среди всех русских князей именно Иван Калита был первым, кто носил титул «великий князь всея Руси».
  • Он добился перенесения резиденции митрополита из Владимира в Москву, тем самым предопределив будущее этого города, как столицы русского государства.
  • В XXI веке он был причислен к лику святых, как благоверный князь.

2.А вы знаете, почему Ивана Калиту так прозвали?

Физминутка:

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

А сейчас выполните задание на карточке:

Снимок экрана 2022-02-16 224410.png

Кто справится, поднимайте руку.

Предлагаю вам ещё задания на карточке.
выполняйте его в парах.

Снимок экрана 2022-02-16 224840.png

Перед вами карточки. Предлагаю вам поработать в парах, проверить себя.

Снимок экрана 2022-02-17 163002.png

Выполняют задание на карточке.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Сейчас я вам раздам тест, его вы выполните самостоятельно, а для проверки вы поменяетесь листами с соседом по парте.

1. Отметь, в какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды.

1) Москва, Тверь, Ярославль
2) Владимир, Киев, Переяславль
3) Рязань, Козельск, Смоленск

2. Что в переводе с древнерусского означает слово «калита»?

1) дверь, калитка
2) сумка
3) кошель

3. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?

1) южные
2) юго-западные
3) северо-восточные

4. Укажи, как менялась территория княжества при Иване Калите.

1) стала больше, чем была
2) стала меньше, чем была
3) не менялась

5. Отметь материал, из которого при Иване Калите стали возводить соборы.

1) гранит
2) известняк
3) кирпич

6. Укажи группу, в которой перечислены ремесленники, изготавливавшие вооружение и доспехи.

1) охотники, лучники, бортники
2) камнерезы, кузнецы, кожевники
3) бронники, кольчужники, щитники

7. Укажи материал, из которого была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите.

1) из дуба
2) из известняка
3) из кирпича

8. Отметь, как называлось место торговли возле Кремля.

1) базар
2) рынок
3) торжище

9. Ученики обозначили на карте центр русского княжества при Иване Калите. Около какого города ребята нарисовали флажок?

1) около Киева
2) около Владимира
3) около Москвы

10. Четвероклассники указали на ленте времени век, в котором возник Троицкий монастырь. Кто верно выполнил задание?

1) Ира — XII век
2) Кирилл — XIV век
3) Саша — XIX век

Предлагаю самостоятельно выполнить задание, помочь Муравьишке и Попугаю.

Снимок экрана 2022-02-16 224811.png

Что у вас получилось?

Выполняют тест по новой теме.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

-Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на уроке?

-Что вы узнали на уроке?

-Кто такой Иван Калита?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Получился наш урок таким, как хотели?

 Все ли у вас получилось?

Можете ли вы выделить, кто активно работал на уроке? Кому мы поставим оценку и почему?

Оцените свою работу на уроке стикером и какую оценку вы поставили себе.

Если все получалось и все было понятно, то – зеленый стикер. Если испытывали трудности – синий. Если было трудно выполнять задания, допускали много ошибок – красный.

Факты из биографии Ивана Калиты:

  • Иван I Калита был первым русским правителем своего имени, а также предком знаменитых Ивана III Великого и Ивана IV Грозного
  • Когда Ивану было всего 8 лет, новгородцы призвали на княжение его отца, великого князя     Даниила. Тот вместо себя отправил сына, который таким образом в 8-летнем возрасте уже стал новгородским князем.
  • Великий князь вёл свой род от легендарного Рюрика
  • Среди всех русских князей именно Иван Калита был первым, кто носил титул «великий князь всея Руси».
  • Он добился перенесения резиденции митрополита из Владимира в Москву, тем самым предопределив будущее этого города, как столицы русского государства.
  • В XXI веке он был причислен к лику святых, как благоверный князь.

Снимок экрана 2022-02-16 224410.pngСнимок экрана 2022-02-16 224410.png

Снимок экрана 2022-02-16 224811.png

Снимок экрана 2022-02-16 224840.png

6

1. Отметь, в какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды.

1) Москва, Тверь, Ярославль
2) Владимир, Киев, Переяславль
3) Рязань, Козельск, Смоленск

2. Что в переводе с древнерусского означает слово «калита»?

1) дверь, калитка
2) сумка
3) кошель

3. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?

1) южные
2) юго-западные
3) северо-восточные

4. Укажи, как менялась территория княжества при Иване Калите.

1) стала больше, чем была
2) стала меньше, чем была
3) не менялась

5. Отметь материал, из которого при Иване Калите стали возводить соборы.

1) гранит
2) известняк
3) кирпич

6. Укажи группу, в которой перечислены ремесленники, изготавливавшие вооружение и доспехи.

1) охотники, лучники, бортники
2) камнерезы, кузнецы, кожевники
3) бронники, кольчужники, щитники

7. Укажи материал, из которого была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите.

1) из дуба
2) из известняка
3) из кирпича

8. Отметь, как называлось место торговли возле Кремля.

1) базар
2) рынок
3) торжище

9. Ученики обозначили на карте центр русского княжества при Иване Калите. Около какого города ребята нарисовали флажок?

1) около Киева
2) около Владимира
3) около Москвы

10. Четвероклассники указали на ленте времени век, в котором возник Троицкий монастырь. Кто верно выполнил задание?

1) Ира — XII век
2) Кирилл — XIV век
3) Саша — XIX век

2 пункт.проверка домашнего задания.

Я предлагаю вам проверить домашнее задание с помощью теста.

1. Отметь имя хана, возглавившего первый поход на Русь.

1) Батый
2) Мамай
3) Ахмат

2. Укажи русский город, который первым оказался на пути монголов.

1) Новгород
2) Москва
3) Рязань

3. Укажи название города, который монголы прозвали злым.

1) Владимир
2) Киев
3) Козельск

4. Отметь название государства монголов.

1) Золотая Орда
2) Золотое Ханство
3) Золотое Войско

5. Укажи, с кем Александр Невский  воевал.

1) со шведами
2) с монголами
3) с немцами

6. Укажи, за что рыцарей прозвали крестоносцами.

1) они носили на себе нательные кресты
2) в сражениях они строились в форме креста
3) на одежде и вооружении был изображён крест

7. Отметь, какие рубежи Древней Руси отстоял Александр Невский.

1) северные
2) северо-западные
3) северо-восточные

8. Чем пользовались воины Древней Руси?

1) ружьями
2) луками
3) мечами

9. Ученики обозначили на ленте времени век, в котором на Русь напали степные кочевники. Проверь их работы. Кто правильно выполнил задание?

1) Илья — X век
2) Антон — XIII век
3) Лена — XV век

10. Четвероклассники отметили на карте, где происходило Ледовое побоище. Где они поставили флажок?

1) на реке Неве
2) на Ладожском озере
3) на Чудском озере

Снимок экрана 2022-02-17 163002.png