Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Жучкова Светлана Валерьевна

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа ориентирована на учебники Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 2 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2018

Согласно учебному плану на изучение «Мира природы и человека» во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 ч в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_mir_prirody_i_cheloveka_2_klass.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 школа - интернат № 3 «Развитие» муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

140009 Московская обл., Люберецкий р-н, г.п. Красково, д. Марусино, ул. Заречная, д. 35

тел./факс (499) -…., e-mail: …...

«Рассмотрено»

Председатель МО

…...

________________________

Протокол № ___

 «___» августа 2021 г.

«Согласовано»

На педагогическом совете

Зам. директора по УВР

…...

______________________________

Протокол № ____

«___» августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ школа-интернат VIII вида №3 «Развитие»

…..

___________________________

Приказ № _____

«___» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Мир природы и человека»   

для обучающихся 2 «А» класса 

 

Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

Вариант 1 

                                                                                                                                                         Составитель: 

                                                                                                                  Жучкова Светлана Валерьевна    

                                                                                                                         учитель начальных классов 

первой квалификационной категории

 

2021

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         

 

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:      

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4. 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28.)

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

-Учебного плана образовательного учреждения, принятого на педагогическом совете.

-Письмо Минобрнауки 15.10.2015 №08-ПГ-МОН-37849

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа ориентирована на учебники Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 2 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2018

Согласно учебному плану на изучение «Мира природы и человека» во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 ч в год.

        Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

  Изучение предмета «Мир природы и человека» направлено на достижение следующих 

целей:

  • формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе,
  • понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Основные задачи:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
  • расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления;
  • обогащать словарный запас обучающихся.

     Основные направления коррекционной работы:

•        развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания;

•        развитие пространственных представлений и ориентации;

•        развитие основных мыслительных операций;

•        развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

•        коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

•        развитие речи и обогащение словаря;

•        коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

     

Общая характеристика учебного предмета.

     Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.

Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться в зависимости от выбранного образовательным учреждением учебного графика (обучение по модулям, четвертям, триместрам).

На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.

       Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде детей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

       Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопрос у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения, описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.

 На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходства и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи мышления учащихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

    Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».

   На изучение курса «Мир природы и человека» отводится 34 часа в год, на его изучение отводится 1 час в неделе.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

 «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» ВО 2 «А» КЛАССЕ

Предметные результаты Обучающийся научится:

Достаточный уровень:

 правильно называть изученные объекты и явления;

 различать 3—4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

 различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;  

  различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

 выполнять элементарные гигиенические правила;

 различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе;

    Минимальный уровень:

 иметь представления об изученных объектах и явлениях;

  различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;

 ухаживать за комнатными растениями;

  различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

  различать изученных диких и домашних животных, рыб;

  различать признаки времён года;

  выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.        

Обучающийся получит возможность научиться:

     

Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение набором жизненных компетенций, необходимых для введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы курса «Мир природы и человека» формируются по следующим направлениям:

1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

2. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

3. овладение навыками коммуникации;

     4. дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

     5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Для решения задачи социальной адаптации, обучающихся с интеллектуальными нарушениями важнейшим направлением является овладение навыками коммуникации, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению обще учебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

 умением вступать в контакт и работать в группах (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);

  умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

  умением обращаться за помощью и принимать помощь;

 умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

 умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

  Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

  Слушать и понимать речь других.

Работа над развитием адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в курсе «Мир природы и человека» направлено на решение следующих задач:

 Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке

 Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении

     –Это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.

      Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений

      Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.

При изучении курса «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями овладевают следующими социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:

 Формирование активной позиции и укрепление веры в свои силы в овладении практическими навыками, стремления к самостоятельности и независимости на практических занятиях и помощи другим обучающимся.

 Прогресс в самостоятельности и независимости на уроках и в быту.

 Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (приготовление еды, покупка, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей.

  Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в каких-то областях домашней жизни.

  Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

  Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие.      

  Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий.

При работе над дифференциацией и осмыслением картины мира и ее временно пространственной организации в курсе «Мир природа и человека» обучающиеся могут овладеть следующими компетенциями:

 Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности

 Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

  Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации

  Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.

 Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком

 Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

  Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).

  Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку

 Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой

  Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым деятельность.

 Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

 Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий

  Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)

 Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

При работе над компетенцией «осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей» основными результатами освоения жизненных компетенций являются:

 Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

  Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.

 Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов

 Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.

 Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения

 Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

 Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

 Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта

 Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении

 Расширение круга освоенных социальных контактов.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» ВО 2 «А» КЛАССЕ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

 Структура курса представлена следующими разделами:

«Сезонные изменения» - 15ч

- формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

- названия времен года, знакомство с названием месяцев

- наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь)

- формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы (похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза – гром-молния, теплые дожди, ливень). Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

«Неживая природа» - 3ч

 - Вода. Простейшие свойства воды (прозрачность, отсутствие запаха, текучесть). Первичные представления о температуре, о термометре как приборе измерения температуры. Вода горячая, холодная.

- значение воды для жизни растений, животных, человека

- вода в природе (дождь, снег, лед, река, озеро – пруд, болото)

«Живая природа», Растения – 6 ч 

- комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения)

- части растений (корень, стебель, лист, цветок). Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция, кактус).

- светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка, традесканция). Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

- растения садов и огородов данной местности

- уход за растениями сада и огорода.

Животные – 5ч

- сравнение домашних и диких животных. Кошка-рысь. Собака-волк. Внешний вид, питание, название детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных (вода, тепло, воздух, пища). Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

-отношение человека к животным.

- рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни

- польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.

Человек – 5ч

- гигиена тела человека, закаливание

- гигиена человека. Органы пищеварения (ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник) элементарные представления.

- значение овощей и фруктов для правильного питания человека

- пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

   Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».

№ урока, тема

Содержание и форма организации учебных занятий

Вид деятельности обучающегося

1. Сезонные изменения в природе -  15ч

1.Влияние Солнца на смену времен года.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца.

Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

 Комбинированный урок.

Рассматривание рисунков и показ разных времен года, объяснения по каким признакам определены времена года. Составление рассказа о влиянии Солнца на смену времен года. Объяснение пословицы. Заучивание заклички, проговаривание заклички хором (по одному, по очереди)

2.Сутки. Долгота дня зимой и летом

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

        

Комбинированный урок.

Описание действий детей в разное время суток по иллюстрациям. Деление суток на части. Закрепление названий приемов пищи в разное время суток. Чтение предложений (вставляя пропущенные слова). Рассматривание рисунков и выбор блюд по заданию учителя Рассматривание рисунка, определение времени года (лета). Определение времени суток по картинке. Рассматривание рисунка, определение занятий детей. Перечисление любимых занятий летом. Объяснение пословицы. Рассматривание рисунка, определение времени года (зима). Определение времени суток по картинке. Рассматривание рисунка, определение занятий каждого члена семьи. Названия любимых занятий зимой. Составление рассказа о занятиях семьи.

3.Занятия семьи в течение суток Телефоны экстренных служб. Звонок по телефону

Составление рассказа о семье. Рисование по теме «Моя семья». Выбор любимых занятий по картинкам. Рассматривание иллюстраций. Разучивание телефонов экстренных служб. Определение правил вызова врача. Практическая отработка навыков разговора по телефону.

4.Осень

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой. Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры на природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Комбинированный урок.

Рассматривание рисунка, нахождение признаков лета, осени. Сравнение схем. Объяснение, почему осенью становится холоднее. Наблюдения за опаданием листьев. Объяснение значения слова «листопад». Рассматривание погоды за окном. Определение погодного явления Составление рассказа о настроении, вызванном погодой за окном. Чтение стихотворения. Сравнение листопада с золотым дождем. Рассматривание картинки. Экскурсия в художественный музей. Рассматривание картин русских художников. Рассматривание нарисованных листьев. Запоминание названий осенних месяцев. Рассматривание схемы, определение месяцев. Объяснение слова «хмурень». Сбор и сушка листьев в осенние месяцы, сравнение листьев. Изготовление поделки из природного материала.

5.Растения и животные осенью.

Экскурсия.

Составление рассказа о ягодах, созревающих в сентябре. Прогулка по школьному участку. Поиск и рассматривание листьев тополя, дуба, ягод шиповника. Сбор опавших листьев, их засушивание и наклеивание в тетрадь. Рассматривание рисунков. Приготовление (в домашних условиях) настоя шиповника. Рассматривание животных на картинке. Чтение о подготовке к зиме. Составление рассказа о еже. Рассматривание и называние животных, впадающих в спячку. Определение сказок о животных. Закрепление определений «перелетные птицы» и «неперелетные птицы». Рассматривание рисунка. Поиск и показ синицы, сороки. Объяснение понятия «сорока-белобока». Выбор способов и продуктов питания зимующих птиц по иллюстрациям.

6.Занятия людей осенью. Правила поведения на улице

Определение и выбор одежды по временам года по рисункам. Определение занятия детей на рисунках. Составление рассказа об осенней прогулке. Чтение стихотворения, обсуждение. Объяснение слова «гербарий». Знакомство с приготовлением блюд из овощей и фруктов. Практическая работа: помощь взрослому в приготовлении овощного супа. Выбор на рисунках овощей для приготовления супа. Заучивание стихотворения Разучивание правил поведения на улице. Дифференциация картинок по правилам поведения на улице. Рисование картинки по правилам поведения на улице.

7.Зима.

Нахождение признаков осени, зимы на картинке. Сравнение схемы. Объяснение слова «снегопад». Дополнение предложений. Объяснение пословицы. Рассматривание схемы. Запоминание названия зимних месяцев. Составление рассказа по теме. Разъяснение названия месяца. Чтение стихотворения. Работа над рисунками к любому четверостишию

8.Растения и животные зимой

Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа о жизни растений зимой. Рисование зимнего дерева Чтение текста. Составление рассказа о жизни животных зимой в лесу. Поиск на рисунке животных, о которых говорится в составленном рассказе. Описание животного, изображенного на рисунке. Составление рассказа по теме. Рассматривание птиц, предположение о их питании зимой. Отгадывание загадок о животных

9.Занятия людей зимой

Рассматривание рисунков. Нахождение и называние предметов зимней одежды. Составление рассказа о любимых зимних играх. Заучивание правил игры «Два мороза». Игра на прогулке. Чтение дома сказки «Два мороза», ответы на вопросы. Составление рассказа о заботе о животных и птицах зимой. Изготовление в домашних условиях кормушки для птиц. Определение названий предметов по рисунку. Отгадывание загадки

10.Весна

Определение времен года, признаков зимы, весны по рисункам. Объяснение по схемам признаков весны. Чтение и запоминание правил поведения в природе. Составление рассказа о правилах поведения на льду. Наблюдение за набуханием почек на ветках (опыт). Составление рассказа по рисункам об основных приметах весны.

11.Растения и животные весной

Показ объектов природы на рисунках, ответы на вопросы. Определение аромата цветов (практическое). Составление рассказа о цветении березы и тополя. Разучивание названий растений. Прогулка, экскурсия. Наблюдение за молодой листвой на деревьях. Нахождение и называние распустившихся цветов. Зарисовка увиденных объектов природы. Разучивание заклички. Отработка движений ног и рук при закличке. Составление рассказа по рисунку «Приход весны» Рассматривание рисунка (нахождение всех животных). Составление рассказа об одном из животных

12. Занятия людей весной

Рассматривание рисунков. Назвать вещи, которые надели мальчик и девочка. Рассматривание рисунка (как правильно одеться для похода в лес). Рассматривание рисунка (чем заняты дети). Составление рассказа о своих любимых занятиях во время прогулок весной. Чтение стихотворение. Беседа на темы: что выращивают в огороде, семена овощей, что сажают в поле, а что в огороде.

13.Лето.

Нахождение признаков весны, лета. Рассматривание схемы, подумать, почему летом тепло и жарко. Составление рассказа о птицах. Работа по схемам. Отработка названий летних месяцев. Нахождение в тексте и запоминание правил поведения во время грозы.

14.Растения и животные летом.

Рассматривание рисунков. Чтение текста, запоминание названия ягод, места, где растут эти ягоды. Составление рассказа. Рассматривание цветов. Запоминание или чтение их названия. Сказать, какие из них растут в поле, а какие – в саду. Рисование рисунка о правилах поведения в лесу. Рассматривание рисунка, составление по нему рассказа о летнем лесе Подсчитывание, сколько на рисунке бельчат, ежат, лисят, птенцов. Запоминание названия детенышей. Подумать и сказать, как называются детеныши волка и медведя. Рассматривание рисунка, подумать и сказать, где живут белка и леса. Подумать, чем белка кормит своих детенышей.

15.Занятия людей летом. Профилактика укусов насекомых

Назвать, какую одежду обычно носят летом. Составление рассказа: какую одежду могут надеть и мальчики и девочки, почему одежда должна быть легкой, почему летом обязательно носить головной убор. Рассматривание рисунка (чем занимаются дети). Назвать любимые летние игры. Запомнить правила поведения на водоеме. Составление рассказа, как люди ухаживают за огородом и почему нужно поливать растения. Рассматривание и чтение названия овощей и фруктов, назвать любимые. Рассматривание рисунков. Назвать, что на них изображено. Составление рассказа, как человек использует эти растения Рассматривание и называние опасных насекомых. Слушание текста, ответы на вопросы. Выбор одежды для похода в лес по картинке.

Неживая природа -  3 ч

16. Вода. Вода в природе.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото

Комбинированный урок.

Рассмотреть рисунок. Проделать опыт. Поставить на стол несколько емкостей с разными жидкостями (вода, молоко, томатный сок). Определить, в какой из них находится вода. Зарисовать опыт в тетради. Подумать, как человек использует воду. Рассмотреть на рисунках стаканы с водой, обратить внимание на то, что из опрокинутого стакана вода вылилась. Подумать, почему трудно взять воду в ладоши. Посмотреть рисунки, подумать, почему перевернутая банка пуста. Найти и показать на рисунке стакан с водой. Взять емкости с водой, соком, кофе. Определить, какая из них не имеет запаха. Рассмотреть аквариум на рисунке. Рассказать, какая вода в аквариуме и почему она такая. Рассмотреть рисунки и прочитать подписи. Закрыть их. Найти и показать: озеро, болото, пруд. Подумать, какие животные живут в реках, озерах. Выбрать по рисункам, чем можно заниматься на водоемах летом, а чем зимой. Подумать и сказать, в какое время года мы можем наблюдать дождь, а в какое – снег. Рассмотреть рисунок. Показать и назвать, в каком виде может быть вода. Проделать опыт. Взять в морозилке кусочек льда и растопить его. Посмотреть, что получилось. Нагреть полученную воду до кипения. Посмотреть, что получилось. Запомнить: горячий пар – осторожно!

17.Вода горячая и холодная. Температура воды.

Рассмотреть рисунки. Подумать, с помощью чего можно нагреть воду. Найти и показать на рисунке. Подумать, как люди используют горячую воду. Рассказать, как из холодной воды получить горячую воду. Как из горячей воды получить теплую воду? Какую воду можно использовать для чаепития, а какую – для полива цветов? Заварить вечером чай вместе со взрослыми и угостить своих близких. Рассмотреть рисунок. Взять термометр в руки, понаблюдать за изменениями его показателей. Рассказать, в каких случаях измеряют температуру тела человека. Для чего надо знать температуру воздуха? Узнать и записать в тетради: температуру тела здорового человека, температуру кипения воды, температуру воздуха зимой и летом

18.Значение воды. Правила обращения с горячей водой (в кране, чайнике)

Найти рисунок, где изображены животные, живущие только в воде. Назвать их. Рассмотреть рисунки. Сказать, что произойдет с растениями без воды. Рассмотреть, что делают дети. Подумать и ответить, как они используют воду. Подумать и сказать, для чего еще можно использовать воду Объяснение, чем может быть опасна горячая вода. Составление правил обращения с горячей водой. Запись правил в тетрадь. Нахождение картинки с изображением правильного обращения с горячей водой

Живая природа.  Растения – 6ч

19.Части растений. Жизнь растений

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.

Комбинированный урок.        

Закрепление знаний о строении растений. Рассматривание и показ на рисунках частей растений. Рассматривание на рисунке изделия из соломы. Домашняя поделка из соломы по образцу. Экскурсия на хлебозавод. Рассматривание рисунка, называние объектов природы. Чтение и заучивание стихотворения Рассматривание рисунка. Составление рассказа по рисунку.

20.Растения: влаголюбивые и засухоустойчивые, Светолюбивые и тенелюбивые растения.

Рассматривание рисунка. Запоминание слов. Ответы на вопросы. Зарисовка растения (по образцу, трафарету). Соотнесение растений по месту обитания.

21.Комнатные растения. Уход за комнатными растениями

Рассматривание рисунка. Запоминание слов. Нахождение объектов природы вокруг себя. Определение соответствия по картинке. Ответы на вопросы Отработка навыков по уходу за комнатными растениями. Составление рассказа.

22. Огород. Овощи в питании человека.

Рассматривание рисунков. Нахождение и показ объектов. Определение по рисункам времен года Определение объектов по рисункам. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения. Составление рассказа Рассматривание рисунка. Ответы на вопросы. Описание предмета с отгадыванием.

23.Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.

Называние объектов природы. Составление рассказа по картинке. Зарисовка и раскрашивание в тетради изображения предметов Рассматривание рисунка, схемы. Составление рассказа по рисунку. Описание предмета с отгадыванием Зарисовка объекта природы. Ответы на вопросы.

24.Уход за растениями сада и огорода. Правила безопасного использования садового инструмента.

Отработка навыков ухода за растениями в саду. Ответы на вопросы Нахождение садового инструмента на картинке, соотнесение с натуральными объектами. Чтение правил использования садового инструмента, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка садового инструмента. Показ рисунка, иллюстрирующего правильное использование инструмента.

Животные – 5ч

25.Дикие и домашние животные.

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Комбинированный урок.

Рассматривание рисунков. Составление рассказа о домашних и диких животных. Ответы на вопросы

26.Кошка и рысь. Породы кошек.

Сравнение объектов на рисунке. Ответы на вопросы. Зарисовка в тетради объекта природы. Заучивание прибаутки. Составление рассказа об объекте живой природы по плану Составление рассказа о породах кошек. Отработка навыков по уходу за животным.

27.Собака и волк. Породы собак.

Рассматривание рисунка. Нахождение объектов, классификация. Составление рассказа по рисунку. Составление рассказа по плану. Отработка навыков безопасного поведения при встрече с собакой Показ объектов на рисунке классификация по породе. Ответы на вопросы.

28.Правила поведения при контакте с домашними животными.

Рассматривание рисунков, определение правильного поведения при контакте с домашними животными. Чтение правил поведения при контакте с домашними животными. Запись правил поведения в тетрадь.

29.Рыбы.

Рассматривание схемы. Определение строения объекта природы. Ответы на вопросы. Зарисовка объекта природы. Рассматривание рисунка. Нахождение соответствия. Составление рассказа по рисунку. Прогулка в зоомагазин.

Человек -5ч

30.Тело человека.

Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Комбинированный урок.

Рассматривание рисунков. Составление рассказа. Отработка навыков физического воспитания

31.Органы пищеварения.

Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объекта. Отработка навыков личной гигиены

32.Питание человека.

Рассматривание рисунков. Классификация предметов. Показ объектов на рисунках. Ответы на вопросы. Составление рассказа по рисунку. Чтение стихотворения

33.Правила питания.

Отработка навыков правильного питания

34.Профилактика отравлений.

Отработка навыков профилактики отравлений

        

                

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» ВО 2 «А» КЛАССЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I модуль

Сезонные изменения в природе -  15ч

1

Влияние Солнца на смену времен года

01.09.21

2

Сутки. Долгота дня зимой и летом

08.09.21

3

Занятия семьи в течение суток Телефоны экстренных служб. Звонок по телефону

15.09.21

4

Осень

22.09.21

5

Растения и животные осенью

29.09.21

                                                               II модуль

6

Занятия людей осенью. Правила поведения на улице

13.10.21

7

Зима

20.10.21

8

Растения и животные зимой.

27.10.21

03.10

9

03.10.21

10

Занятия людей зимой

10.10.21

Весна

17.11.21

III модуль

    11

Растения и животные весной

24.11.21

12

Занятия людей весной

01.12.21

13

Лето.

08.12.21

14

Растения и животные летом.

15.12.21

15

Занятия людей летом. Профилактика укусов насекомых

22.12.21

Неживая природа -  3 ч

16

Вода. Вода в природе.

29.12.21

IV модуль

17

Вода горячая и холодная. Температура воды.

12.01.22

18

Значение воды. Правила обращения с горячей водой (в кране, чайнике)

19.01.22

Живая природа.  Растения – 6ч

19

Части растений. Жизнь растений

26.01.22

20

Растения: влаголюбивые и засухоустойчивые, Светолюбивые и тенелюбивые растения.

02.02.22

21

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями

09.02.22

22

Овощи. Огород. Овощи в питании человека.

16.02.22

V модуль

23

Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.

02.03.22

24

Уход за растениями сада и огорода. Правила безопасного использования садового инструмента.

09.03.22

Животные – 5ч

25

Дикие и домашние животные.

16.03.22

26

Кошка и рысь. Породы кошек.

23.03.22

27

Собака и волк. Породы собак.

30.03.22

VI модуль

28

Правила поведения при контакте с домашними животными.

13.04.22

29

Рыбы.

20.04.22

Человек -5ч

30

Тело человека.

27.04.22

31

Органы пищеварения.

04.05.22

32

Питание человека.

11.05.22

33

Правила питания.

18.05.22

34

Профилактика отравлений.

25.05.22

ИТОГО

Количество часов в год -34ч 

Фактически:

_______34______

Дано:

_____________

5.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по истории для коррекционной школы VIII вида по достижению планируемых результатов освоения АООП образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими объектами и средствами:

1. Учебно-методическое обеспечение:

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 
  • Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр.
  • Методические рекомендации (размещены на сайте).

2. Учебники предметной линии Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А.  Мир природы и человека. 2 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2018

3. Технические средства:

  • интерактивная доска;
  • персональный компьютер (ноутбук, планшет);

4. Учебно-практическое оборудование:

печатные пособия:

  • Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)
  • Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой;
  • Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

дидактический раздаточный материал:

  • карточки с заданиями, дидактическими играми и игровыми упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. Человек" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир. Человек" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе

Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) человек, 1 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» образовательной области «Окружающий мир»  составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124&raq...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...

Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека

Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...

Рабочая программа по миру природы и человека

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы...