Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе
реализующего
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа предмета «Пир природы и человека» во 2 классе
реализующего
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Класс 2
Учитель Ладыгина С.П.
Количество часов по учебному плану
Всего 68 часов, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе:
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
- Н.Б. Матвеева и др. «Мир природы и человека» Методические рекомендации 1-4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные программы – М.: Просвещение, 2016.
- Н.Б. Матвеева и др. «Мир природы и человека. 2 класс» Учебник в 2 частях для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные программы – М.: Просвещение, 2018.
- Н.Б. Матвеева и др. «Мир природы и человека. 2 класс»Рабочая тетрадь.
Программа учебного курса «Мир природы и человека» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения в 1–4 классах
Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы
все обучение носило практический характер. Поэтому, помимо предметных
результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека»,
реализуется программа формирования базовых учебных действий, которая
представлена основными составляющими: познавательными,
регулятивными, коммуникативными, личностными умениями и навыками
(для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер
жизненных компетенций). В курсе «Мир природы и человека» представлены
многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие
следующих жизненных компетенций:
– адекватность представлений о собственных возможностях и
ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
– способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);
– осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-
пространственной организации;
– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Таким образом, в каждой теме курса представлены задания на развитие
той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и
неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных
компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек»
отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения
принятыми ритуалами взаимодействия и т. д. Задания на развитие
жизненных компетенций отмечены специальным значком и представлены в
различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и
подвижные игры, художественная литература.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является
развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и
стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в
различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понятьумением вступать в контакт и работать в группах;
– умением использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
– умением обращаться за помощью и принимать помощь;
– умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
– умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
– умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Программа «Мир природы и человека» наряду с общими задачами
обучения имеет собственные учебные задачи. Для этой категории
обучающихся было бы неправомерно устанавливать традиционные
требования к усвоению знаний, умений и навыков. В программе не должны
быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям
обучающихся в обязательной форме типа: «Обучающиеся должны знать»,
«Обучающиеся должны уметь». Более приемлема формулировка
«Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
Предметными результатами изучения
курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:
Во 2 классе:
• правильно называть изученные объекты и явления;
• различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за
комнатными растениями;
• различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять,
где они растут, как используются человеком;
• различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки,
образ жизни;
• выполнять элементарные гигиенические правила;
• различать признаки времен года, объяснять причину сезонных
изменений в природе.
Содержание учебного курса «Мир природы и человека»
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого
отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его
усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные
изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и
«Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется,
отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные
изменения», «Неживая природа», «Живая природа». В 4 классе раздел
«Безопасное поведение» введен в другие разделы, а также выделен
отдельным блоком.
2 класс
Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро,
день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время
года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в
разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха,
текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как
приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4
растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для
жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые,
засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход
за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки.
Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности
произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк.
Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места
обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух,
пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности).
Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод,
желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых
отравлений.
Тематическое планирование
2 класс (34 ч)
Второй год обучения продолжает работу, начатую в первом классе. Основными задачами, которые необходимо решить в этот период, будут следующие:
• развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
• закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой
природы, смене времен года;
• изучение воды и ее свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;
• воспитание в детях интереса и бережного отношения к природе.
Следует напомнить о том, что порядок изучения тем, а также время, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем с учетом возможностей конкретного класса, уровнем подготовленности обучающихся.
№ п.п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
Сезонные изменения в природе (25ч) | 25 | |
1 | Влияние солнца на смену времен года | 1 |
2 | Сутки. | 1 |
3 | Долгота дня зимой и летом | 1 |
4 | Занятия семьи в течение суток. | 1 |
5 | Телефоны экстренных служб. Звонок по телефону. | 1 |
6 | Осень | 1 |
7 | Растения осенью. | 1 |
8 | Животные осенью. | 1 |
9 | Занятия людей осенью | 1 |
10 | Правила поведения на улице | 1 |
11 | Зима. | 1 |
12 | Растения зимой. | 1 |
13 | Животные зимой. | 1 |
14 | Занятия людей зимой | 1 |
15 | Весна | 1 |
16 | Растения весной. | 1 |
17 | Животные весной. | 1 |
18 | Занятия людей весной | 1 |
19 | Лето | 1 |
20 | Растения летом | 1 |
21 | Животные летом. | 1 |
22-24 | Занятия людей летом | 3 |
25 | Профилактика укусов насекомых. | 1 |
Неживая природа (9 ч.) | 9 | |
26 | Вода | 1 |
27 | Вода | 1 |
28 | Вода горячая и холодная | 1 |
29 | Температура воды | 1 |
30 | Вода в природе. | 1 |
31 | Вода в природе | 1 |
32 | Значение воды | 1 |
33 | Значение воды. | 1 |
34 | Правила обращения с горячей водой( в кране, чайнике) | 1 |
Живая природа (34 ч) | 34 15 | |
35 | Части растений | 1 |
36 | Части растений. | 1 |
37 | Жизнь растений | 1 |
38 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые | 1 |
39 | Светолюбивые и тенелюбивые растения | 1 |
40 | Комнатные растения | 1 |
41 | Уход за комнатными растениями | 1 |
42 | Овощи | 1 |
43 | Огород | 1 |
44 | Овощи в питании человека | 1 |
45 | Сад | 1 |
46 | Фрукты | 1 |
47 | Фрукты в питании человека | 1 |
48 | Уход за растениями сада и огорода | 1 |
49 | Правила безопасного использования садового инструмента | 1 |
Животные (11 ч) | 11 | |
50 | Дикие и домашние животные | 1 |
51 | Дикие и домашние животные | 1 |
52 | Кошка и рысь | 1 |
53 | Кошка и рысь | 1 |
54 | Породы кошек | 1 |
55 | Собака и волк | 1 |
56 | Собака и волк | 1 |
57 | Породы собак | 1 |
58 | Правила поведения при контакте с домашними животными | 1 |
59 | Рыбы | 1 |
60 | Рыбы | 1 |
Человек (8 ч) | 8 | |
61 | Тело человека | 1 |
62 | Тело человека | 1 |
63 | Органы пищеварения | 1 |
64 | Питание человека | 1 |
65 | Питание человека. | 1 |
66 | Питание человека.. | 1 |
67 | Правила питании | 1 |
68 | Профилактика отравлений | 1 |
2 класс (34 ч)5
Второй год обучения продолжает работу, начатую в первом классе. Основными задачами, которые необходимо
решить в этот период, будут следующие:
• развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
• закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой
природы, смене времен года;
• изучение воды и ее свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;
• воспитание в детях интереса и бережного отношения к природе.
Следует напомнить о том, что порядок изучения тем, а также время, отведенное для изучения каждой из них,
могут быть изменены учителем с учетом возможностей конкретного класса, уровнем подготовленности обучающихся.
5 В недельном учебном плане Примерных АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Мир природы и человека» во 2–4 классах выделено по 1 часу в неделю.
Содержание курса Тематическое
планирование
Кол-во
часов
Характеристика деятельности обучающегося
Сезонные изменения в природе (12 ч)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. ...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...