Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Казак Татьяна Вениаминовна
                                     Аннотация презентации к уроку
Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
Программа УМК «Школа России». 
 Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы 1 часть/ А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2022 г.; 
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Сокурская СОШ №19.
Раздел №3 «Родной край-часть большой страны». Тема изучается в 1 полугодии, 28 урок по календарно-тематическому планированию,2 часа в неделю, в общем объёме 68 часов, при 34 неделях учебного года.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx74.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Тема: Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

Класс :4 «а»

Цель: сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе

Планируемые результаты:

Познавательные

-умение извлекать информацию из учебника, видеоролика.

-устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой в лесу;

-использовать знаково-символические средства при создании мини-плаката «Модель леса»

Коммуникативные 

-осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;

-владеть диалогической формой речи;

-задавать вопросы;

 Регулятивные 

-формулировать учебные задачи,

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать качество и уровень усвоения материала;

          Личностные 

-проявлять бережное отношение к природе и ее богатствам.

Оборудование: МЭНЭДЖ МЭТ, № столов, учебники, презентация «Жизнь леса», карточки с заданиями, «коробка знаний», картинки растений и животных леса, клей, бумага формата А3. ножницы (на группы).

Ход урока

I.Организационный момент (1 мин.)

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится! (слайд №2)

Учащиеся определяют свои роли согласно МЕНЕДЖ МЭТ

 - Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, похлопать по плечу и сказать: -Как я рад, что мы с тобой сегодня рядом;

 партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; скажите: -Я желаю тебе успехов сегодня на уроке!

-Поприветствуем наших гостей!

-Садитесь. 

Вспомним необходимый сигнал для привлечения внимания ХАЙ ФАЙ, если мы его услышим, нужно поднять ладонь и посмотреть на учителя, при этом остановить все свои дела.

II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности (5 мин) Вспомним об особенностях почв. (Первые номера раздают карточки №1)

1) Выполните задание на карточке № 1, здесь 4 предложения, каждый заполняет один пропуск и передает по часовой стрелке следующему участнику группы. (подпишите свои карточки)

(использование структуры 1) СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ)

2)Проверка работы (на слайде №3)

Почвой называют верхний   плодородный слой земли. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной   Почвы нуждаются. в охране. (положите свои карточки в «Коробку знаний»)

III. Сообщение темы и целей урока. (3 мин)

Прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Попробуйте отгадать о чём пойдёт речь на уроке? (учитель включает файл звуки леса).

- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

(Учащиеся: - В лесу …)

 - А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте? (Учащиеся: - Щебет птиц.)

-Как вы думаете о чем будем говорить на сегодняшнем уроке?

(-Верно о лесе. Но не просто о лесе, а мы узнаем, что лес — это природное сообщество.)

3. А теперь попробуйте сформулировать тему урока?

-Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». (слайде №4-5)

-Все ли слова понятны вам в теме урока? -А выражения?

-Все ли из вас могут объяснить. - Что такое сообщество?  -Что такое природное сообщество? -Хотите узнать?

4.Итак, какие цели мы поставим себе на урок?

Цели:

-Выяснить, что означает выражение ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО?

-Доказать, что лес — это природное сообщество?  (слайде №6)

5.Актуализация опорных знаний.

 - Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»?

(Учащиеся: - Сообща что–то, вместе)

-А что такое природное сообщество?

 — Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

Найдём понятие в словарях, которые у вас на партах.

(Вторые номера находят и читают понятия из словаря.)

(СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе) (слайде №7) (1 мин.)

-Решение учебной задачи

-Безусловно, о лесе вы уже много чего слышали, знаете, часто бываете и, наверное, без труда сможете согласиться или опровергнуть утверждения о нем. Предлагаю заполнить такую таблицу.

6.Карточку 2:

 (использование структуры 3) ЭЙ АР ГАЙД –

«До и после») (слайде №8)

До

Утверждения

После

1.Лес — это только деревья.

2.Лесная подстилка очень необходима лесу.

3.Живые организмы леса взаимосвязаны.

- К заполнению столбца «После» мы вернемся в конце урока, когда завершим изучать материал по теме.

7. Работа по учебнику:(с.123-126) (Третьи номера раздают карточки №3)

(использование структуры 4) МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР) (2 мин)

каждый участник группы получит свое задание, выполняет его самостоятельно, затем по завершении времени, (2 мин) (Каждая группа выйдет из-за парт и обсудит в своей мини группе.).

1 участник- найти определения понятий: лес, природное сообщество, лесная подстилка, выписать их на листок, который лежит у вас на столе (с.123-126 учебника)

2 участник -найти компоненты неживой природы в лесу, выписать их на листок. (с.126 учебника)

3 участник -найти представителей живой природы(растения)и выписать их на листок (с.124-126 учебника)

 4 участник - найти представителей живой природы(животные) и выписать их на листок (с.1124-125 учебника)

3)Проверка выполнения (на слайдах)

Лес -(это сложное единство живой и неживой природы) (слайде №9)

 Природное сообщество леса (взаимосвязь живых организмов леса, тесно связанных между собой.) (слайде №10)

 Лесная подстилка (это опавшие листья и другие отмершие растения, из нее образуется перегной. (слайде №11)

 Компоненты неживой природы леса. (солнечный свет, воздух, вода, почва) (слайде №12)

 Представители живой природы(растения) (Ель, осина, сосна, дуб…) (слайде №13)

   Представители живой природы(животные) (Белка, дятел, иволга, шелкопряд, бабочки и гусеницы, лесная мышь, ласка и т.д.) (слайде №14)

- Посмотрим и сравним, так ли выполнена ваша модель?

 Смотрим видео.  (Резерв) (работы отправляются в «Коробку знаний) 

(3 мин)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(1мин) (муз) (слайде №15)

Заполнение столбца «После» из Карточки утверждений. (слайде №16)

-Возвратимся к карточке№ 2, заполним столбец «После», сравним со своим первым результатом, обведем верный. (2 мин)

 

Практическая работа (слайде №17)

Выполним «Модель леса» из выданных рисунков растений, животных, грибов, создать картину леса, наклеить на формат А3.

(Использование структуры 5) «РАФТ» (роль, аудитория, форма, тема)

(7 мин)

-презентовать классу. (одно, два слова в защиту работы)

 

Подведение итогов урока и выставление отметок. (слайд №18)

-  Почему лес называют природным сообществом?

(Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.) (2 мин.)

Домашнее задание

(Дифференцированное.) (слайд №19)

Читать стр.123-126, отвечать на вопросы стр. 126+ рабочая тетрадь стр 56-58 это на «4» + Приготовить сообщение (по выбору детей) это на «5»

- «Насекомые просят защиты».

- «Растения просят о помощи».

- «Птицы, прилетайте»! (1 мин.)

Рефлексия (2 мин.)

       

Зелёный                        жёлтый                    красный

Было интересно         были трудности      было не интересно (слайд №20)

Урок сегодняшний наш хотелось бы завершить такими словами:

       Лес зеленый охраняй! (слайд №21)

      И зверей не обижай!

 Не руби деревья ты!

      Сохрани в лесу цветы! (1 мин.)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

Жизнь леса. Лес — природное сообщество

Cформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать по...

Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,...

План-конспект по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окуржающего мира в 4 классе, на котором дети знакомятся ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами, ролью грибов....

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...