Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
4 класс
Учитель начальных классов
МОУ Инзенская сош №4
2012 г.
Урок окружающего мира .
Тема урока: Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей. Дать понятие о ярусах леса, роли грибов в смешанном лесу.
Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лесу (растениям, животным, грибам); умение правильно оценивать свою работу, работу товарищей.
Оборудование: интерактивный комплекс; индивидуальные карточки, карточки для парной работы, карточки для групповой работы, бланк «лист достижений на уроке»; карточки для демонстрации ярусов: дерево, кустарник, трава, мох, лишайник, гриб ; костюмы и реквизит для сценок.
Ход урока.
- Организация класса.
-Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Мы сегодня не одни- гости на урок пришли.
Посмотрите поскорей, поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе, ручки полочкой на стол.
Начинаем разговор…
- Сообщение темы, целей.
У нас урок окружающего мира. Тему урока мы узнаем, когда отгадаем загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню- земляникой,
Таню- костяникой,
Машеньку- орешком,
Петю- сыроежкой (лес)
слайд
-Правильно. А чем мы будем заниматься на уроке окружающего мира? Просигнализируем хлопками:
-читать +
-Считать -
-вычислять -
-играть +
-размышлять +
-бегать -
-наблюдать +
-решать задачи -
-открывать новое +
III. Проверка домашнего задания.
- Молодцы. Но сначала проверим домашнее задание.
Посмотрите, какими символами будем обозначать ответы « да», « нет»:
Слайд
Выполнять будем в бланке на первой строчке.
- Графический диктант :
-Все полезные ископаемые добывают в шахтах
- Прочность- главное свойство гранита
-Мел- разновидность известняка
-При разрушении гранита образуется каменный уголь
-Торф образуется из остатков древних животных
-Уголь на карте обозначается черным квадратом
-Одна тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали
- Попутный газ непригоден для использования
- Взаимопроверка.
-Поменяйтесь в парах листочками , проверьте: -vv--vv-
Слайд
-Запишите свой результат в бланк в первое окошечко.
IV.Работа над новой темой.
- Вводная беседа.
Вспомните, какие вы знаете леса? (хвойные (тайга), смешанные, широколиственные)
Что значит хвойные? Смешанные? Широколиственные?
Мы будем говорить о смешанном лесе. Почему? ( т. к. в нашей природной зоне растут в основном смешанные леса)
Слайд
Посмотрите, все ли деревья в лесу одинаковой высоты? ( нет)
А почему так происходит нам готов рассказать наш консультант.
- Сообщение консультанта.
- к уроку я получила задание узнать, почему растения в лесу разной высоты. Из энциклопедии « «жизнь леса» я узнала, что лес развивается не как попало . В нем можно выделить несколько этажей( или ярусов, как говорят ученые). Считают лесные этажи не от земли- снизу вверх, а наоборот сверху вниз. Первый, самый высокий ярус составляют высокие светолюбивые растения. Второй ярус- растения пониже. Они умеют эффективно использовать солнечную энергию, которую получают. Третий ярус- теневыносливые растения, которые не требуют большого количества света. И четвертый ярус- неприхотливые растения, покрывают почву, камни, стебли растений. Каждый ярус в лесу имеет свое название.
3. Загадки.
-Внимание. Послушайте загадки и вы узнаете названия ярусов (выходят 4 ученика с карточками ярусов)
* Каждый год молодцу
Добавляет по кольцу. (дерево) карточка- на доску
*от единственного корня растет много стебельков,
Не простых, а твердых, крепких, растет несколько годков. (куст) карточка- на доску
*она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
растет, цветет она все лето.
Коровам без нее – беда.
Она- их главная еда. (трава) карточка- на доску.
*я- болотное растенье .
Конопатят мною стены ( мох) карточка- на доску.
- к этому же ярусу относятся и лишайники карточка- на доску
4. Индивидуальная работа по карточкам.
-Потренируемся в определении ярусов растений.
На карточке напротив названия растения в окошечко запишите номер яруса, к которому оно относится
Слайд
- это задание проверят наши консультанты по рядам. Если вы закончили ,поднимите руку, консультант подойдет, про верит, поставит баллы в лист достижений (каждый правильный ответ-2 балла).
Итог: высказывания консультантов.
V.Физминутка.
- давайте отдохнем. Игра «Дерево, кустарник, травушка». Если я называю дерево, вы стоите, подняв руки. Куст- руки на пояс. Трава- присесть.
*колокольчик,облепиха.осина,тополь,малина,душица,орешник,медуница,подснежник,ель.
-Руки опустили. Теперь задание меняем. Если я называю растение, которое растет в Ульяновской области, то вы просто стоите, а если нет, то вы хлопаете в ладоши.
Яблоня
Груша
Береза
Мимоза *
Ель
Саксаул *
Облепиха
Вишня
Черешня *
Апельсин *
Слива
Кипарис *
Дуб
VI.Продолжение новой темы.
1. Беседа.
-Продолжаем работу. Скажите, чем является лес для живых организмов? (домом)
Сколько в этом доме этажей? (4)
А легко ли среди этих этажей найти животных? (нет)
Почему? ( животные прячутся среди растений)
Какие животные обитают в лесу ? ( млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы, земноводные, грызуны, насекомые )
Слайд
_Все ли лесные ярусы заселены животными ( да)
-Нам предстоит выполнить следующее задание: нужно расселить животных по месту их обитания, т.е. соединить линиями животное с местом обитания. Работу выполняем в парах.
2. Работа в парах.
- Прежде, чем начать работу, вспомним принципы работы в парах:
Слайд
( чтение хором): - цель
-Контроль
- договор
Слайд
- Самопроверка.
- Проверьте Слайд
- Оцените свою работу. Поставьте баллы в «лист достижений».
Слайд
- Цепи питания.
-Как связаны между собой растения и животные ? (цепями питания)
Слайд
-Сколько цепей питания существует в лесу? (множество)
Что в этой цепи должно стоять на 1-ом месте? А на последнем?
Сейчас мы попробуем составить цепи питания по группам.
- Деление на группы.
-Каждая группа получает конверт с названиями лесных обитателей. Задача группы: правильно определить их последовательность. Но сначала вспомним правила работы в группе ( читает 1 ученик)
Слайд
- не говорить всем сразу;
- всем смотреть на говорящего
- не спорить зря, а доказывать, объяснять;
- стараться понять друг друга;
- возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично,по имени.
- Выступление командиров групп.
- Кто согласен? (не согласен?)
7. «Осенняя сценка».
- Уже наступила календарная зима, но осень никак не хочет уходить . Давайте посмотрим ,как некоторые звери подготовились к зиме.
Сценка
Ведущий: Осень - добрая хозяйка -
Стол накрыла на лужайке.
Разложила угощенье -
Кисть калины и варенье,
На пеньках - опят-пострелов,
Желудей и ягод спелых.
Золотой листвой прикрыла
И зверушек пригласила.
Медведь: Я к зиме берлогу рою,
Буду спать я в ней зимою.
Я люблю зимой поспать,
Лапу вкусную сосать.
Ежик: Я зимою тоже сплю,
Холодов я не люблю.
Видишь, листья собираю,
В кучку их потом сгребаю.
Ежику тепло зимой.
Под листвою золотой.
Белки: Осень, осень! Нас послушай,
И орешков наших скушай!
Мы всё лето их сушили,
А потом в дупле сложили.
Там ещё грибочки есть,
всех запасов и не счесть!
Мыши: И мышата не зевали,
Зерен в норку натаскали.
Если есть еда зимой -
Не замёрзнем мы с тобой
-Ответьте на проблемный вопрос: могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему?
8.Грибы- обитатели леса.
-Мы не вспомнили еще одного обитателя леса. Послушайте загадку (Ученик):
Вырос он в березняке.
Носит шляпку на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Догадались? Это…(гриб)
слайд
- снова проблема: к какому ярусу отнесем грибы? ( к ярусу трав) Почему?
Какие два вида грибов вы знаете? (съедобные, несъедобные)
Приведите примеры съедобных грибов
Слайд
Приведите примеры несъедобных грибов
Слайд
9. Сообщение консультанта о грибах.
-Существует около 100 000 видов грибов самых разных форм и размеров. Когда-то их относили к растениям. Сейчас грибы выделяют в особое царство наравне с царствами животных и растений. Эти совершенно особые организмы играют важную роль в жизни леса. Некоторые грибы связаны с определенными деревьями и растут между их корней. Из корней дерева гриб получает сахара, а сам снабжает дерево мин. Веществами. Для развития грибов требуется целый ряд особых условий ( влажность, тепло, подходящее место), поэтому урожай грибов в разные годы неодинаков.
-Проблемный вопрос: нужны ли лесу грибы? Почему?
Давайте послушаем разговор грибов.
10.Грибная сценка
вед: Утром на лесной опушке,за пеньком на кочке,
Собрались...нет,не зверюшки,собрались грибочки.
1. Я-грибок и ты грибочек,мы растём средь пней и кочек.
День осенний чист и светел,не грустят грибы о лете.
2.И на горке, и под горкой, под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд в шапочках грибы стоят.
3. Мы-весёлые ребята,называемся Опята,
Делают нам маринад,кто нас съест, тот будет рад!
4. Нас, опяток,уважают девочки и мальчики.
Если только нас поджарят, то оближут пальчики!
Мухомор:Это что ещё за вздор? Всех красивеё мухомор!
Вы в кастрюлю захотели,чтоб сварили вас и съели?
Грибников я не боюсь, я над вами посмеюсь! Ха-ха-ха!
1. Ах, ты глупый хвастунишка!Что за польза так стоять?
2.Мухомор опасен очень,брать тебя никто не хочет,
Для людей ты ядовит.Этим вот и знаменит.
3.Убирайся ты с полянки, ядовитая поганка!
4.Нет, не трогайте грибок,есть от Мухомора толк!
Если вдруг в каком лесу лось большой попал в беду,
То лосям от всех болезней мухомора нет полезней.
Мухомор:А пока мы не скучаем и урок мы продолжаем.
- Всомним правила сбора грибов:
слайд
VII.Итог урока.
- Давайте вернемся к теме урока. Лес- природное сообщество. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? (т.к. в лесу растения, животные, грибы связаны между собой)
-Нам осталось вспомнить правила поведения в лесу (ученик читает стих)
слайд
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесе нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки,
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Поиграем в игру « крестики- нолики». Если вы согласны с высказыванием, то ставите крестик, а если нет, то- нолик. Выполняем в «листе достижений».
слайд
Вопросы:
- Самый верхний ярус в лесу образован деревьями
- Всего в лесу 3 яруса
- В пищевой цепи всегда бывает только 3 звена
- Лес- это природное сообщество, т.к. в нем все живые организмы живут сообща
- Грибы необходимы в лесу , т.к. они помогают получать из почвы полезные вещества растениям, а так же ими лечатся животные.
-Проверьте себя: ХООХХ
Слайд
- Оцените свою работу: каждый правильный ответ- 2 балла. Запишите результат в « лист достижений».
Слайд
- подсчитайте свой общий результат за урок. Максимальное количество баллов – 44.
Слайд
VIII. Рефлексия.
-Внимание, ответьте на 3 вопроса по схеме:
Узнал
Я Справился
Испытал трудности
IX. Домашнее задание.
- Откройте учебник на странице 175. Познакомимся с домашним заданием. Вам нужно будет прочитать материал учебника со с. 175 по с. 181, выполнить задания « Проверь себя». Кроме этого вы получаете задания по рядам:
1 ряд- подготовить сообщение на тему «Лесная подстилка и микроорганизмы».
2 ряд- сообщение на тему «Красная книга Ульяновской области».
3 ряд- в книге « Великан на поляне познакомиться и проанализировать рассказ «Лесные тропинки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Жизнь леса. Лес – природное сообщество."
Урок по окружающему миру...
Урок окружающего мира. "Что такое природное сообщество?"
Урок по программе Л.В.Занкова. Учебник Н.ЯДмитриевой, А.Н.Казакова, 3 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-113814-1350064161.jpg)
Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс. Этажи леса. Лес - природное сообщество.
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-334975-1383841187.jpg)
Урок окружающего мира по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество" 4 класс
Урок по теме "Лес - природное сообщество"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/04/picture-811559-1473011710.jpg)
Урок по окружающему миру 4 класс. Жизнь леса. Лес природное сообщество.
Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей, развивать познавательную активность детей, умение использовать в...
Презентация к уроку окружающего мира по теме"Природные сообщества, растения леса".Конспект урока.
Урок окружающего мира в 3 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе.Презентация наполнена интереснейшим объемным материалом для раскрытия темы на ур...