Жизнь леса. Лес — природное сообщество
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Савинова Нина Михайловна

 

Cформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_lesa.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь леса. Лес — природное сообщество

Цели: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, логически верно выражать свои мысли; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок — исследование

На уроке были использованы общедидактические принципы:

  1. наглядности
  2. последовательности
  3. доступности
  4. связь теории с практикой
  5. воспитывающего обучения.

Оборудование: плакат «Смешанный лес»; аудиозапись «Птичьи голоса»; схемы и муляжи грибов; атласы-определители; раздаточный материал; гербарии, таблица «Охраняемые природные территории Мордовии».

I. Организационный момент

              Каждый день — всегда, везде,

              На занятиях, в игре,

              Смело, четко говорим

              И тихонечко сидим.

  1. Проверка домашнего задания.  

          1. Тест по теме: «Земля — кормилица» (почвы)

    1) Характерными почвами нашего края являются....

                   а) черноземы;                           б) подзолистые почвы;

                   в) тундровые почвы;                г) серые лесные почвы.

             

    2) Черноземные почвы преобладают . . .

                  а) в тундре;                                б) в лесной зоне;

                  в) в степях;                                 г) в пустынях.

    3) Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...

        а) вода;                                       б) воздух;

        в) камни;                                    г) соли.

    4) В состав почвы входят.....

        а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

        б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

        в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

    5) Один сантиметр почвы в природе образуется за....

       а) 100-150 лет;                           б) 5-10 лет;

       в) 250-300 лет;                            г) 1-2 года.

2. Гербарии у всех ребят хорошие, но особенно у Воинова К., Чистовой И., Грачева А., Суркова Д., Денисовой О.

В их  гербариях можно встретить растения и луга, и поля, и леса.

  1. Актуализация знаний
  1. Какие растения растут в лесу? (деревья,  кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы).
  2. На какие 2 группы делятся растения? (хвойные и лиственные).
  3. Чем отличаются хвойные от лиственных?
  4. Какие хвойные деревья вы знаете?
  5. Какие лиственные деревья?
  6. Все лиственные деревья делятся еще на твердолиственные и мягколиственные.

         Посмотрите на плакат. (Дуб, ясень, клен - твердолиственные).

И еще, именно эти деревья растут на территории Мордовии.

        IV. Постановка проблемы и сообщение темы и целей урока

        Закройте глаза и послушайте (грамзапись «Птичьи голоса»).

        Ребята, где мы с вами сейчас побывали?

                        Дом со всех сторон открыт,

                        Он резною крышей крыт.

                        Заходи в зеленый дом,

                        Чудеса увидишь в нем. (Лес)

        Спор деревьев о том, кто из них важнее и нужнее:

                            Лиственница Неженка

                        Елочка Зеленушка

                        Береза Веселушка

                        Ольха Скромница

                        Рябина Краснощечка

        Довольно спорить!

        Ребята, а меня вы узнали?

         – По-моему, мы очутились в лесу. Давайте, поздороваемся с его хозяином.

        Здравствуйте, старичок — лесовичок!

        А их вы узнали?

        Что это за Неженка? Зеленушка, Веселушка, Скромница, Краснощечка?

        Про березу и березовый сок. (сообщение ученика)

        Осина — смелое дерево. (сообщение ученика)

        Липа — дерево горожанин. (сообщение ученика)

V.  Первичное закрепление

В лесу кроме деревьев столько еще растений, что нам без наших справочников не обойтись. Открываем учебник на стр.178.

Чтение статей (цепочкой по абзацам) и вывода на стр.181.

  1. Физминутка

  1. Включение в систему знаний  

                    1. Беседа по прочитанному

           Итак, растения в лесу живут сообща, как большая семья.

           Что же такое лес? (Это природное сообщество растений).

           Не мешают растения друг другу?

           Как растут растения в лесу? (этажами)

           Чем отличаются сосна от ели?

 Какие кустарники растут в лесу? (малина, шиповник, калина, смородина, лещина)

 Какие травы? (кислица, медуница, волчье лыко).

           Что вы узнали про кислицу?

           А что такое кукушкин лен? (мох)

        - Что вы знаете о мхах? (у них нет корней, цветов, плодов, не боятся холода, в хвойных лесах больше их, растут везде: и на деревьях, и на камнях).

       - Да, их более 27 тысяч видов. Кукушкин лен один из них, жесткий, упругий, вырастает до 20-40 сантиметров. На ножке коробочка, споры из нее высыпаются, как семена из мака.

            - А что такое ягель или знаменитый «олений мох» (лишайник)

            - Их насчитывается 20-25 тысяч видов.

            - Кто-нибудь из вас интересовался лишайниками? (Растут медленно 4-5 мм в год, вырастают до 10-20 см, долгожители, могут жить и 200-300 лет. Где нет лишайников — самый загрязненный воздух. Лишайники могут накапливать в своем слоевище свинец, медь, ртуть, цинк и другие вещества, которые они поглощают из воздуха).

- Какие грибы вы знаете? (съедобные и несъедобные).

Сначала ученые отнесли грибы к растениям, но выяснили, что в теле грибов есть вещества, которые есть только в теле животных и тогда их выделили в особое самостоятельное царство. Следовательно, грибы — это не растения, и не животные. Грибы — это грибы. Их на свете 100 тысяч видов.

- Зачем лесу грибы? (Нити грибницы срастаются с корнями. Она всасывает воду с минеральными солями и посылает ее дереву, а дерево отдает грибнице питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях. Корм для животных, насекомых, птиц.)

  1. Легко ли в лесу найти животных? (Удается не сразу)
  2. А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений и они прячутся).
  3. Да, лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу находят пищу).

          Работа в парах.  

  1. Составьте цепь питания, сложившуюся в наших краях. (Коллективная проверка).
  2. Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу. Приводят примеры).

2. Обычаи и традиции народа.

А как раньше люди относились к растениям леса?

С древности люди поклонялись деревьям, обожествляли их. По сей день существует праздник Троицы (обычно в июне). Праздник отмечался в рощах, лесах. Березу украшали лентами, плели венки, водили хороводы, пели народные песни, иконы украшали березовыми ветками, на пол бросали листья. До Троицы ломать ветки деревьев, рвать цветы запрещалось.

Особо воспеты в песнях разные деревья: «Вирь» (Лес), «Пиче» (Сосна), «Тума» (Дуб), «Келу» (Береза), «Умарина» (Яблоня).

Девочка в национальном (мокша) костюме исполняет песню «Умарина» (Яблоня)

       «Чувтонь паро умарина,

       Чувтонь мазый, умарь чувто, - 2 раза

       Козонь чачнесь умаринась?

       Козонь коснесь умарь чувтось? - 2 раза

                       Где родилась ты яблоня,

                       Где родилась красивая? - 2 раза

                       Ты выросла в большом лесу,

                       В большом лесу росла — 2 раза

VIII. Обобщение  - рефлексия

            1. Беседа об отношении к природе

- А как мы должны с вами относится к природе? (Бережно)

- Какая наука занимается охраной природы? (Экология)

- В 1971 г. создана ГРИНПИС, а в 1990 г. ГРИНТИМ — детская экологическая организация.

- Многие растения и животные занесены в Красную книгу.

- Почему цвет у книги красный? (цвет опасности тревоги).

- О каком заповеднике Мордовии вы знаете? (им. Смидовича в Темникове).

Посмотрите на таблицу «Охраняемые природные территории Мордовии». Мы видим, что под охраной находятся сосновая роща в поселке Ширингуши Зубово-Полянского района, дубовая роща в Ардатовском районе, Симкинский ландшафт поймы реки Суры и другие.

             

                  2. Твое отношение к природе

  1. Старичок — Лесовичок, нам пора возвращаться. Все ли мы узнали о жизни леса?
  2. Мне не всегда нравится, как ведут себя люди в лесу.
  3. Ребята, какие правила мы должны соблюдать?

Работа в группах (5 групп). Выработка правил поведения в лесу.

           1) не шуми

           2) не жги костры

           3) не бери собаку в лес весной и в начале лета

           4) не оставляй мусор

           5) не ломай ветки

           6) не рви с корнями растения

           7)ходи по тропинкам, не топчи

           8) не разоряй гнезд.

IX. Итог урока.

1) Почему лес называют природным сообществом?

2) Для чего нам нужен лес? (Кислород, жилища, корм для животных, лекарственные средства, поддерживание влаги в почве, грибы, ягоды, ткань, мебель).

3) Стихотворение «Мы хотим чтоб птицы пели».

  1. Рефлексия.

        Самооценка собственной работы на уроке.

— У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,...

План-конспект по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окуржающего мира в 4 классе, на котором дети знакомятся ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами, ролью грибов....

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...

«Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Аннотация к уроку по окружающему миру Тема урока:   « Жизнь леса. Лес – природное сообщество» («Школа России» А.А. Плешаков).  Класс: 4 .     Ав...