4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообщество". В процессе урока учитель использует разные формы работы: индивидуальную, групповую, словесные и наглядные методы, ТСО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс. Окружающий мир.
Тема. «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Цели: сформировать у учащихся представления о лесе, как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.
Оборудование: плакат со съемными ярусами леса, картинки с изображением животных (население ярусов); аудиозапись звуков леса; видеофильм «Жизнь леса», CD и DVD проигрыватели.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
2. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
- Почему люди называют землю «кормилицей»?
- Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв. (Ответы детей и дополнения учителя.)
- Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?
3. Работа по теме урока.
На предыдущих уроках мы изучали природу лесной зоны.
- Какие леса вы знаете? (Хвойные – тайга, смешанные, широколиственные.)
- Обратите внимание на формулировку темы урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
- «Природное сообщество» - это экологическое понятие.
- Что такое экология?
Экология – это наука о доме. Наука экология изучает взаимоотношения организмов со средой обитания.
- А как вы понимаете слова «природное сообщество»? (Объяснение детей.)
- В природном сообществе все организмы живут «сообща», совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.
Нам необходимо знать о связях в природном сообществе для того, чтобы не нарушить природное равновесие. Так как человек тесно взаимосвязан с природой. Растения и животные необходимы человеку для жизнедеятельности: питание, одежда, жилище.
- Послушайте, как пишет С. Погореловский о лесе в своем стихотворении.
Лес
Здравствуй, лес,
дремучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
ночью темной, грозовою,
что нам шепчешь на заре
весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
- Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с Солнечным Лучиком.
(На доске: на листе ватмана нарисован фон – небо и земля. По мере рассказывания сказки, на фон прикрепляются ярусы с изображением растений. После работы в группах, «заселяем» ярусы животными.)
- Послушайте сказку. (Фоном звучит запись звуков леса.)
Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:
- Ах, какое сегодня чудесное утро!
Посмотрел вниз и увидел лес.
- А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он.
В следующее мгновение Лучик очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину, ель, и так путешествовал по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. Он спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже – это кустарнички черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста – это мхи и лишайники.
- Интересно, - подумал Солнечный Лучик.
- Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням.
Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.
- Почему же в лесу есть такие ступени?
Лучик размышлял вслух и вдруг из кроны дерева услышал скрипучий голос – это был старый мудрый Ворон.
- Я отвечу на твой вопрос.
И вот о чем поведал Ворон.
В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения.
Так все растения в лесу образуют ярусы.
- Сколько ярусов насчитали вы? (4)
Лучик насчитал 4 яруса. А Ворон продолжил свой рассказ.
- Вероятно, ты заметил молодые, подрастающие деревца. Их нельзя отнести ни к одному ярусу, так как есть малыши и повыше и пониже – это подрост. Если подроста много – это хорошо, так как это будущий лес.
- Сколько ярусов вы насчитали? (Четыре)
- Какие растения составляют 1 ярус (самый нижний)? (Лишайники, мхи)
- Какие растения составляют 2 ярус? (Травы)
- Какие растения составляют 3 ярус? (Кустарники: жимолость, бересклет, крушина, калина)
- Какие растения составляют 4 ярус? (Дуб, береза, осина, ель, сосна)
- Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)
- Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)
Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.
- Помогите Солнечному Лучику познакомиться с животными, населяющими лес.
Работа в группах.
(Разделить класс на 3 группы)
Пользуясь учебниками с. 36 - 37, обсудить и составить список животных леса:
- Обитающих на деревьях (Белки, птицы, насекомые)
- Ведущих наземную жизнь (Заяц, лиса, волк, медведь, лось, лягушка и т.д.)
- Обитающих в почве (Кроты, личинки, черви)
Составьте цепи питания.
После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы. Учащиеся делают записи в тетрадях.
4. Физкультминутка.
Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.
- Можно ходить по траве
- Можно ломать деревья
- Можно отдыхать в лесу
- Можно жечь костры
- Можно слушать птиц
- Можно громко говорить, кричать в лесу
- Можно ходить по тропинкам
5. Продолжение изучения новой темы.
Подводя итог этой работы, «населяем» схему ярусов.
Проговариваем названия животных каждого яруса. Размещаем изображения животных в крону деревьев, на поверхности земли, в почву.
Выясняем, как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни.
- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы.)
- Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Ответы детей.)
Работа по учебнику с. 39
- Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы:
1) Как грибы связаны с лесными растениями?
2) Как грибы связаны с животными леса?
3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?
Прочитайте на с. 40 «О лесной подстилке и микробах»
- Из чего образуется лесная подстилка?
- Какая польза от нее для почвы? Для животных?
6. Закрепление изученного.
Просмотр видеофильма «Жизнь леса».
- Приведите примеры природного равновесия в лесу.
7. Подведение итогов урока.
- Почему лес называют природным сообществом?
Выставление оценок.
Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 41)
Выполнить задание № 1 (с. 41)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,...
Урок по окружающему миру "Жизнь леса. Лес – природное сообщество."
Урок по окружающему миру...
План-конспект по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Урок окуржающего мира в 4 классе, на котором дети знакомятся ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами, ролью грибов....
Урок окружающего мира по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество" 4 класс
Урок по теме "Лес - природное сообщество"...
Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...
Урок по окружающему миру 4 класс. Жизнь леса. Лес природное сообщество.
Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей, развивать познавательную активность детей, умение использовать в...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Конспект урока окружающего мира по программе "Школа России"...