Конспект урока, 2кл."Водные богатства".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Аллаярова Наталья Павловна

Конспект урока по окружающему миру во втором классе "Водные богатства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/d/PfP_dE_GssFnLw47.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.03.23

Место проведения: МАОУ «Центр образования №10» ГО г.Уфа РБ

Класс: 2

Кабинет: 310

ФИО учителя: Клочкова Н.Н.

ФИ студента: Лемешева А.

ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Водные богатства»

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

 Знать водные богатства нашей планеты; происхождение водоемов; понятия: исток, устье, русло, приток.

 Уметь находить и называть части реки; анализировать текст учебника, делать выводы.

Личностные: 

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков;

устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир». 2 класс. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.-143 с.: ил. – (Школа России); рабочая тетрадь Ч.2 (Школа России); презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап

самоопределения к деятельности

Словесный метод:

психологический настрой, беседа

1-2

 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Павловна и сегодня урок окружающего мира проведу у Вас я.

Встаньте ровно, ребятишки –

И девчонки, и мальчишки!

Руки вверх все, потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Здоровья всем мы пожелаем

И урок наш начинаем.

Присаживаемся. 

Приветствуют учителя и садятся.

Эмоционально настраиваются на работу.

Р.: умение настроиться на работу

Л.: самоопределение к учебной деятельности

II. Постановка учебной задачи.

Словесный метод: учебный диалог

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

2-3

 мин

-  У каждого на столах имеются рабочие листы. Выполним задание №1 «Найди слова»

-  Итак, какие слова у Вас получились?, Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище – каким общим словом можно назвать это?

- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить?

- Если быть точнее, тема нашего урока звучит так «Водные богатства».

- А как вы думаете, почему богатства?

- Верно.

- Предположите, какие цели вы с вами должны поставить перед собой? Что нового мы можем узнать о водных богатствах?

- Молодцы!

- Также мы с вами познакомимся с частями реки, по схеме научимся о них рассказывать.

- Водоёмы.

- О водоёмах.

- Потому что наша страна богата водными ресурсами. Потому что без воды не было бы жизни на Земле.

- Узнаем, что составляет водные богатства нашей планеты, на какие группы можно разделить водные богатства, будем учится замечать и ценить красоту природы.

П.: подведение под понятие

Р.: целеполагание

К.: учёт разных мнений

III. Открытие нового знания

Словесный метод:

учебный диалог, беседа

Практический метод:

работа с учебником

Словесный метод:

учебный диалог, беседа

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

Словесный метод:

учебный диалог, беседа

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

IV Физминутка

Практический метод: 

работа с учебником

10-11

мин

- Ребята, скажите, а что такое водоём?

- Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой.

- Что относится к водоёмам нашей планеты?

- Молодцы! Это всё является водными богатствами нашей планеты.

-  Как вы думаете, на какие две группы мы можем разделить водоёмы?

 -Совершенно верно. Что значит естественные? А искусственные?

- Хорошо. Давайте узнаем, правильно ли вы ответили на вопрос. Для этого прочитаем текст на стр.82. Прочитайте, пожалуйста.

- Правильно ли вы определили значение слов?

- Что относится к водоёмам естественного происхождения? (На доске)

-Верно. Искусственного?

- Молодцы!

- Сейчас мы с вами оправимся в путешествие по водным богатствам нашей планеты.

- Первый водоем, на который мы с вами отправимся – река. Вспомните, что вы знаете о реке.

- Хорошо.

- Прочитайте, пожалуйста, определение на слайде.  

- Какое происхождение имеет река: искусственное или естественное?

- Верно. Следующий водоём – озеро.  

- Прочитайте, пожалуйста, что же такое озеро.

- Если же река – это постоянный поток воды, то в озере вода просто стоит.

- Одно из интереснейших озёр нашей страны - озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, в нём огромный запас пресной чистой воды.

- Какое происхождение имеет озеро?

- На озерах мы побывали. Сейчас узнаем, куда двигаться дальше. Закройте глаза, представьте себе лето, звуки моря, шум волн.  О чем же мы будем говорить? Давайте вспомним, что вы знаете о море.

- Прочитайте, пожалуйста, определение.

- Спасибо.

- Скажите, ребята, а кто из вас был на море?

-Расскажите нам, какое впечатление у вас осталось? Понравилось ли вам?

- Ребята, куда впадает море?

- Рома, прочитай, пожалуйста, что такое океан.

- На нашей планете 5 океанов: Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Южный.

- Скажите, какое происхождение будут иметь океаны и моря?

- Верно. Давайте повторим, какие водоемы имеют естественное происхождение.

- Верно. Эти водоёмы создала природа, и они называются естественными.

- А какие водоемы мы не отнесли к естественным?

- Почему?

- Совершенно верно. Водоёмы, которые произошли при помощи человека, называются искусственными.

- Давайте отправимся на них.

- Первый искусственный водоём – канал.

- Как вы думаете, что такое канал?

- Прочитайте, пожалуйста, определение.

 

- Спасибо. Следующий водоем – пруд.

Пруд – это искусственный водоём для хранения воды с целью разведения рыбы.

- И последний искусственный водоём – водохранилище.

- Водохранилище – это искусственные водоёмы с огромными запасами воды, образовавшиеся после постройки плотин на реках.

- Давайте подведем итог, какие же водоемы имеют искусственное происхождение.

 - Верно.

- Давайте немного отдохнём. Встаем.

- Ребята, а знаете ли вы, где образуется река и куда она течёт?

- Давайте узнаем. Для этого рассмотрим схему на странице 83.

- Смотрим только на схему, текст пока не читаем.

- Как вы думаете, где будет начало реки? А что такое устье?

- Давайте узнаем, верны ли наши предположения.

-Начните, пожалуйста, читать текст под схемой. Все остальные внимательно слушают.

- Спасибо. Продолжай.

- Скопление воды.

Воспринимают информацию.

- Реки, озера, моря, океаны, пруды, каналы, водохранилища.

+ Искусственные, естественные.

+ Созданы природой. Созданы при помощи человека.

Читают текст.

+ Да.

+ Океаны, моря, озёра и реки

+ Каналы, пруды, водохранилища

+ Вода в реке пресная. Реки впадают в моря.

+ Река – это природный водный поток, который течет по углублению, которое называется руслом реки.

+ Естественное.

+ Озеро – это скопление воды в природном углублении.

Воспринимают информацию.

+ Естественное.

+ О море.

- В море соленая вода. Море впадает в океан.

- Море - это большое пространство, наполненное соленой водой и ограничено с одной или нескольких сторон сушей.

Делятся впечатлениями.

- В океан.

- Океан – это огромные водные пространства, окружающие материки и острова.

+ Естественное.

+ Озеро, река, море, океан.

+ Пруд, водохранилище и канал.

-+Их создал человек.

Воспринимают информацию.

Высказывают свое мнение.

+ Канал – это искусственные реки, по которому речные суда переплывают из одной реки в другую.

Воспринимают информацию.

Воспринимают информацию.

- Пруд, водохранилище, канал.

Выполняют разминку.  

+ Нет.

Рассматривают схему.

+Где находится исток.

+Место, где река впадает в озеро.

П.: выделение необходимой информации

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: смысловое чтение

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П.: выделение информации

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: выделение информации

К.: учет разных мнений

П.: выделение информации

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П.: выделение информации

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: выделение информации

П.: структурирование знаний

П..: анализ

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: смысловое чтение

V. Первичное закрепление в устной речи

Словесный метод:

учебный диалог, беседа

Практический метод: упражнение

Словесный метод:

слово учителя

Практический метод: 

Работа в парах

5-6

мин

- Как называют начало реки?

- Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море?

- Как называют углубление, по которому течёт река?

- Как называют другие реки, которые впадают в главную реку.

- Как определить, где правый берег, а где левый?

- Совершенно верно. Течение обозначается стрелочкой. В какую сторону смотрит носик стрелки, в ту сторону и направлено течение. Течение реки считается по направлению: от истока к устью.

- Значит в какую сторону должна быть показана стрелочка на нашей схеме?

- А сейчас выполним задание №2 Совместно.

 - Итак, проверяем.

У каждого на столах имеются  конверты с набором слов, из которых Вы должны составить предложение.

Вода камень точит.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

На выполнение задания 2 минуты.

- Итак, что у нас получилось?

 - Исток.

- Устье.

- Русло.

- Правый и левый притоки.

- Нужно смотреть в сторону течения реки, справой стороны – правый берег, с левой – левый.

-В правую.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П.: анализ, извлечение необходимой информации

Р.: планирование

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Р.: контроль, коррекция, оценка

4-5

мин

- Ребята, а сейчас возьмите, пожалуйста рабочие листы, которые лежат на ваших стола и выполните самостоятельно задания № 1, 2

- У вас 5 минут.

-Проверяем. Внимание на экран. Задание №1

За каждый правильный ответ ставим себе «+». Если все слова найдены в филворде – ставим 7 плюсов

+

-  Проверяем Задание№2 За каждый правильный ответ ставим «+»

Сосчитайте количество «+».

- Поставьте оценку. Посмотрите на слайд, здесь представлены критерии оценивания:

12-13 «+» - 5

9-11 «+» - 4

5 -7 «+» - 3

1-4 «+» - 2

- Поднимите руку те, кто получил 2, 3, 4?

- Все остальные 5?

- Молодцы!

Выполняют самостоятельную работу.

Обмениваются тетрадями.

Взаимопроверка.

Оценивают работу.

Р.: планирование

П.: структурирование знаний

Р.: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный метод:

учебный диалог, беседа

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

5-6

мин

- Ребята, а как Вы думаете, есть ли в нашей республике водные богатства?

- Верно.

- Вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек.  К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм. От загрязнения воды страдает всё живое.

- Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?

- Верно. На водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду.

- А как вы можете беречь и экономить воду в повседневной жизни?

- Правильно, молодцы!

Воспринимают информацию.

Воспринимают информацию.

- Не засорять мусором, ставить очистительные сооружения.

- Не лить воду просто так.

К.: учет разных мнений

П.: анализ, извлечение необходимой информации

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

VIII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный метод:

постановка вопросов,

формулирование

выводов, обобщений

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

2-3

мин

- Ваше домашнее задание: учебник с. 82-84 читать, Задание на рабочем листе №    .

- Как называла тема нашего урока?

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Что составляет водные богатства нашей планеты?

- А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке.

- Мы поиграем в игру «да» и «нет». Если моё высказывание правильное – показываете зеленый карандаш/ручку, а если неправильное – красный.

1. Озеро – это естественный водоём.

2. Водохранилище – это естественный водоём.

3. Начало реки – это исток.

4. Место, где река впадает в море, называется руслом.

5. У реки есть правый и левый берега.

- Молодцы!

- А сейчас поднимите красный карандаш, если вы ничего не узнали на уроке, и он вам не понравился.

Поднимите зеленый карандаш, если вам понравился урок, и вы узнали много нового.

- Молодцы! Урок окончен.

Записывают домашнее задание.

- Водные богатства.

- Да.

- Океан, море, река, озеро, пруд, водохранилище, канал.

Показывают зелёный карандаш.

Показывают красный карандаш.

Показывают зелёный карандаш.

Показывают красный карандаш.

Показывают зелёный карандаш.

Поднимают карандаши.

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р.: планирование

К.: учет разных мнений

Л.: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока +презентация "Водные богатства Калининградской области"

Методическая разработка урока "Водные богатства Калининградской области"+ презентация...

Урок ОНЗ "Водные богатства"

Урок в технологии деятельностного метода...

Конспект урока. Тема: "Водный транспорт. Яхта". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по технологии на тему: «Водный транспорт. Яхта»...

Конспект урока Тема: «Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит(гуашь)». 3 класс

Тема: «Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит(гуашь)»....

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Урок - проект: «Водные богатства»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАУрок - проект: «Водные богатства»   Цели деятельности учителя: формирования у детей первоначальных представлений  о водных богатствах наш...