Конспект урока по окружающему миру "Природное сообщество - болото", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тарасевич Ольга Сергеевна

Цель: Создать условия  для  первоначального формирования понятия о болоте; познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот; рассказать об  использовании и охране болот.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnoe_soobshchestvo_boloto.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока

Природное сообщество - болото.

Цель темы

Создать условия  для  первоначального формирования понятия о болоте; познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот; рассказать об  использовании и охране болот.

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природным изучаемым природным сообществом -болото.

Личностные: содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу,

- умение  слушать и отвечать на заданный вопрос;

- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные: 

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- читать осознанно небольшой текст, пересказать прочитанное, толковать понятие «Болото»

Коммуникативные:

- использовать в общении правила вежливости;

- принимать другое мнение

Тип урока

ОНЗ («открытия» нового знания)

Ресурсы

Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Окружающий мир, 3 класс, часть 2. – Самара, издательский дом «Федоров», 2010.

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1

Мотивирование к учебной деятельности

– Сегодня мне приснился удивительный сон. Мне снилось, что я гуляла в лесу и попала в какое-то таинственное, необыкновенное место.

-Посмотрите, какая здесь скудная растительность. Кругом сыро, мох.

– Догадались, где я оказалась? А теперь, я думаю, вы легко отгадаете загадку:

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. ( Слайд 1)

- Болото.

2

Актуализация знаний

УЗ№1 «Беседа о болоте»

УЗУ: Выявить знания детей о болоте.

УЗу: Ребята, давайте подумаем, что такое болото.

ПЗ: Для этого, ответьте на мои вопросы.

СУЗ:

- Как вы представляете болото?

- Как вы думаете, какие животные могут обитать на болоте?

- Какие растения могут расти на болоте?

- Чем отличается от других сообществ?

КВ: По правильности ответов учащихся.

ИВ: Какие вы молодцы! Как много вы знаете о болоте.

- Очень много воды, на болоте можно утонуть…

- Лягушки

- Кувшинки, камыши…

- На болоте нельзя пройтись, как по лесу или тайге…

3

Постановка цели урока

УЗУ: Сформулировать тему, цели и задачи урока, настроить их на работу.

УЗу: Вы догадались, какая тема нашего урока?

СУЗ:

-Сегодня на уроке мы будем изучать болото.

-Чтобы вы хотели узнать о болотах?

КВ: Устный опрос.

ИВ: Вот на эти вопросы мы сегодня и попытаемся найти ответы.

- Болото.

- Как возникают болота?

- Что растёт на болотах?

- Кто живёт на болотах?

- Значение болот.

4

5

Восприятие

Физкультминутка

Осмысление

УЗ№1 « Карта природных зон»

УЗУ: Показать, как обозначается болото на карте природных зон.

Узу: Давайте с вами посмотрим, как обозначается болото на карте природных зон.

ПЗ: Для этого, откройте учебник, на форзаце посмотрите на карту.

СУЗ: Карта в учебнике.

ОРД: Ребята, посмотрите на карту и ответьте мне на вопрос.

КВ: Как обозначается болото на карте?

- Где в России больше всего болот?

ИВ: Вы теперь знаете, как на карте обозначаются болота.

УЗ№2 «Понятие о болоте»

УЗУ: Дать понятие, что такое болото.

Узу: Ребята, давайте узнаем, что такое болото.

ПЗ: Для этого, посмотрите на экран и послушайте небольшую историю возникновения болот.

СУЗ:

- 1. Когда-то на этом месте было небольшое озерцо. ( слайд 2)

- Берега его густо поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались все больше, наступали с берегов на воду, переплетались стеблями. И  закрывали, закрывали воду ... Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озеро, закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот из переплетений стеблей, листьев и трав образовался толстый слой - почти до дна достает. Оттого, когда идешь по болоту, так пружинят кочки, так вязнут ноги. Того и гляди провалишься – под кочками вода. И в заросших ряской и  тиной водных зеркальцах тоже топкое дно, которое засосет любого.

-Или может речушка лесная текла не спеша и понемногу зарастала в низинках травами. (слайд 3)

- Или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот и образовались на таких местах болота.

- Болота - это копилки воды. Много воды - значит, стали расти здесь влаголюбивые травы, кустарники. (слайд 4)

КВ: Ребята, так что же такое болото?

ИВ: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, что такое болото.

До болота идти далеко, (Шагаем на месте.)

До болота идти нелегко. (Наклоны туловища влево - вправо.)

«Вот камень лежит у дороги, (Наклон туловища вперед.)

Присядем и вытянем ноги».

(Присели.)

И на камень лягушки кладут узелок. (Повороты туловища влево - вправо.)

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!» (Руки вверх, прогнулись.)

Вдруг на ноги камень вскочил (Прыжок на месте.)

И за ноги их ухватил. (Руки в стороны.)

И они закричали от страха:

(Руки на пояс.)

Это - ЧЕ! (Хлопаем в ладоши.)

Это-РЕ!

Это - ПАХА!

Это - ЧЕРЕПАХА!»

УЗ№1 «Работа по карточкам»

УЗУ: Проверить, как учащиеся умеют работать со статьёй учебника в группах.

Узу: Ребята, давайте с вами ответим на наши вопросы, которые были поставлены  в начале урока.

ПЗ: Для этого откройте статью учебника на стр. 93-97.

СУЗ:

1 группа: Какие растения растут на болоте?

2 группа: Какие животные обитают на болоте?

3 группа: Почему болото вызывает ужас у людей?

4 группа: Какая польза на болоте от лягушек?

5 группа: Почему в болоте нет рыб?

6 группа: Как вы думаете, какое полезное ископаемое образуется на болоте. Докажите примером из текста.

ОРД: Разделитесь на 6 групп по 4 человека.

В группах вам нужно будет ответить на вопросы, которые записаны на карточках. После того, как вы выполните задание, один из участников группы будет отвечать возле доски. Но перед этим, давайте повторим правила работы в группе.

КВ: Дети выходят и отвечают на вопросы, которые у них были в группе.  Учитель контролирует правильность ответов, корректирует ошибки, обсуждают со всем классом.

ИВ: Вот сколько интересного вы узнали о болоте.

-  На Западно - Сибирской равнине.

- Болото – это природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве.

- Мох сфагнум, чахлые сосны, стебельки пушицы, кустики вечнозелёного багульника, кустарники голубики, клюква.

- Насекомоядные земноводные – лягушки, жабы, тритоны.

- Земноводные – ужи и гадюки.

- Потому что выходят газы, образующиеся в глубине болота из – за гниения остатков растений и других организмов.

- Польза от лягушек, как и от жаб, огромная. Летом они ловят комаров, ищут их личинок – мотыля, поедают насекомых, слизней, спасая растения от вредителей.

- Потому что им там не хватило бы воздуха.

- Без доступа воздуха нижние части болотных растений отмирают, опускаются на дно. Пройдет время, и они преобразуются в торф. Люди издавна используют его как топливо и удобрение.

Правила работы в группе:

  • Думай, слушай, высказывайся.
  • Говори тихо и спокойно.
  • Соблюдай очередность.
  •  Уважай мнение других.  
  •  Записывай идеи.  
  •  Не спрашивай у учителя,
  • спрашивай у группы.
  •  Не бери всю инициативу на
  • себя.  
  •  Работай в полную меру своих
  • сил.

6

Закрепление  

УЗ№1: «Растения болот»

УЗУ: Закрепить знания детей о растительности болот.

УЗу: А теперь давайте проверим, как вы запомнили растения болот.

ОРД:

- На ваших столах лежат рисунки растения. Выберите те, что растут на болотах и поместите  на рисунок болота.

-Разделите растения на группы. (мхи, травянистые растения, кустарники).

КВ:  А теперь покажите, какие растения вы выбрали  и поместите их на экран.

ИВ: Молодцы, ребята! Вы правильно заселили болото растениями.

УЗ№2: «Исследовательская работа»

УЗУ: Создать условия для формирования исследовательских умений учащихся.

УЗу: - Вам сейчас предстоит выяснить,   растут ли на болотах деревья или нет.

Ребята,  скажите, а есть ли среди этих растений, которые вы выбрали деревья?

СУЗ:

- У вас остался кедр. Скажите, почему вы его не поместили на наше болото?

ОРД: Работать будем по рядам.

1 ряд - выясняет, какие условия на болоте.

2 ряд - какие деревья растут на болоте.

3 ряд – может ли кедр расти на болоте.

КВ: Устный опрос.

ИВ: Мы с вами выяснили, что кедр не может расти на болоте, т.к для него нужны другие условия. А на болоте у нас могут расти березы и сосны.

- Сосна, береза, кедр.

- Потому что он растет в смешанных  и хвойных лесах.

7

Подведение итогов (Рефлексия учебной деятельности на уроке )

- Вот и подошел наш урок к концу.

-Скажите, с каким природным сообществом мы с вами познакомились?

- Что вы узнали о болоте?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру."Перспектива" 1 класс.

Урок-исследование. Тема "Мы познаём мир" с презентацией....

Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"

Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Какие бывают растения?»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе, презентация ....