Технологическая карта урока.Окружающий мир.Лес и человек.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока окружающий мир. Конспект урока по окружающему миру на тему "Лес и человек" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._mir_otkr._ur.docx | 63.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Лес и человек.
Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Ход урока.
- Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.)
-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали урок звуками леса?
2. Актуализация и повторение пройденного материала.
Учитель. Перед тем как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
1.Работа с картой.
- Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Южнее зоны тундры и лесотундры располагается зона лесов)
- Каким цветом она обозначена на карте? Покажите на карте.(Леса занимают больше половины территории России. Они составляют две природные зоны: зона тайги - темно-зелёного цвета и зона смешенных и широколиственных лесов-свело-зелёного цвета)
- Какая у зоны лесов земная поверхность? (Почвы в лесных зонах богаче питательными веществами, чем в тундре)
- Какая она в сравнении с другими природными зонами? (Растительный и животный мир гораздо разнообразнее по сравнению с др. природными зонами)
2.Разгадывание кроссворда.
Учитель предлагает классу решить кроссворд и прочитать ключевые слова:
Вопросы к кроссворду:
1. Какое дерево является символом России?
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.
3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.
4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
5. Хвойный лес.
6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.
7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.
9. Дерево с листьями в форме сердечка.
10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.
III. Сообщение темы, цели урока.
Учитель. А сейчас послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» и сделайте предположение, о чём пойдет речь на уроке?
Учитель читает стихотворение С. Никулиной «Русский лес»:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Учитель. О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Ученики. В этом стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.
Учитель. Чем является лес для человека? ( Это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь». Лес излечит, напоит чистой водой. В лесу человек находит себе пищу – ягоды, грибы, орехи)
Учитель. А как вы считаете, велика ли роль леса в природе и жизни человека?
Учитель: Какая же тема нашего урока? (Лес и человек). Исходя из темы, подумайте, чему мы должны сегодня вместе научиться на уроке? (научиться бережно относиться к лесу)
IV. Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить и об охране леса, и о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.
- А кто знает, как живёт лес?
Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.
- А с помощью чего «дышит» наша планета?
С помощью лесов наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли.
- И это еще не все. Я предлагаю обратиться к нашему помощнику – учебнику.
1.Работа с учебником. Работа в паре.
- Прочитайте, что предлагают авторы учебника на с.103( С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей)
- Какое условное обозначение находится справа от этих слов? (Работаем в паре)
- Вы готовы поработать друг с другом? Итак, прочитайте текст на с.103-104 и с помощью схемы ответьте на пять пунктов, раскрывая их подробнее с помощью текста)
После чтения статьи учитель открывает слайд со схемой:
2.Коллективная работа со схемой.
Учитель. Опираясь на схему «Значение леса», покажите, какую роль играет лес в природе и жизни людей.
Ученики.
1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.
2) В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.
3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.
4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.
5) Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.
6) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.
7) Лес – защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.
8) Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.
9) Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.
Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
Ученики. В стихотворении говорится о вырубке леса.
Учитель. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.
Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!».
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).
Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:
∙ растения – женьшень, венерин башмачок;
∙ жуки – жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;
∙ птицы – филин, утка-мандаринка;
∙ звери – зубр, амурский тигр.
Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.
V. Физкультминутка.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
А в лесу растут цветы.
А в лесу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания – руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. ( Потягивания – руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Учитель. На следующем примере мы выясним, что зависит от каждого из нас. Как мы должны вести себя в лесу?
Ученик читает рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
– Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
– Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида.
Учитель. Чье поведение в лесу вы считаете правильным?
Ученики. Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.
Учитель. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте, какой поступок человека стал грозной бедой для леса.
Ученики читают стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Учитель. Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Дома изучите памятку «Как разводить костер» на с.107 учебника и придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради на с.52 з.5
VI. Самостоятельная работа.
1.- Как вы думаете, что могут обозначать эти знаки?
- Я предлагаю самостоятельную работу. Запишите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками. (Дайте краткие формулировки)
- Сравните их с правилами в учебнике на с. 104-106.
- Озвучьте первое правило, второе, третье, четвёртое и пятое.
- Дайте им общее название. (Правила друзей леса)
Учащиеся показывают экологические знаки и комментируют свои работы.
Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.
VII. Экологическая игра «Собери пословицу».
На магнитной доске слова. Учитель вызывает несколько человек: по сигналу на скорость ребята вставляют по одному слову в пословицу. Получается:
МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ,
МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ,
НЕТ ЛЕСА – ПОСАДИ!
VIII.Обобщение.
- Что получилось в результате игры?
- Кому нужен лес? (людям, животным, птицам, планете)
- Значит для кого нужно его охранять? (для будущих поколений)
- Каков вклад каждого человека в дело охраны леса? (важно участие каждого человека)
- О чем должны помнить люди, приходя в лес?
(Лес – наше богатство)
IX. Рефлексия. Итог урока.
- Вам понравилось сегодня работать на уроке?
- Оцените свою работу: если урок понравился и вы работали хорошо, прикрепите свой кленовый листик к верхушке нашего дерева, если работали в пол силы – к середине, а если не довольны собой сегодня – к корням?
- Урок закончить хочется красивыми словами Надежды Филимоненко:
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем -
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай,
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки -
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько говорить об этом.
И поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку -
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня -
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
X. Домашнее задание.
Дома изучите памятку «Как разводить костер» на с.107 учебника и придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради на с.52 з.5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Береги природу, человек!».
Технологическая карта урока окружающего мираТема: «Береги природу, человек!»....
Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".
Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...
Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс Человек и птицы
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Человек и птицы" 1 класс. УМК "Гармония"...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Про кошек и собак"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Про кошек и собак"...
Технологическая карта урока окружающий мир. "Как устроен организм человека. Путешествие в мир клеток" 4 класс. ПНШ
Технологическая карта урока окружающий мир. "Как устроен организм человека. Путешествие в мир клеток. 4 класс. ПНШ. План, конспект урока....
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Строение тела человека". Класс 2. УМК "Школа России".
Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока, в которой поэтапно представлены деятельность педагога и учащихся. Материалы урока дополняются презентацией. Данная методическая ...