Технологическая карта урока "Народы России. Мы - Россияне".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок соответствовал содержанию программы, цели и задачам урока, способствовал формировать умение у детей работать с различными видами информации. Данное умение обозначено в ФГОС НОО как одна из целей образования. Цель урока: создать условия для формирования представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных традиций, костюмах, быта. Урок был построен с использованием современные образовательных технологий: проблемное обучение, здоровьесберегающие, «технология сотрудничества». Учитель применил позицию учителя-фасилитатора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_narody_rossii._my-_rossiyane.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф. И. О. учителя: Букаткина Лариса Михайловна
Класс: 3
Предмет: окружающий мир.
Тема урока: «Народы России. Мы – Россияне».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цели урока: создать условие для формирования представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных традициях, костюмах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) УУД
Метапредметные:
Р.:- самостоятельно или с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Р.:- выполнять задание по составленному плану, сверять свои действия с ним;
Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Р.: -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
Р.: - проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
Р.: - оценивать правильность выполнения заданий.
П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
П.: - понимать значение справочников, словарей, энциклопедий; пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта
П.: - понимать значение знаков и символов в жизни общества.
К.: - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебных заданий;
К.:- осуществлять взаимопроверку при выполнении учебных заданий;
К.:- ставить вопросы друг другу.
К.:- слушать и понимать речь других.
Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности:
- оценка результатов учебной деятельности, используя знаково-символические средства.
Межпредметные связи: технология.
Учебно-методический комплекс урока:
Дидактические сопровождение:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2020.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь: В 2 ч. М.: «Просвещение», 2020.
Оборудование: персональный компьютер, мультимидиа-проектор, карточки для работы, клей.
Материалы для познавательной деятельности обучающихся: Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. Проф. Л.И. Скворцова. - «Издательство «Мир и Образование», 2005.
Интернет – ресурс
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задачи: развития универсальных учебных действий |
I. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности учащихся Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | - С каким настроением вы пришли на урок? Покажите одну из «мордашек», соответственно своему настроению. Сегодня урок необычный у нас Готов к нему, вижу, каждый из вас. Что ж, «Так держать!» - Сегодня мы будем работать с вами в группах. Какие качества нам необходимы, чтобы работа была слаженной, интересной: товарищество, взаимопомощь, ответственность, уверенность - Но перед работой, я предлагаю повторить правила работы в группе. (Памятка на доске!) -Вы в своей группе самостоятельно выберите главного командира-консультанта? Задача консультантов. Каждый член в группе самостоятельно оценивает свою работу в карточке, затем консультант оценит ваш в клад в общее дело. «Светофор». Есть такие пословицы - не трать время попусту. Время выиграно, всё выиграно. | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Устное сообщение учителя. Корректирует настроение одной - двумя фразами, дополнительно настроев на работу | Подготовка класса к работе Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. Выбирают командира-консультата. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Р.: целеполагание; Л.: самоопределение |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий | Выявление уровня знаний. 1. Фронтальная беседа 1)Повторение понятий «малая родина» и «большая Родина» - Поэт Владимир Александрович Степанов, написал стихотворение в котором объединил две родины. Послушайте и ответ те на вопрос о какой ещё Родине говорится в его стихотворении? Правильно о «большой Родине» и «малой родине». Как называется наша большая Родина? А, чем отличается одно государство от другого? | 1.Организовывает повторение знаний и умений, для погружения в проблему. 2. Активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы. 3. Организовывает самопроверку учащимися своих ответов по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. | - Мы живем в России, говорим на русском языке Наше государство имеет свой язык, на котором разговаривает его народ, свои символы, свою историю, традиции, географическое положение, свои обычаи. - У каждого государства есть своя символика (герб, флаг и гимн). Эти символы очень важны. Они объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от национальностей. Каждый россиянин может сказать: «Это наш герб. Это наш флаг. Это наш гимн». | П.: развитие логического мышления; П.:- подведение под понятие; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; К.:- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Р.:- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; Р.:- с помощью учителя формулировать цель урока после предварительного обсуждения; |
III. Выявление места и причин затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Прочитайте слова первого и второго столбика нашего гимна. - Чем гордятся россияне? - А, что мы подразумеваем под словом «народ»? - Из каких источников мы можем узнать об толковании этого слова? - Я предлагаю обратиться в толковые словари. Народ – население государства, жители страны. Нация, национальность или народность. Народное искусство. Народное торжество. (Толковый словарь С.И. Ожегова) Народ – люди народившиеся на известном пространстве; говорящие одним языком; обыватели государства, страны. (Толковый словарь В.Даля). - Вы хотите узнать о братских народах нашей страны? - Задайте вопросы, что вы хотите узнать? - Сформулируйте тему урока. | Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва. Народ – население государства или жители страны, единый язык, единая культура, единый внешний вид (одежда). | Пытаются решить проблему, опираясь на личный опыт и на свои уже имеющиеся знания и умения. Фиксируют проблему. -Свободой, братскими народами, мудростью народной. - Сколько народов живут на территории нашей страны? Как они называются? Как они живут? Где они живут. Тема урока «Мы - россияне». | К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р.:- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Р.: - принимать и сохранять учебную задачу. |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
- Откройте учебник с. 25. - Какие народы представлены в учебнике? - Это народы: русский, мордовский, татарский, ненецкий. - Сегодня мы рассмотрим самые многочисленные и малочисленные народы нашей страны. - У вас на столах лежат один конверт с вопросительным знаком. В этом конверте находится еще тайна и загадка для вас, которую вы на этом уроке должны разгадать. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. План изучение темы.
Поделиться с ребятами из других групп. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Работают со словарями и карандашом, отмечают «что я знаю ..» и «что я нового узнал …» Совместно с учителем формулируют понятия и способы действий, которые им нужно уточнить и научиться правильно их применять. | П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К.: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Р.: принимать и сохранять учебную цель и задачу; Р.:- волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Р.: умение слушать в соответствии с целевой установкой и чётко выполнять указания. |
V. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: построения учащимися нового способа действий и формирований умений его применять | Первый пункт плана вы изучаете вместе, а 2,3,4 части консультант распределяет поручения, чтобы сэкономить время. Группа получит дополнительный балл, если члены группы успешно справятся с тестом. Пословица находится во втором конверте на другом столе. | Организует учебное исследование, для выделения понятия. Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Совместно с учителем проводят коллективное исследование с опорой на схему. Читают каждый этап и выполняют задания с комментированием во внешней речи в группе. | Р.:- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; Р.: - контроль, коррекция, оценка; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; П.: - выполнение действий по алгоритму; |
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых задач | Практическая работа Дети выполняют задания. | Организует самостоятельную коррекционную работу. | Самостоятельно выполняют задание небольшого объёма на новый способ действий. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности; Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства. |
VII. Этап включения в систему знаний и повторений. Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний | Один ученик или в паре демонстрируют работу группы, сопровождая ее рассказом. | Организует деятельность по применению новых знаний. Организует коррекционную работу, практическую работу, | Решают задания на включение нового знания в систему знаний. | Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка. П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; П.: планирование работы по устранению неуспеха; Р.: планировать работу по устранению ошибок. |
VIII. Этап рефлексии деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Оцените свои достижения на уроке. - Что получилось? - Что не получилось? - Почему не получилось? - Оцените своё настроение по результатам работы. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, деятельности на уроке, проговаривают способ «открытия» нового знания. Сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. В карточках «Рефлексия» командир выставляет оценку деятельности каждого члена грумы (индивидуальный вклад в общее дело), затем член группы выставляет отметку себе. Анализируют совпадения оценок. | П.: - контроль и оценка процесса и результата деятельности; Л.: - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; К.: - использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Л.: оценка результатов учебной деятельности используя знаково-символические средства. |
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока? -Что было интересным? - Над чем надо поработать? |
Контрольно-оценивающая деятельность. Участвует в обсуждении оценки при расхождении оценки командира и члена группы. | Определяют типичные недочёты, причины неудач, отмечают положительное в работе, обращают внимание на индивидуальное творчество. | Р.: контроль, коррекция, оценка; самооценка. П.: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; П.: планирование работы по устранению неуспеха; Р.: планировать работу по устранению ошибок. | |
Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок. | Объясняет сущность домашнего задания. | Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную разных источниках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Россия – наша Родина»
Урок соответствует стандартам нового поколения. Цель урока: Формирование представления учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве, воспитание патриотизма....
Модуль "Основы мировых религиозных культур" технологическая карта урока "Россия - наша Родина"
Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Технологическая карта урока. Тема: "Россия - наша Родина". Цель: формирование целостного образа России,...
«Технологическая карта урока «Россия - наша Родина» по учебному модулю «Основы православной культуры»
4 класс ОРКСЭ. Основы православной культуры. Подробная разработка урока "Россия – наша Родина"....
«Технологическая карта урока «Россия - наша Родина» по учебному модулю «Основы православной культуры»
Патриотическое направление...
Технологическая карта урока "Россия-наша Родина"
Технологическая карта урока "Россия-наша Родина" комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль ОПК) - 4 класс...
Технологическая карта урока «Россия вступает в XX век» (Окружающий мир)
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX векаПланируемые результаты:Предметные:·...
Технологическая карта урока Россия и ее соседи.
Технологическая карта разработана для урока окружающий мир. 4 классАвтор УМК: ОС «Начальная школа 21 век»: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир». Учебник для 4го класса в 2х частях....