«Технологическая карта урока «Россия - наша Родина» по учебному модулю «Основы православной культуры»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Патриотическое направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol.karta_uroka_orkise_rossiya-nasha_rodina.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологическая карта урока «Россия - наша Родина»
по учебному модулю «Основы православной культуры»
Ромадова Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ «ВЦО №2»
г. Венев
1. Общая часть | ||||||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы православной культуры | Класс | 4 | |||||||
Тема урока | Россия – наша Родина. | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Создавать условия для понимания того, что объединяет всех граждан России и формирования системы нравственных ценностей. Создавать условия для формирования умения жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей. | П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений. Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания. К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог. | Формирование представления учащихся о территории и границах России, о России как многонациональном государстве, воспитание чувства гордости за свою Родину и российский народ. Воспитание уважительного отношения к истории страны, семейным ценностям. Пробуждать интерес и любовь к Родине. | ||||||||
Цель урока | Дать представление о России как многонациональном государстве; о духовном и внутреннем мире человека; о культурных традициях страны. Формирование чувства гордости за свою Родину, образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. Формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление. Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Воспитание уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн). | |||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Знание и понимание ценностей: Отечество, Родина, семья, культурные традиции, символы страны, Материальный мир. Духовный мир. Внутренний мир. | |||||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, электронное приложение к учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры», сайт: viki. rdf.ru | |||||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Физическая карта Российской Федерации, аудиозапись гимна РФ С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» Учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс М., «Просвещение» 2014 «Моя Россия» Соловьёва Н. Струве Г. сайт: viki. rdf.ru оформление Берюховой Е. К. | |||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||||
5 минут | Прослушивание песни и просмотр видеофильма «Моя Россия» Работа с последним слайдом. - Можно ли сказать, что авторы любят Россию? - Почему вы так думаете? Самостоятельная формулировка учащимися темы урока. Вы прослушали песню и просмотрели видеофильм. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? | Личностные: Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование цели | ||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | ||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||||
Самоопределение к деятельности Как называется то место, где вы родились и выросли? – Это наша маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит великая Родина. - Что такое «Родина»? Попробуйте дать определение. - А какое определение можно найти в словарях? (ученик находит в словаре) С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» (с. 549) 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь. Этимология слова. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения. Электронное приложение к учебнику
- В каких значениях может быть использовано это слово? (большая и малая Родина) Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. - О малой Родине у Г. Ладонщикова есть стихотворение. Прочитайте его. (карточки на партах) Родная земля Холмы, перелески, луга и поля — Родная, зелёная наша земля. Земля, где я сделал свой первый шажок, Где вышел когда-то к развилке дорог. И понял, что это раздолье полей — Частица великой Отчизны моей. | Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. | |||||||||
Этап 3. Практикум | ||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||||
Работа с картой - Как называется страна, в которой мы живём? - Кто является главой нашего государства? - Покажите на карте Россию. - Что вы можете сказать о её территории? Наша Родина очень велика. – Почему нашу Родину называют необъятной? Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса. - Какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? - Какие города вам известны? - Покажите столицу нашей Родины на карте. Наш город – Санкт-Петербург. Работа по учебнику (с. 4 -6) Тема урока. Вы узнаете:
Работа с электронным приложением к учебнику:
Работа по учебнику (с. 4 - 6) Материальный мир. Духовный мир ( Мир культуры). Внутренний мир. - От чего зависит наше настроение, наши поступки, наши дела? – от состояния нашего внутреннего мира, от того, чем мы его наполняем. Работа с электронным приложением к учебнику:
Труд души. Задание 1 Труд души. Задание 2 Традиции. Культурные традиции. Религиозные культуры. Морально-этические нормы. Вечные ценности. Ценности – мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для человека и всего общества, помогают нам выбирать поступки и оценивать их. Общепризнанные ценности: добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода. Идеал – высшая цель, к которой стремится человек, ее трудно достичь, но она является образцом для поведения. - Как вы понимаете словосочетание «духовный мир человека»? В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. - Что такое культурные традиции? Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Задание: Составьте в парах список различий народов России. (текст на доске) Живут в России разные народы с давних пор. Одним - тайга по нраву, другим - степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один черкеску носит, другой надел халат Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод. Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд. Одним – милее осень, другим - милей весна, А Родина - Россия у нас у всех одна. Отличия: 1. Место проживания 2. Язык 3. Обычаи, традиции 4. Интересы, увлечения 5. Национальная кухня
Труд души. Задание 3 Труд души. Задание 4 Вывод. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной. - Что такое “символ”? -Какие государственные символы вы знаете? – Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. – К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, электронных ресурсов; выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод. Коммуникативные: способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками. Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить. Личностные: имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил. | |||||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||||
Работа с электронным приложением к учебнику:
Любовь к Родине. Задание 1 Любовь к Родине. Задание 2 Любовь к Родине. Задание 3 Любовь к Родине. Задание 4 | Коммуникативные: уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга. Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, сравнивают, делают выводы. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося | |||||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | ||||||||
Беседа по содержанию. - Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна? – Какова главная мысль этого произведения? - Какого человека называют патриотом? - Можно ли сказать, что презентация создана патриотом? Патриот – человек любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающей подвиги во имя интересов своей Родины. Запись в тетрадь терминов и понятий: Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, духовный мир, внутренний мир, культурные традиции. Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает карточку) Моя Родина – это… Самыми трудными событиями моей Родины были… Когда я вырасту, я хочу… Я не хочу, чтобы моя Родина… Я благодарен своей Родине за то, что… - Закончить наш урок хочется словами стихотворения С. Орлова «Родное» (на доске) Я узнал, что у меня есть огромная страна. И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок, Речка, небо голубое - это всё моё родное! Это Родина моя, всех люблю на свете я! | Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли. Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний. Познавательные: оценивают процесс и результаты своей деятельности. Личностные: осознают важность полученных знаний. | |||||||||
Домашнее задание 2 мин. | Вопросы и задания (учебник с. 6) *1. Найти и записать 3 пословицы о Родине. 2. Расскажи членам семьи об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги? 3. Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Россия – наша Родина»
Урок соответствует стандартам нового поколения. Цель урока: Формирование представления учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве, воспитание патриотизма....
Модуль "Основы мировых религиозных культур" технологическая карта урока "Россия - наша Родина"
Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Технологическая карта урока. Тема: "Россия - наша Родина". Цель: формирование целостного образа России,...
«Технологическая карта урока «Россия - наша Родина» по учебному модулю «Основы православной культуры»
4 класс ОРКСЭ. Основы православной культуры. Подробная разработка урока "Россия – наша Родина"....
Технологическая карта урока "Россия-наша Родина"
Технологическая карта урока "Россия-наша Родина" комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль ОПК) - 4 класс...
Технологическая карта урока "Россия — наша Родина"
Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе по УМК «Перспектива» с использованием интерактивных карточек образовательной пл...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Вдали от Рая» (УМК «Основы православной культуры»»,4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о «Ноев ковчеге» и разницы между понятиями «расстройство» и «обида» .Задачи урока Дидактические...
Технологическая карта урока "Россия - наша Родина"
Технологическая карта и презентация к уроку....