Реализация системно - деятельностного подхода на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book | 1.53 МБ |
programma_npk.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
К приказу МБУ «Методический центр»
№ 18 от 26.02.2019 г.
ПРОГРАММА
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«Системно-деятельностный подход
как методологическая основа
федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)»
в рамках реализации дорожной карты
Территориально-ресурсного центра «Школы нового поколения»
на территории города Тулуна Иркутской области на 2018-2019 уч. гг.
Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г Ананьев, Б.Ф. Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандартов второго поколения, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.
Приоритетным направлением образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В этом одна из отличительных особенностей новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.
Деятельностный подход к обучению предусматривает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, на развитие ключевых компетенций. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. К ключевым компетентностям относятся: информационные, коммуникативные, познавательные, социальные, личностные. Формированию этих компетентностей способствует системно – деятельностный подход.
Как же построить учебное и внеучебное занятие, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения, основой которых, является системно-деятельностный подход?
Цель: поддержка педагогических инициатив, распространение актуального педагогического опыта работы, педагогических практик в вопросах реализации стратегических направлений системно-деятельностного подхода.
Задачи:
- обобщение и распространение актуального педагогического опыта в вопросах реализации стратегических направлений системно-деятельностного подхода;
- содействие повышению и совершенствованию методического уровня педагогов;
- создание условий для обмена опытом успешной педагогической деятельности.
Дата: 16 марта 2019 г.
Место проведения: МБОУ города Тулуна «СОШ № 25»
Время | МЕРОПРИЯТИЕ | Место | Модератор |
9.30.-10.00 | Регистрация участников | Фойе | |
10.00-10.30 | Открытие научно-практической конференции | Актовый зал | Ходацкая О.А. Шардакова Л.Е. Грищенко М.В. |
10.30-11.00 | Пленарное заседание «Формы и методы обучения в рамках системно-деятельностного подхода» | Актовый зал | Грищенко М.В. |
11.00-12.30 | РАБОТА СЕКЦИЙ | Кабинеты | Модераторы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира. Из опыта работы.
Из опыта работы....
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира...
Опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деят...
Творческая разработка Тема "Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира" СВОЙСТВА ВОДЫ
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные ...
Аналитический отчет тема: Реализация системно-деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности.
Самоанализ учителя начальных классов за межаттестационный период по теме: Реализация системно деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности....
Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"
Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...